Образование Древнерусского государства – причины и даты. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства Теории создания древнерусского государства

2.1. Теории о возникновении древнерусского государства

Племенные княжения славян часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI-VII вв. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян», являвшаяся союзницей Византии. Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява) по всей видимости, располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов). Известный историк Б.А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение «Русь», включавшее в себя и часть северян[ Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2006.- c. 81-83]

Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины -- свидетельства формирующейся государственности.

Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточнославянского общества. Таким образом, в результате экономического и социально-политического развития у восточнославянских племен начала складываться государственность.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) -- закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.

Теории возникновения древнерусского государства

1. Религиозно-историческая теория изучает движение человека к Богу. В книгах православных авторов история России трактовалась как история народа, наделенного Божественным призванием, имеющая корни в далеких библейских временах. Точкой отсчета Российского государства является Киевская Русь, ее крещение. Историки религиозной теории причину Великого переселения народов связывают с рождением Иисуса Христа. По логике христианских богословов, в смене этнической картины в Европе после Великого переселения с наглядностью проявилось Божественное Провидение: “старые” народы сошли с исторической арены вместе с завершением ветхозаветных времен. На историческую арену пришли “новые” народы, составляющие основу сегодняшних государств. Новая христианская эра стала временем торжества евангелической проповеди и жизнеутверждения народов, обратившихся к христианству. В Евангелии от Луки, гл. 1, стихи 26--35, записано: “Бог послал в этот греховодный, развращенный мир Своего Сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. Со дня Его рождения на земле наступило новое время. Даже наше летосчисление начинается с рождения Иисуса Христа”.

2. Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющее понятие локальная цивилизация. На территории России такой цивилизацией является Евразия. Евразийцы (начало и середина XX века) рассматривали Россию, как целый историко-географический континент с особой судьбой. На территории междуречья Днепра и Волги, существовавшей во времени I т.н.э., было много государственных объединений (скифское, сарматское, гуннское, хазарское, булгарское, половецкое и др.) с этнически “смешанным” составом населения. Евразийцы считали, что российские истоки - не только в Европе, но и в Азии -- пристально изучали роль Востока в истории России. Они впервые обратили внимание на Восточно-Европейскую равнину как на некий “котел” для этнических “переплавок”, выдвинув тезис “Россия -- это соборность наций”.

Наследие евразийцев отразилось в творчестве историка и этнолога Л.Н. Гумилева (1912--1992), написавшего большое количество работ, посвященных истории древних народов. Особое внимание он уделял проблеме межэтнических контактов, в том числе и в российской истории, утверждая, что россияне -- это этнос, сложившийся из трех компонентов: славян, финно-угров и татар. Локально-историческая теория изучает единство человека и территории, составляющее понятие локальная цивилизация. Теория наиболее ярко представлена учебным пособием Л.Н. Гумилева, согласно которому резкая активизация этносов связывается с “пассионарным взрывом”, то есть всплеском жизненной энергии “молодых” народов на фоне определенной инерционности исторически “старших” этносов. Локально-историческая теория предполагает признание своеобразия и оригинальности каждого этноса из когда-либо существовавших на планете. По этой теории, каждый народ занимает свою природно-экологическую и историческую “нишу”.

3. Всемирно-историческая теория. Исходя из предмета изучения (общемирового развития, прогресса человечества), историки “выстроили” народы по иерархической лестнице с “передовыми” (славяне) и “отсталыми” (угро-финны, половцы). История России рассматривается, как история славян. Историки всемирно-исторической теории главным двигателем перемещений народов считают “потребность в больших пространствах земли, необходимых при тогдашнем примитивном ведении хозяйства”. В материалистическом направлении выделяются такие причины, как разложение первобытнообщинного строя и появление частной собственности, формирование крупных племенных союзов, возглавляемых военной аристократией, стремившейся к обогащению и упрочению власти. В технологическом направлении причина Великого переселения народов видится в серии фундаментальных открытий -- в изобретении стремени, седла и сабли. Эти изобретения обеспечили военное превосходство кавалерии азиатских кочевых народов и породили волну военной экспансии кочевников, распространявшуюся с востока на запад.

Таблица 2.3

Всемирно-историческая теория о возникновении Древней Руси

Норманнская (Либеральное направление) Государство создано варягами-норманнами. Термин «Русь» - варяжского происхождения. Интерпретация исходит из того, что в основе образования государства лежит общественный договор
Антинорманнская (Либеральное направление) Государство создано славянами. Термин «Русь» славянского происхождения. Интерпретация исходит из того, что в основе образования государства лежит общественный договор
Умеренно-норманнская (Материалистическое направление) Признает наличие многочисленных варягов-норманнов в Восточной Европе, но отрицает их роль в создании государственности. Государство - продукт длительного эволюционного развития и не может быть привнесено «извне». Оно является орудием политического господства одного класса над другими. Термин «Русь» - норманнского происхождения, но ставший этнонимом собирательного характера
Норманнская (Технологическое направление) Изобретение нового типа военного корабля, «дракара», обусловило военную экспансию норманнов в Европе и, в частности, завоевание норманнами Восточноевропейской равнины. Благодаря своему военному превосходству, норманны-варяги подчинили славян и в процессе социального синтеза стали военным сословием нового государства - Киевской Руси.

2.2. Норманнская теория возникновения древнерусского государства, ее критика (антинорманнизм)

Норманнская теория - это направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов, скандинавов) основателями первого государства восточных славян - Киевская Русь.

Официальное распространение норманнская теория получила в 30-40-е годы XVIII века во времена "бироновщины", когда многие высшие должности при дворе были заняты немецкими дворянами. Естественно, что и весь первый состав Академии Наук был укомплектован немецкими учеными.

Так, в стенах Российской Академии Наук в XVIII веке родилась норманнская теория, согласно которой Киевское государство было создано норманнами-варягами. Родоначальниками этой теории выступали Иоганн Готфрид Байер, кенигсбергский ученый-лингвист, а вслед за ним другой немецкий ученый Герардт Фридрих Миллер. Считается, что создали они эту теорию под влиянием политической обстановки. Чуть позже эту теорию развил Шлетцер[ Российский архив: История Отечества в свидетельствах. Вып 14. - М.: Издательство Российский Архив, 2005.].

Немецкие ученые использовали сообщения летописи "Повесть временных лет" для изложения своей теории. Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов -- братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях в 862 г. для прекращения междоусобиц некоторые племена восточных славян обратились к варягам с предложением занять княжеский престол: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Три брата - варяга - Рюрик, Синеус и Трувор откликнулись на призыв славян, и власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в их руки. Рюрик стал править в Новгороде, Синеус - в Белоозере, а Трувор - в Изборске. Большинство историков считает, что Синеуса и Трувора на самом деле не существовало (в переводе с древнешведского языка слова "сине хус трувор" означают "с домом и дружиной")[ Приселков М.Д. Истории русского летописания XI - XV вв. СПб., 1996. -с. 56].

Перечень вопросов к экзамену

Санкт-Петербург


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной и научной работе Санкт-Петербургской

юридической академии

профессор

Э.В. Суслин

«___»____________2011 г.

История отечественного государства и права

Перечень вопросов к экзамену


1. История отечественного государства и права, ее предмет и периодизация.

История государства и права России изучает
политические и правовые институты, существовавшие в процессе исторического развития Российского государства. История государства и права России рассматривает конкретные политические и правовые явления (прежде всего фактический материал) для установления закономерностей, общих поступательных тенденций развития российского государства и права. В этом история государства и права неразрывно связана и с общей историей России, и с теорией государства и права. Отличия состоят в том, что история изучает более широкий круг вопросов развития человеческого общества в хронологической последовательности, а теория государства и права – общие закономерности развития государства и права различных народов и общественно-экономических формаций. История государства и права использует обобщения, делаемые теорией государства и права, и в то же время дает конкретный материал для таких обобщений.

Периодизация отечественной истории государства и права. Период Древнерусского государства (IX-XVI вв.) – возникновение и становления Русского государства, период феодальной раздробленности, период централизации русских княжеств.
Период сословно-представительской монархии (XVI-XVII вв.) – развитие сословно-представительской монархической системы правления в России.
Период абсолютизма (XVII в. – 1917 г.) – периоды становления, развития, кризиса и крушения самодержавия.
Советский период (1917-1991 гг.) – возникновение советского государства, период Гражданской войны, период новой экономической политики, период индустриализации, период Великой Отечественной войны, период либерализации, период кризиса советской системы.
Современный период (с 1991 г.) – период становления и развития РФ после распада СССР.

2. Возникновение государственности у восточных славян.

Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства

Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они создали почву для образования трех ветвей славянства – западных, южных и восточных славян.
Сведения об общественном и политическом строе восточных славян до IX в. крайне скудны. Западные и восточные источники отмечают уже в IV-VI вв. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Также отмечается единство законов, т. е. определенного правопорядка. Источники VII в. говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии – в районе Киевской земли, Славии – в районе озера Ильмень, Артании – либо Тмутаракань на Таманском полуострове, либо местность в бассейне Волги. Государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной, однако она создала фундамент для возникновения позднее Древнерусского государства.
Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью, разными историками это событие датируется по-разному, однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в. В германских хрониках с 839 г. упоминаются русские князья – хаканами.
Согласно «Повести временных лет» в 862 г. в Новгород был призван на княжение Рюрик с братьями. С этой даты традиция начинает отсчет русской государственности. Варяжские князья пришли на Русь и сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере. Через некоторое время Рюрик объединил земли братьев под своей властью.
В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли. С этого времени восточнославянские земли объединяются в огромное по тем временам государство.
Теории происхождения Древнерусского государства.
Норманнская – государство организовали варяги, призванные на княжение – Рюрик, Синеус и Трувор. Основа теории – «Повесть временных лет» Нестора, где упоминается призвание в Новгород на княжение Рюрика и его братьев. Такое решение было якобы вызвано тем, что славяне перессорились между собой и решили для установления порядка обратиться к иноземным князьям. Варяги и установили на Руси государственный строй.
Антинорманнская – Древнерусское государство образовалось под влиянием объективных причин. Ряд других источников говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Норманны в тот исторический период находились на более низком уровне экономического и политического развития, чем славяне. Кроме того, государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей, это есть результат сложного и долгого развития социальной структуры общества.

3. Общественный строй Киевской Руси.

Все феодал.общества были строго стратифицированы, т.е. поделены на сословия, права и обязанности которых четко определялись законом как неравные по отношению друг к другу и к гос-тву. Каждое сословие имело свой юр.статус. Рассматривать феодал.общество как поделенное на исключительно эксплуататоров и эксплуат-мых - упрощение. Представитель феодал.класса при всем своем материальном благополучии мог потерять жизнь вероятнее, чем бедный крестьянин. Монашество же (за исключением высших церков.иерархов) проживало в таком аскетизме и лишениях,что его положение вряд ли могло вызвать зависть простых сословий.Рабы и холопы . Не став преобладающим способом производства, рабство на Руси получило распространение только как обществ. уклад.Содержание раба обходилось слишком дорого, долгой рус.зимой занять его было нечем. Неблагоприятные для использования раб.труда климат.условия дополнял упадок рабства в сопредельных странах: не было нагляд. примера для заимствования и распространения этого института в славян.землях.Его распространению препятст-вовали также развитые общинные связи, возможность получения урожая силами свобод.общинников. Рабство на Руси носило патриархальный характер.Для обозначения раб.состояния использовались термины "раб", "челядин", "холоп". Впрочем, некоторые историки полагают, что эти термины разного происхождения: челядь и холопы были из соплеменников, рабы - из военнопленных. Кроме плена, источником рабства было рождение от рабыни. В рабство попадали также преступники и банкроты. Зависимый человек (закуп) мог стать рабом в случае неудач-ного бегства от своего хозяина или кражи. Были случаи самопродажи в рабство.Прав.статус раба со временем менялся. Начиная с XI в. в русском праве стал действовать принцип, согласно которому раб не м/б субъектом правоотношений. Он был собственником господина, своей собственности он не имел. За уголов.преступления, совершенные холопом, нанесенный им матер.ущерб ответственность нес хозяин. За убийство холопа он получал возмещение в 5-6 гривен.Под влиянием христианства происходило облегчение участи холопов. Применительно к XI в. можно уже говорить о защите личности холопа по прагмат-ким причинам.Появилась прослойка холопов, выдвинувшихся на админ-ной службе у господина и имевших право повелевать от его имени др. категориями зависимого населения. Церковь усиливает преследования за убийство холопов. Рабство перерождается в одну из форм тяжелой личной зависимости с признанием за холопами некоторых прав, прежде всего права на жизнь и имущество.Феодалы. Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья,бояре,дружинники,мест. знать, посадники,тиуны и т.д.Феодалы осущ-яли гражд.управление и отвечали за воен.организацию. Они были взаимно связаны системой вассалитета, собирали дань и суд.штрафы с населения, находились в привилегирован-ном положении по сравнению с остальной массой населения. Рус.Правда устанавливает двойную виру в 80 гри-вен за убийство княж.слуг,тиунов,конюхов,огнищан.Но о самих боярах и дружинниках она молчит,из чего можно заключить, что вероятнее всего за посягательство на их жизнь полагалась смерт.казнь. Господ.класс древнерус. общества носил название "бояре". Наиболее распространенным наименованием, в источниках встречаются и др.: лучшие люди, нарочитые мужи, княжьи мужи, огнищане. Было два пути формирования класса бояр. Во-первых, боярами становилась родоплеменная знать, выделявшаяся в процессе разложения родового строя. Это и были нарочитые мужи, градские старцы, земские бояре, выступавшие от имени своего племени. Вместе с князем они участвовали в воен.походах,обогащаясь за счет захваченных трофеев.Вторую категорию составляли бояре княж-ие - бояре-огнищане, княжьи мужи. По мере укрепления власти киев.князей земские бояре получали из рук князя иммунитетные грамоты, закреплявшие за ними в качестве наследственной собственности (вотчин) находившиеся у них земли.В дальнейшем слой земских бояр полностью сливается с боярами княжескими, различия между ними исчезают.Княж.бояре, входившие во вторую категорию бояр, были в прошлом дружинниками князя, а во время воен.походов становились ядром рус.войска. Постоянно находясь при князе, дружинники выполняли различные его задания по управлению гос-ом, были советниками князя по вопро-сам внутренней и внеш.политики. За эту службу князю дружинники наделялись землей и становились боярами.Духовенство. Его прав.положение как при-вилегированной соц. группы оформилось с принятием христианства,которое стало важным фактором укрепления отеч.гос-ности на нач-ном этапе ее развития.Христиан.вероиспо-ведание,сменившее язычество,принесло с собой учение о божест.происхождении верховной гос..власти,смиренном к ней отношении. ПослепринятияХристиан-ства в 988 г. князья стали широко практиковать раздачу земли высшим представителям церков.иерархии и мона-стырям. В руках у митрополитов и епископов было сосре-доточено большое кол-во сел и городов, у них имелись свои слуги,холопы и даже войско.Церковь получила пра-во взимать десятину на свое содержание.Со временем она была изъята из княж.юрисдикции и стала сама судить своих иерархов, а также вершить суд над всеми, кто проживал на ее землях.Во главе церков.организации стоял митрополит, назначавшийся константиноп-им патри-архом.При митрополите дейс-вал собор епископов.Терр-ия страны была разбита на епархии во главе с епископа-ми, которых назначал митрополит. В своих епархиях епископы управляли церков.делами совместно с коллегией из мест.священников - клиросом.Город.население. Киев.Русь была страной не только деревень,но и городов, кото-рых насчитывалось до трехсот.Города были воен.опорными пунктами,очагами борьбы против инозем.вторжения, центрами ремесла и торговли. Здесь сущ-ала организация, подобная гильдиям и цехам западноевроп.городов. Все город.население платило на-логи.Церков.устав князя Владимира говорит об уплате пошлин с мер и весов;сущ-ал также и особый общегород.налог - погородие.Древнерус.города не имели своих органов самоуправления, находи-лись под княж.юрисдик-цией.Поэтому город.("магдебургского права")на Руси не возникло.Свобод.городские жи-тели пользовались прав.защитой Рус.Правды,на них распространялись все ее статьи о защите чести,достоинства и жизни. Особую роль в жизни городов играло купечество,которое рано начало объединяться в корпорации (ги-льдии), называв-шиеся сотнями. Обычно "купеческое сто" дейс-ало при какой-либо церкви. "Ивановское сто" в Новгороде было одной из первых купеч.организаций в Европе.Крестьянство. Основную массу населения состав-лялисмерды. Некоторые исследователи полагают,что смердами именовались все сельчане.Др.считают,что смер-ды - это лишь часть крестьянства,уже закабаленная феодалами. Рус.Правда нигде конкретно не указывает на ог-раничение правоспособности смердов,есть указания на то, что они выплачивают штрафы, хар-ные для свободных граждан. Но в свидетельствах о смердах проскальзывает их неравноправное положение постоянная зависимость от князей,которые "жалуют"села со смердами.Смерды жилиобщинами-вервями. Община в Древнерус.гос-тве но-сила уже не кровнородственный, а терр-ный,сосед.характер.В ней действовал принцип круговой поруки, взаимо-помощи Обязанности крестьян.населения по отношению к гос-тву выражались в уплате налогов (в форме дани) и оброков, участии в вооруж.защите в случае воен.действий.В основе формирования категорий зависимого кресть-янства лежало "закупничество" - договор с господином,обеспеченный личностью самого должника.Закуп – обед-невший или разорившийся крестьянин,попавший в зависимое положение;он брал у господина инвентарь, лошадь, др.имущество и отрабатывал проценты с долга.Закуп сохранял част-ую правоспос-сть:мог выступать свидетелем по некоторым видам тяжб,его жизнь охранялась вирой в 40 гривен(как и жизнь свобод.человека).Oн имел право уходить от хозяина на заработки, его нельзя было бить без "вины" закон охранял его имущество. Однако за побег от господина закуп превращался в холопа. При князе Владимире Мономахе положение закупов было облегчено (ограничение процентов с суммы долга, пресечение необоснованной продажа закупа в холопы и т.п.).

4. Государственный строй Киевской Руси.

Гос.строй. Киев. Русь не была централизованным гос-вом. Как и др. гос-тва периода формирования феод. отношений,Древ-нерус.гос-тво было"лоскутным",его населяли разные племена - полян, древлян, кривичей, дреговичей и др. Мест. князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киев.князей,присутствовали на феодал.съездах, неко-торые из них входили в состав княж.совета. Но по мере развития феодал.отношений,углубления процесса феода-лизации связи мест.князей с киев.великими князем все больше ослабевают,возни-кают предпосылки для феодал. раздробленности.Гос.единство Киев.Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета. Вся структура гос-тва покоилась на лестнице феодал. иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот - от более крупного сеньора или верх.сюзерена.Вассалы д/б помогать своему сеньору (участвовать в его воен.экспедициях и платить ему дань). В свою очередь сеньор обязан был обеспечить вассала землей и защи-щать его от посягательств соседей и прочих притеснений. В пределах своих владений вассал обладал иммуните-том.Это означало,что в его внутр. дела не мог вмешиваться никто,в том числе и сюзерен.Вассалами вел.князя были мест.князья,обладавшие такими иммунитет. правами, как право взимать дань и вершить суд с получением соответствующих доходов.Во главе Древнерус.гос-тва стоялвел.князь . Ему принадлежала верховная законод-ная власть. Известны крупные законы,изданные вел. князьями и носящие их имена:Устав Владимира,Правда Яросла-ва и др. Вел.князь киевский сосредоточил в своих руках и исполн.власть, будучи главой админ-ции. Он возглав-лял всю воен.организацию древнерус.гос-тва, лично водил войско в бой. (Князь Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о своих 83 больших походах).Внешние функции гос-тва вел.князья выполняли не только силой ору-жия, но и дипломат.путем.Древ.Русь стояла на европ. уровне дипломат.искусства.Она заключала различ-ные международ.договоры военного и торг.характера в устной или пис.форме.Дипломат.переговоры вели сами князья;они же иногда возглавляли посольства,направляемые в др.страны.Выполняли князья и суд.функции.Фигура князя возникла в результате эволюции власти, принадлежав-шей племен.вождю,но князья периода воен.демократии были выборными.Став главой гос-тва, вел.князьпередает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т.е. от отца к сыну.Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение - княгиня Ольга. Хотя вел.князья были монархами, все же они не могли обойтись без того,чтобы выслушивать мнения приближен-ных.Так сложился совет при князе,юр-ски никак не оформленный, но имевший серьезное влияние на монарха. В совет входили приближенные вел.князя, верхушка его дружины - княжьи мужи.Иногда в древнерус.гос-тве созывались феодал.съезды,в которых принимали участие крупные фео-далы. Съезды решали междукняж.споры, неко-торые др. вопросы. В лит-ре высказывалось предположение,что на одном из таких съездов и была принята Правда Ярославичей - важная состав.часть Рус.Правды. Сущ-ало в Древ-нерус.гос-ве и вече,выросшее из древ. народ.собрания.Особенно была высока его активность в Новгороде. Перво-начально в Киев.Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из воен.организа-ции, при которой начальники воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие - являлись руководителями более или менее крупных звеньев гос-ва.Так, тысяцкий сохранил функции военачальника,а сотский стал город. судебно-админ-ным должност.лицом. Со временем десятичная система уступает место дворцово-вотчинной, ко-торая вырастает из идеи соединения управления великокняж.дворцом с гос.управлением.В хоз-тве вел.князя име-лись разного рода слуги, ведавшие отдельными его отраслями (дворецкие, конюшие и пр.). Со временем князья стали поручать им вести определенные дела в масштабах всего гос-тва,наделяя их соответствующими полномо-чиями. Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались предс-тавители центр.власти - наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а "корми-лись" за счет мест.населения,с которого собирали,не забывая и себя,дань в пользу князя. Так на Руси сложилась система кормления,намного пережившая Древнерус.гос-тво (в Москов.гос-тве она была отме-нена лишь в серед.XVI в.). Основу воен.организации Киев.Руси составляла великокняж.дружина, по численности сравнительно небольшая.Это были проф.воины,зависевшие от милости князя.Но и он сам от них зависел. Дружи-нники были не только воинами, но и советниками князя. Старшая дружина представляла собой верхушку класса феодалов и в значительной степени определяла политику князя,внутр-юю и внешнюю.Вассалы вел.князя, являясь по его зову в Киев,приводили с собой дружины,а также ополчение,состоявшее из их слуг и крестьян.Каждый му-жчина д/б владеть оружием.Боярских и княж.сыновей уже в трехлетнем возрасте сажали на коня, а в 12 лет отцы брали их в походы. Испытывая потребность наращивании воен.силы, киев.князья нередко прибегали к услугам наемников - сначала варягов, потом степ.кочевников (каракалпаков и др.) В Древ.Руси не было спец.суд. органов. Суд. функции выполняли представители админ-ции, включая ее главу вел. князя. Однако сущ-али спец. должнос. лица помогавшие в отправлении правосудия. Среди них можно назвать, например вирников, которые собирали уголов.штрафы за убийство. Вирников, когда они находились при исполнении служ.обязанностей, сопровождала целая свита мелких должност.лиц.Суд.функции выполняли также церковь и отдельные феодалы,которые имели право судить зависимых от них людей.Суд.полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитет. прав.Управление гос-ом,ведение войн,удовлетворение личных потребностей вел.князя и его окружения требова-ли немалых средств. Кроме доходов от собствен.земель, князья установилисистему налогов, дани . Поначалу это были добровольные пожертвования членов племени своему князю и его дружине,но затем они становятся обяза-тельным налогом.Уплата дани стала признаком подчинения.Дань собиралась путем полюдья , когда князья, обыч-но 1 раз в год, объезжали подвласт.земли и собирали доходы со своих подданных. Без конфликтов не обходилось Известна печальная судьба великого князя Игоря, убитого древ-лянами за чрезмерные поборы, что заставило его вдову княгиню Ольгу упорядочить налогообложение. Она учредила так называемые погосты – спец.пункты сбора дани.Население платило налоги мехами, которые были свое-образной денеж.единицей.Ценность их как платеж. средства не исчезала даже тогда,когда они,сохраняя княж. знак, теряли товарный вид.Использовалась и иностран. валюта,переплавлявшаяся в рус.гривны.Важным элементом полит.системы древнерус.общества стала церковь,ко-торая с момента крещения Руси оказалась тесно связанной с гос-вом.Поначалу князь Владимир Святославич пы-тался использовать в гос.интересах языч.культ,установив иерархию языч.богов во главе с Перуном - богом грозы и войны,но затем переориентировался на христиан.религию и крестил Русь.По преданию он долго раздумывал, прежде чем сделать выбор в пользу православия.Крещение Руси происходило в значительной степени насильст-венным путем, особенно в север.рус. землях, где население не желало отрекаться от веры отцов и дедов. Так или иначе, но как только Русь приняла христианство, в рост пошла церков.организация, и в скором времени церковь заявила о себе не только как о крупном феодале, но и как сила, способствовавшая укреплению отеч.гос-ости. Во главе православ. церкви стоял митрополит киевский, назначавшийся в то время из Византии, центра православия. Затем его стали назначать киев.князья. В отдельных рус.землях церковную организацию возглавляли епископы.

КРАТКИЙ ОТВЕТ Гос. строй характеризует гос-во в определенный период и использует такое понятие, как форма гос-ва. Форма гос-ва сост из 3 элементов : 1). Форма правления, 2). Форма гос. устройства 3). Политич. Режима. По форме правления К.Русь была ранней феодальной монархией. Во главе гос-ва стоял великий князь, которому принадлежало верховная законодат власть. При великом князе постепенно сформировался совет старейшин, куда входили родственники князя, представители дружины, племенной знати. Вече – народное собрание – созывалось для решения наиболее глобальных вопросов общегосуд значения, например, войны и мира. По мере укрепления княжеской власти вече постепенно утрачивало свое значение. Вооруженные силы гос-ва были представлены дружиной и народным ополчением. Ополчение основывалось на десятичной системе управления, его возглавлял тысяцкий. Управление на местах осуществляли наместные князья (в городах) и волостели (сельской местности). По форме госуд устройства К.Русь представляла собой относит единое унитарное гос-во, затем отношение между княжествами и князьями оформились в систему, названную дворцово-вотчиной. По типу гос-ва больш-во ученых относит К.Русь к феод типу, с присущими ей особенностями (многоукладность эк-ки, нестабильный классовый состав общ-ва). Хар-ка общественного строя обусловлена формированием правящего класса, что привело к появлению феод зав-ти, - система сюзеренитета-вассалитета. Бояре из дружинников князя превращ в его вассалов, наделяются вотчиной и занимаются земледелием, усиливая эксплуатацию крестьян-общинников, кот. становятся от них зависимыми и явл главной раб. силой.

5. Гражданско-правовые отношения в Древнерусском государстве.

Древнерусское законодательство знало довольно развитую систему норм, регулирующих имущественные отношения, т.е. то, что сегодня называют гражданским правом. В Русской Правде отражаются отношения собственности. Предусмотрена правовая защита как недвижимого, так и движимого имущества. В Русской Правде упоминаются договорыкупли-продажи (людей, вещей, коней, самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без), личного найма (в услужение, для выполнения определенной работы), хранения, поручения (выполнять определенные действия), подряда и проч. Форма заключения договоров была устной, они заключались при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника.

В области гражданско-правовых отношений Русская Правда довольно точно определяет и различает различные институты из области вещного и обязательственного права.

Закон отличает сдачу имущества на временное хранение («поклажа») от займа, при котором заемное имущество используется заемщиком; простой беспроцентный заем (ссуду) от дачи денег в рост из определенного условленного процента; краткосрочный процентный заем от долгосрочного; заем от торговой комиссии и вклада в торговое предприятие с целью получения дивиденда.

В Русской Правде закреплены нормы, регулирующие обязательственные отношения , которые возникали из договоров или из причинения вреда. За не выполнение обязательств должник отвечал имуществом, а иногда и своей свободой.

Наследственное право характеризуется сословным положением участников правоотношений. Так, у бояр и дружинников наследовать могли и дочери, у смердов же при отсутствии сыновей имущество считалось вымороченным и поступало в пользу князя.

Наследование происходит в основном по закону, но возможно и по завещанию. Завещания были, конечно, устными.

При наследовании по закону, т.е. без завещания, преимущества имели сыновья умершего. При их наличии дочери не получали ничего. Однако сыновья, получившие наследство обязаны были обеспечить приданным незамужних сестер. Наследственная масса делилась поровну, но преимущество имел младший сын, которому переходил двор отца. Незаконные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была раба-наложница, то они вместе с ней получали свободу.

Не предусмотрено наследование родителей после смерти детей, а также братьев и сестер. Не упоминается наследование мужа после жены и наоборот. Но жена после смерти мужа остается управлять общим хозяйством, пока оно не будет разделено между детьми. При этом, вдова получает определенную сумму на прожиток. Если же вдова вторично выходит замуж, она ничего не получает из наследства первого мужа.

Семейное право развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права – моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, наказание за внебрачные связи. Брачный возраст: для невесты – 12-13 лет; для жениха – 14-15 лет. Брак заключался по согласию родителей. Заключению брака предшествовало обручение. Брак совершался и регистрировался в церкви. Жена имела определенную самостоятельность и могла полностью распоряжаться своим приданным. Дети полностью зависели от родителей, особенно от отца.

6. Система преступлений и наказаний по Русской Правде.

Русская Правда под преступлением понимала обиду, т. е. причинение морального или материального ущерба определенному лицу или группе лиц.

Объектами преступления являлись личность и имущество. Объективная сторона преступления охватывала как покушение на преступление, так и оконченное преступление.

Субъектами преступления были все лица, кроме холопов.

За холопов, составлявших собственность господ, отвечали хозяева. Закон не устанавливал возрастной ценз для субъектов преступления.

Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность, хотя четкого разграничения форм вины еще не существовало.

Русская Правда обозначала понятие соучастия, но еще не разделяла ролей соучастников (подстрекатель, исполнитель, укрыватель и т. д.). Если преступление совершалось несколькими лицами, то ответственность для соучастников устанавливалась одинаковой.

Закон знал понятие рецидива - повторности преступления.

Система наказаний по Русской Правде выглядит следующим образом.

Смертная казнь в Русской Правде не упоминается, хотя согласно летописям она имела место.

Поток и разграбление являются высшей мерой наказания и заключаются в конфискации имущества и обращении преступника и членов его семьи в рабство. Эти наказания назначались в трех случаях - за убийство в разбое, поджог и конокрадство.

Вира - денежное взыскание в размере 40 гривен, назначаемое за убийство. Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (за убийство человека с привилегиями). Вира поступала в княжескую казну.

Головничество - денежное взыскание в размере виры, взимаемое в пользу семьи убитого.

Урок - определенное денежное возмещение в пользу потерпевшего за причиненный ему ущерб.

Все остальные преступления наказывались продажей - штрафом, размер которого определялся в зависимости от тяжести преступления. Продажа взималась в пользу князя.

Судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Дело начиналось по жалобе (иску) потерпевшей стороны. Истец и ответчик обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, большая роль в системе доказательств принадлежала ордалиям, присяге и жребию.


Похожая информация.


Момент возникновения государства нельзя точно датировать, так как имело место постепенное перерастание политических образований в феодальное государство. Большинство историков сходятся на том, что возникновение государства следует относить к IX веку: 862 год - год призвания Рюрика или 882 год - год объединения Киева и Новгорода. Хотя неизвестно когда и как возникли первые княжества, но, во всяком случае, они уже существовали до 862 года. В некоторых германских хрониках уже с 839 года русские князья именуются каганами. Это значит, что не варяжские предводители организовали Русское государство, а уже существовавшее государство дало им государственные посты.

1. Теория завоевания .

Наиболее сильные и крупные племена восточных славян стремились к расширению своей территории (судя по летописям, восточные славяне были воинственным народом). В результате военных походов славяне получали добычу, что вело к имущественному расслоению (при этом формируются органы управления - для походов нужен князь и дружина). Постепенно при завоевании формируются политические объединения. К VIII веку сложились - Славия, Ортания, Куявия.

Таким образом, наиболее сильное племя накладывает дань на другие племена, это ведет к необходимости управлять, в результате возникает государство. Процесс завоевания новых территорий совершался с помощью военных походов, в результате которых племена укрепляли и расширяли свои территории. В 882 году князь Олег захватил Киев, и объединил его с Новгородом, затем завоевал кривичей, мурому, полочан, в 883 году - древлян, в 884 году - северян, в 886 - радимичей, хорватов, тиверцев, дулебов. На завоеванные племена князь накладывал дань - внутригосударственный налог.

2. Договорная теория .

Государство возникло не путем завоевания, а путем заключения договоры между князем и вече, когда князь, приглашался на княжение для защиты. Князь формировал аппарат, дружину, руководил походами. Рюрик стал первым князем, заключившим договор с Вече .

3. Налоговая теория .

Наличие налоговой системы является неотъемлемым признаком государства (если нет налоговой системы, то нет и государства). Установление налоговой системы произошло после завоеваний соседних племен первыми киевскими князьями, они облагали захваченные территории данью, но сборы дани были не систематизированы. В 945 году Игорь был убит древлянами при попытке собрать дань вторично. После его смерти Ольга реформировала систему налогообложения, что способствовало усилению власти князя. Некоторые ученые считают преобразования Ольги Налоговой реформой, потому что были определены границы территорий племен, с которых собирали дань, должностные лица, регламентирован порядок сбора дани (полюдье или повоза), размер. Таким образом, государство возникает в Х веке.


4. Городовая теория (торговая) .

Норманисты единодушны в 2 принципиальных вопросах: норманы добились господства над славянами путем военного захвата или приглашения княжить; слово «Русь» норманского происхождения (название племени, откуда был Рюрик).

Против этой теории в XVIII веке выступил Михаил Ломоносов (также А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский), Ломоносов утверждал, что Рюрик был из Пруссии, а Пруссия - это «по-руссия», руссы - славяне). С тех пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает.

Главным опровержением норманнской теории является то, что по уровню развития в IX веке славяне стояли выше варягов, поэтому позаимствовать опыт государственного строительства у них не могли. Государство не может организовать один или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство - продукт развития общества. Кроме того, известно, что русские княжества по разным причинам и в разное время приглашали дружины не только варягов, но и степняков. Антинорманисты считают, что термин «Русь» доваряжского происхождения. В ПВЛ есть места, которые противоречат легенде о призвании 3 братьев княжить. За 852 год есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и Русь.

Б. Рыбаков: «Историки давно обратили внимание на анекдотичность «братьев» Рюрика, который сам впрочем, (возможно) являлся историческим лицом, а «братья» оказались русским переводом шведских слов. О Рюрике сказано, что он пришел с «роды своими» («sine hus» - «свой род» - Синеус ) и верной дружиной («thru waring» - «верная дружина» - Трувор ). Другими словами, в летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика, а автор летописи, плохо знавший шведский язык, принял упоминание в устной саге традиционного окружения князя за имена его братьев».

Следов варяжского влияния почти не осталось: на 10 тыс. км 2 территории Руси - 5 скандинавских географических наименований, а в Англии, подвергшейся норманнскому нашествию -150

ПВЛ составлена в конце XI - начале XII веков , в оригинале до нас не дошла. Известный список содержит много противоречий. Летописец, выполняя заказ, мог допустить, что версия происхождения князей от варягов возвеличит княжескую власть (варяги в XI-XII веках играли видную роль в Европе). Другой задачей Нестора могло быть и стремление показать надклассовый характер государства и князя, чтобы прекратить междоусобицы и социальные конфликты.

Советские исследователи Тихомиров, Лихачев считают, что запись о призвании варягов появилась в летописи позже, чтобы противопоставить Русь и Византию. Автору для этого потребовалось указать иностранное происхождение династии. Шахматов считал, что варяжские дружины стали называться Русью после того, как перешли на юг. А в Скандинавии нельзя узнать о племени русь.

Обе концепции оказались тупиковыми. Кроме того, существуют еще и другие мнения. Мокшин доказывает греческое происхождение названия «Русь». О существовании Руси как Тмутараканского княжества в ΙХ веке пишет А.Н. Насонов, М.В. Левченко. А А.Т. Фоменко, С.И. Валянский считают, что вся история с призванием варягов это поздняя вставка, сделанная по политическим соображениям, и в подтверждение этой версии приводят доказательства о фальсификации нумерации летописей.

Научные результаты двухсотлетних дискуссий состоят в том, что ни одна из школ не может объяснить, что такое «русь»; если это этнос, то где он локализовался, в силу каких причин усилился и куда впоследствии исчез. Однако Норманнская теория не объясняет причины возникновения государства. Норманнский элемент не мог внести и не внёс государственную идею в славянский мир. Древнерусское государство возникло как результат социально-экономических процессов перехода общества от первобытнообщинного к феодальному строю.

Русь было не первым государственным образованием у славян. Славяне прошли длительный путь государственного развития. Образование Новгородского и Киевского княжеств было подготовлено развитием многих государственных образований славян в период разложения первобытнообщинного строя и становления феодализма.

Точно сказать, когда появилось Древнерусское государство, ученые не могут и в наше время. Разные группы историков говорят о многих датах, но большинство из них сходятся к одному: появление Древней Руси можно датировать IX веком. Именно поэтому распространены разнообразные теории происхождения древнерусского государства, каждая из которых старается доказать свою версию возникновения великого государства.

http://potolkihouse.ru/

Возникновение древнерусского государства кратко

Как написано в знаменитой на весь мир «Повести временных лет», Рюрика с братьями призвали на княжение в Новгород в862 году. Эта дата для многих стала началом отсчета государственности Древней Руси. Варяжские князья сели на престолы в Новгороде (Рюрик), Изборске (Трувор), в Белозере (Синеус). Уже через некоторое ремя Рюрику удалось соединить воедино представленные земли под единой властью.

Олег, князь из Новгорода, в 882 году захватил Киев для объединения важнейших групп земель, а затем присоединил и остальные территории. Именно с того периода земли восточных славян объединились в большое государство. Иными словами, формирование древнерусского государства относится к 9 веку, по мнению большинства ученых.

Самые распространенные теории происхождения древнерусского государства

Норманская теория

Норманская теория повествует том, что государство смогли организовать варяги, которые в свое время были призваны на престол. Речь идет о братьях, о которых было сказано выше. Стоит отметить, что эта теория берет свое начало в «Повести временных лет». Почему именно варяги смогли организовать государство? Все дело в том, что славяне якобы поссорились между собой, не сумев прийти к общему решению. Представители норманской теории говорят о том, что русские правители обратились за помощью к иноземным князьям. Именно таким образом варяги установили государственный строй на Руси.

Антинорманская теория

Антинорманская теория гласит о том, что государство Древней Руси появилось по другим, более объективным причинам. Многие исторические источники говорят о том, что государственность восточных славян имела место до варягов. На тот период исторического развития норманны находились ниже славян по уровню политического развития. Помимо этого, государство не может возникнуть в один день благодаря одному человеку, это результат продолжительного социального явления. Автохтонная (иными словами, славянская теория) получила развитие благодаря своим приемленикамам - Н.Костомарову, М.Грушевскому. Родоначальником этой теории является ученый М.Ломоносов.

Другие известные теории

Помимо этих наиболее распространенных теорий, выделяют еще несколько. Рассмотрим их более подробно.

ИРАНО-СЛАВЯНСКАЯ ТЕОРИЯ возникновения государства говорит о том, что в мире существовало 2 отдельных вида руссов - жители Рюгена (русы-ободриты), а также причерноморские русы. Некие ильменские словены пригласили руссов-ободритов. Сближение руссов произошло именно после объединения племен в одно государство.

КОМПРОМИССНАЯ теория иными словами называется славянско-варяжской. Одним из первых приемлиником такого подхода к образованию русского государства стал исторический деятель Ключевский. Историк выделял некую городовую область - раннюю местную политическую форму. Речь идет о торговом округе, которым управлял укрепленный город. Варяжские княжества он называл второй местной политической формой. После объединения варяжских княжеств и сохранения самостоятельности городовых областей получилась еще одна политическая форма, названная великим княжеством Киевским.

http://mirakul.ru/

Помимо этого, существует теория, получившая название индо-иранской. В основе этой теории мнении о том, что рос и рус - это абсолютно разные народности, которые возникли в разное время.

Видео:Рюрик. История государства Российского

Читайте также:

  • Древняя Русь - государство, о котором уже написано множество книг, а также снято не один фильм. Стоит отметить, что древнерусское государство прошло достаточно долгий и нелегкий пусть становления. Многие слышали о том, что существует центристская теория происхождения древнерусского

  • Древняя Русь - великое государство, где большое значение уделяли развитию музыки. Именно поэтому древнерусские музыкальные инструменты - это очень интересная тема.

  • Согласно определенным исследованиям стало известно, что древнерусские руны изначально воспринимали в качестве отдельных знаков письменности. Стоит отметить, что в начале XIX века под этим названием понимали исключительно германскую письменность. Итак, давайте рассмотрим основные отличия германских

  • Не секрет, что формирование древнерусской церковной литературы началось после такого процесса как христианизация. Согласно определенным данным, грамотность на Руси появилась благодаря Болгарии, после того как прошел всем известный религиозный акт в 998 году. Эта версия оказалась не совсем

  • Памятники художественной культуры Древней Руси представляют собой собрание удивительной архитектуры, которая отличается особой красотой, а также удивительными конструкциями. Стоит отметить, что памятники культуры времён древней руси, о которых пойдет речь в нашей статье, являются наиболее

  • Не секрет, что древние цивилизации существовали несколько тысяч лет, за это время они существенно повлияли на научное, а также культурное развитие человечества. Стоит отметить, что культурное наследие древних цивилизаций - это достаточно богатая, а также материальная культура. Если говорить о

Образование и развитие Древнерусского государства (IX–XII вв.)

Славяне – крупнейшая в Европе группа родственных народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения.

Предки славян принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV– III тысячелетии до н.э. расселились на громадной территории Европейского материка – от Европы до Индии.

Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат, продвинулись к Дунаю, на Балканы. В дальнейшем они заняли территории от рек Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех древних славян языке. Однако по мере расселения все более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви , на основе которых сложились современные нации:

● западные славяне – поляки, чехи, словаки;

● южные славяне – болгары, сербы, хорваты, македонцы, черногорцы, боснийцы;

● восточные славяне – русские, украинцы, белорусы.

Соседями восточных славян были хазары-иудеи, создавшие государство Хазарский каганат, греки-христиане (жители Византии) и булгары-мусульмане (Волжская Булгария).

VII–VIII вв. – разложение родоплеменного строя и складывание крупных племенных союзов, что предшествовало появлению государства у восточных славян. Племенные союзы (названия связаны с местами расселения): поляне (Киев), древляне, дряговичи, кривичи (Смоленск), ильменские славяне (Новгород) и т.д.

Основа хозяйства – земледелие (залежное и подсечно-огневое), скотоводство, охота (получение пушнины), бортничество, рыболовство, военное дело и разные виды ремесел.

Киевская Русь – государство восточнославянских племен с центром в Киеве, просуществовавшее с конца IX в. (882 г.) до 30-х гг. XII в. (1132 гг.).

Основные теории образования древнерусского государства



Государственность у восточных славян начинает формироваться в VII–VIII вв., когда происходит переход от родоплеменной к соседской общине и складывается имущественное неравенство.

К концу VIII в. определилось два основных русских центра государственности – Киев и Новгород . Более сильным был южный центр, где главенствовало племя полян. Но так получилось, что объединил восточных славян северный центр – Новгород.

По вопросу об образовании древнерусского государства в отечественной науке с XVIII в. существует две основные теории: норманнская и антинорманнская .

Норманнская теория была создана немецкими учеными Байером, Миллером и Шлецером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Суть ее заключается в следующем: основателями древнерусского государства были норманны (варяги, викинги ) – выходцы из Скандинавии, предки современных финнов, шведов, норвежцев, т.к. сами славяне оказались не способны к созданию своей государственности.

Основанием для этой теории послужил эпизод, описанный в древнерусской летописи

«Повесть временных лет» , написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором , о

легендарном призвании варягов в Новгород :

В конце VIII в. на страны Европы стали нападать германские народы Скандинавского полуострова. Их называли норманнами, т.е. «северными народами». Они были отличными мореплавателями, воинами (отсюда и название «варяги»). Появлялись они и у границ


славянских земель, а затем по славянским рекам – «путь из варяг в реки» – достигали Византии, где занимались торговлей и военной службой.

В конце IX в. у новгородских славян начался период борьбы за власть среди знати. И тогда, устав от междоусобиц, новгородцы решили найти себя князя, который бы устроил у них справедливый порядок (в новгородской системе управления большую роль играло народное собрание – вече). В летописи Нестор пишет, что в 862 г. в ответ на послание новгородцев со словами: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами», откликнулись три брата-варяга – Рюрик , Синеус и Трувор. Однако есть версия, что слова

«Синеус» и «Трувор» переводятся как «с домом» и «с дружиной», и, следовательно, в Новгород пришли не три брата, а Рюрик с семьей и военной силой. Самого Рюрика, хотя и не бесспорно, историки считают реальным историческим лицом.

Когда Рюрик княжил в Новгороде, два его дружинника – Аскольд и Дир – решили совершить набег на Византию. Спустившись по Днепру, они со своими дружинами подошли к Киеву, центру полянского племени, которые в этот период платили дань кочевникам хазарам. Аскольд и Дир, победив хазар и защитив Киев, стали управлять племенем полян.

После смерти Рюрика в 879 г. княжить в Новгороде стал его родственник или дружинник Олег (его считали колдуном и даже прозвали «Вещий», что означало «чародей, знающий и предсказывающий будущее»), поскольку сын Рюрика Игорь был еще ребенком.

Олег задумал объединить все важнейшие города по великому водному пути «из варяг в греки». В 882 г., взяв с собой малолетнего Игоря, он двинулся на юг и в конце концов подошел к Киеву. Обманом выманив из города Аскольда и Дира, Олег их убил под предлогом, что они

«не князья и не княжеского рода», а с ним был законный наследник Рюрика. Киев, который Олегу очень понравился, стал его новой резиденцией и был назван «матерью городов русских». Так произошло объединение двух центров восточного славянства и образование древнерусского государства.

Таким образом, на основании этого летописного рассказа ученые-норманнисты полагали, что государственная власть у восточных славян возникла исключительно благодаря варягам, главными из которых были Рюрик, Олег, Аскольд и Дир.

В противовес норманнской теории М.В. Ломоносов выдвинул антинорманнскую теорию , согласно которой государственность у восточных славян возникла в результате внутреннего развития славянского общества, а влияние варягов на этот процесс было минимальное.

Правильность этой теории подтверждается рядом обстоятельств:

Во-первых, государство – это не предмет экспорта или импорта, а закономерный результат многовекового исторического пути народа. Возникнуть на пустом месте, где не сложились еще условия и предпосылки, по воле одного человека, государство не может.

Во-вторых, даже исходя из логики самой летописи, нужно отметить, что для того, чтобы пригласить на княжение, необходимо уже иметь у себя эту форму власти.

В-третьих, как свидетельствуют археологические источники, варяги все-таки составляли меньшую часть нарождавшегося господствующего класса.

В-четвертых, уже в VII–VIII вв., т.е. до появления варягов, в славянском обществе шел процесс разложения родового строя и появление признаков феодализма. Кроме того, социально- экономический уровень славян был выше, чем у варягов.

Однако М.В. Ломоносов неправомерно отрицал влияние варягов на процесс образования государственности у восточных славян.

Современный взгляд на обозначенную проблему сводится к следующему: государство у восточных славян образовалось благодаря внутреннему развитию славянского общества, а варяги явились ускорителями этого процесса. Варяги действительно были приглашены в Новгород, чтобы примирить борющиеся за власть группировки местной знати. Такая практика приглашения короля или князя на правление была весьма распространена в Европе и проходила, как правило, мирным путем. Но призвание варягов не могло стать началом русской государственности, так как складывание государства все-таки является результатом длительных внутренних процессов в обществе, и оно не может быть привнесено извне. Речь могла идти


лишь об основании в Новгороде княжеской династии Рюриковичей . Варяги вскоре ославянились, их военно-дружинная знать слилась с местной знатью. И русские цари вплоть до Федора Ивановича (1584–1598 гг.) называли себя Рюриковичами . Это была первая правящая династия в России (862–1598 гг.) .

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал