Особенности русского ударения. Свойства русского ударения Основные особенности ударения в русском языке

Словесное ударение - это выделение с помощью фонетических средств одного из слогов слова. Слог, несущий ударение, называется ударным в противоположность безударным слогам, не несущим ударения. Ударение, будучи фонетическим центром слова, объединяет все звуковые элементы, составляющие его экспонент. В этом заключается его основная лингвистическая функция. Кроме словесного ударения (а именно его, как правило, имеют в виду, когда употребляют термин "ударение"), существуют еще несловесные ударения - синтагматическое, фразовое, логическое, - связанные с интонацией (см. гл. 7). Ударение и интонация принадлежат к суперсегментным единицам языка; они как бы накладываются на линейную последовательность звуков.

Ударение в русском языке является обязательной индивидуальной характеристикой слова (давно́ ) или одной из форм слова (пишу́ ) как единиц лексической и грамматической систем языка. В неодносложных словах (мы пока имеем в виду только их) ударный слог противопоставляется остальным (безударным). В слове ударный слог занимает определенное положение; его место является обязательной характеристикой экспонента слова. С изменением места ударения изменяется и экспонент: либо возникает новое слово (па́ ра - по ра́ ), либо другая словоформа (травы́ - тра́ вы ), либо создается бессмысленное звукосочетание (кипи́ т - ки́ пит ). Ударение, будучи суперсегментной единицей, сопоставимо с линейными единицами по своей образующей функции (оно участвует в построении экспонента языкового знака) и по опознавательной (экспонент опознается как принадлежащий данной языковой единице лишь при определенном местоположении ударения).

Фонетическая природа словесного ударения

Ударение в русском языке может быть охарактеризовано по трем аспектам.

Во-первых, ударный слог выделяется своей большей длительностью, своим количеством, т.е. ударение является количественным. Именно в длительности заключается главное различие между ударными и безударными слогами. Это основная, специфическая характеристика ударения, выявленная в целом ряде экспериментально-фонетических исследований и наглядно проявляющаяся при восприятии синтезированной речи: если, например, искусственно удлинить первый или второй слог звуковой последовательности типа муку , то она будет восприниматься соответственно как му́ку или муку́. Конечно, имеется в виду не абсолютная, а относительная длительность, т.е. то, что ударный слог в принципе длительнее безударного.

Во-вторых, ударный слог произносится с большей силой, поэтому ударение может быть названо силовым или динамическим. Эта черта ударения легко замечается в самых обычных условиях; отсюда нередкая характеристика ударения в учебной и даже в научной литературе именно как динамического. В акустическом плане динамическое ударение характеризуется большей громкостью; в артикуляторном плане оно отличается усилением мускульного напряжения. Однако динамические особенности ударного слога, в отличие от количественных, не являются постоянными. Громкость гласного связана с его открытостью (степенью подъема): чем более открытым является гласный, тем больше его громкость. Самый громкий гласный - это гласный нижнего подъема /а/. Кроме того, громкость зависит от положения слога в слове: чем ближе слог к началу слова, тем больше громкость гласного в этом слоге [Бондарко, 1998. С. 218]. Поэтому начальное безударное /а/ в слове атрибут может не уступать по громкости конечному ударному /у/ .

В-третьих, поскольку ударный слог является в слове самым длительным, он не подвергается редукции и произносится ясно и отчетливо.

Конечно, все три черты ударных слогов реально выступают в единстве, дополняя друг друга, но все же определяющей характеристикой русского ударения является длительность.

Образование и воспитание » Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения » Понятие просодической стороны речи

Страница 5

Все акустические характеристики устной речи постепенно оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными у взрослого человека.

Представляется важным также изучение особенностей восприятия и элементарного осознания детьми логического ударения во фразе, предложении. Ударение – это выделение теми или иными фонетическими средствами одного из слогов в составе слова или целого сочетания. Средства эти усиление голоса, повышение тона в сочетании с увеличением длительности, силы голоса, громкости. Ударение в слове относится к числу надлинейных явлений звуковой стороны слова. Русское словесное ударение отличается большей длительностью произношения гласной в ударном слоге. Ударный слог произносится и с большей силой сравнительно с безударным. Существуют еще фразовое и логическое ударения.

Логическое ударение – это выделение слова наиболее существенного с точки зрения ситуации речи. Формирование осознания логического ударения является необходимым для эффективного воспитания звуковой культуры речи, для развития интонационной стороны речи. Для литературных норм русского языка характерно, что логическое ударение падает на слово (или слова) в конце предложения. Для разговорной речи характерно иное. Как отмечают языковеды, в этой речи все важное, новое интонационно выносится как можно ближе к началу предложения. Ясно, что обстоятельная работа над логическим ударением – задача школьного обучения. Однако, формирование первоначальных представлений о логическом ударении, о его роли в построении смысла высказывания должно быть также заботой и исследователей в области методики развития речи дошкольников. Логическое ударение (актуальное членение предложения) показывают детям на фоне законченных интонаций и тренируют навык выполнения незаконченных интонаций (смысловых отрезков распространенного предложения).

Членение текста на интонационно-смысловые отрезки (фразы) помогает осмыслению предложения, уточнению его содержания. В любом отрезке одно из слов фразы слегка выдвигается вперед: голос на ударном слоге усиливается. Обычно при произнесении последнего слова фразы. Это и есть фразовое ударение.

Перечисленные элементы интонации (просодемы) дети учатся вычленять из цельной интонации предложения и выполняют их также не изолированно, а в предложении. Само предложение (законченность мысли) дети учатся понимать по интонации. Различают интонацию законченности и незаконченности. Дети усваивают две интонации законченности: повествовательную и вопросительную.

Незаконченных интонаций шесть:

1.Интонация перечисления (« И к царевне наливное, молодое, золотое прямо яблоко летит ») Чтобы выполнить эту интонацию, надо уметь ставить логическое ударение.

2.Интонация противопоставления («В третий раз закинул он невод, - пришел невод с одною рыбкой, с непростою рыбкой – золотою».)

3.Интонация звательности (« Чего тебе надобно, старче?»)

4 .Интонация предупреждения, или интонация двоеточия («…Не губи ты нашу душу: выплесни ты нас на сушу!»)

5.Интонация вводности (« Вот пошел он к синему морю (помутилось синее море), стал он кликать золотую рыбку…»)

6.Интонация обособления («Но царевна молодая, тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась – и расцвела, белолица, черноброва, нраву кроткого такого»).

Все описанные фонетические и фонологические средства русского языка используются в связной речи одновременно. От того, как ребенок произнесет звуки речи (с энергичной, четкой артикуляцией или вяло, невнятно), какие из возможных просодем выберет (тихо – громко, быстро – медленно, изобразит тембром голоса добрые чувства или враждебные), будет зависеть стиль его связной речи, ее эмоциональная окраска.

Законченная интонация оформляет предложение, т.е. законченную мысль. В основе законченной интонации лежит мелодия – восходящее движение тона к ударному слогу того слова, на которое падает логическое ударение, и нисходящее к концу предложения. В русском языке существуют две основные законченные интонации: повествовательная и вопросительная. Они различаются тем, насколько высоким тоном произносится «пик» предложения – ударный слог слова с логическим ударением. В повествовательном предложении на «пик» приходится менее высокая нота, чем в вопросительном.

В русской речи различают шесть основных видов незаконченной интонации. Ниже даны краткие описания этих интонаций.

Статьи по педагогике:

Восприятие младшими школьниками оценки их учебной деятельности
Отметка, которой приписывается лишь невинная роль простого отражателя и фиксатора результата оценки, на практике становится для ребёнка источником радости или горя. Не замечать эту действительность, значит, допустить серьёзный просчёт в анализе оценочной стороны обучения. Зарождается привыкание уча...

Особенности трудового воспитания детей с недостатками слуха
Труд является исторически первичным видом человеческой деятельности и составляет основу для развития человека в филогенезе и онтогенезе. В процессе труда человек не только осуществляет воздействие на окружающую действительность, но и активно изменяет свою собственную природу. Задачи трудового воспи...

Развитие психических процессов в дошкольном возрасте
Говоря о психических процессах в дошкольном возрасте, мы имеем в виду развитие способов и средств ориентации. К способам ориентации в дошкольном возрасте можно отнести экспериментирование с новым материалом и моделированием. Экспериментирование в дошкольном возрасте тесно связано с практическими пр...

Словесное ударение – это особое выделение одного из слогов слова. Ударение является обязательным признаком знаменательных слов. Что же касается служебных слов, они так или иначе объединяются со знаменательными словами, образуя единое фонетическое слово с одним ударением.

С точки зрения своей фонетической природы русское словесное ударение характеризуется тремя признаками:

1) Ударный слог отличается большей длительностью, т.е. русское ударение является количественным;

2) Ударный слог произносится с большей силой, поэтому русское ударение называют силовым или динамическим;

3) В ударном слоге гласные русского языка произносятся наиболее ясно, тогда как в безударном слоге они редуцируются, т.е. русское ударение имеет качественную характеристику.

Русское словесное ударение является свободным (разноместным) и может падать на любой слог слова и на любую морфему: радуга, рука, розоватый.

Другой особенностью русского ударения помимо его разноместности является его подвижность.

Морфологически подвижное ударение в русском языке заключается в передвижении ударения с одной морфемы на другую при образовании грамматических форм слова (слово, слова).

Как пишет И.А. Федякина, большинство слов в русском языке имеют подвижное ударение. Но именно слова с подвижным ударением являются наиболее употребительными словами, составляющими основную базовую лексику русского языка.

Подвижное ударение бывает у непроизводных слов, простых слов, в основном односложных или двусложных.

Производные, многосложные, книжные, малоупотребительные слова, а также поздние заимствования имеют неподвижное ударение.

По месту ударения различаются основы ударные (стул, магазин, хорош-ий, пахну-ть, занесённ-ый) и безударные (клевет-а, удал-ой, убрал-а). Среди ударных основ различаются основы с ударением на первом слоге (ужин, маленьк-ий, пахну-ть) и с ударением не на первом слоге (магазин, хорош-ий, ослабленн-ый). Последние делятся на

1) основы с ударением на последнем слоге (магазин, хорош-ий, бесед-а, оскорблённ-ый)

2) основы с ударением на среднем слоге (инструктор, профессор, накормленн-ый).

Ударные односложные основы условно относятся к группе основ с ударением на первом слоге.

Словоформы с ударной двусложной флексией группируются по характеру ударения следующим образом.

1) Ударение на предпоследнем слоге двусложной флексии имеют: а) существительные: стол-ами, пол-ями; б) прилагательные, в том числе местоименные и счетные: больш-ому, голуб-ыми, как-ими, втор-ого; в) глаголы: нес-ёте; г) причастия: пережит-ому; д) местоимения я, мы, ты, вы, себя: мн-ою, н-ами; е) сложные количественные числительные, оканчивающиеся на -сот, и числительные двести, триста, четыреста: пятьюст-ами, двумяст-ами; ж) собирательные числительные: дво-ими, десятер-ыми.



2) Ударение на последнем слоге флексии имеют местоимения кто, что и мотивированные ими: к-ого, ч-его, ник-ому.

3) Ударение на разных слогах двусложных флексий выступает в некоторых формах следующих слов: а) местоименных прилагательных мой, твой, свой, тот, весь, сам, а также чей и мотивированных им (см. § 1352); б) счетно-местоименного прилагательного один. У этих слов ударение падает на последний слог флексии в формах род., дат., вин. п. ед. ч. муж. и сред. р. и на предпоследний слог в формах тв. п. ед. ч. жен. р. и тв. п. мн. ч.; ср. мо-его, мо-ему, одно-ого, одн-ому, но мо-ею, мо-ими, одн-ою, одн-ими.

Вопрос 1

«Предмет и задачи фонетики»

Основные понятия фонетики.

Вопрос 2

Речевой такт – Фонетическое слово – Слог – Речевой звук –

Вопрос 3

Слог –

Ударение Интонация –

Вопрос 4

Артикуляционные.


Вопрос 5

Вопрос 6

Вопрос 7

Вопрос 8

По уровню шума: По твёрдости и мягкости: [б] - [б’], [в] - [в’] и т.д.

Вопрос 9

С акустической точки зрения

Вопрос 10

Слогораздел – граница между двумя слогами, следующими друг за другом в потоке речи. Проблема установления слогораздела возникает в случаях, когда в слове имеется стык согласных. В античном языкознании граница слога устанавливалась всегда после гласного. М. В. Ломоносов сформулировал правило, согласно которому в начале слога может быть только такое сочетание согласных, какое возможно в начале слова. Аванесов, понимавший слог как волну сонорности, утверждал, что в начале слога согласные могут располагаться лишь по принципу возрастающей звучности. Если же первый согласный более звучен, чем второй, то он отходит к предыдущему слогу. Изучение артикуляционно – акустических характеристик речевых последовательностей показывает, сто в русском языке фонетическая связь между начальным согласным и последующим гласным существенно теснее, чем связь между гласным и последующим согласным. Соответственно любое высказывание распадается на цепь открытых слогов независимо от качества сочетающихся согласных, места ударения, а также морфологических и межсловных границ.

Вопрос 11

«Ударение. Словесное ударение. Фонетическая природа русского ударения. Место ударения в слове»

Ударение – выделение каким – либо акустическим средством одного из компонентов речи: 1) Слова в составе фонетического слова – словесное ударение; 2) Слова в составе синтагмы – синтагменное ударение; 3) Синтагмы в составе фразы – фразовое ударение; 4) Какого – либо слова для подчёркивания его особого значения – логическое ударения.

Словесное ударение – вид ударения, определяемого в пределах слова и состоящего в выделении одного из его слогов, в отличие от фразового, ритмического, слогового ударения. Словесное ударение может быть свободным. Свободное словесное ударение может выполнять как различительные, так и кульминативные и делимитативные функции.

Вопрос 12

«Смыслоразличительная функция русского ударения. Неподвижное и подвижное ударение. Клитики»

Смыслоразличительная функция – способность языковых средств служить для различения лексических единиц и высказываний. Смыслоразличительную функцию в русском языке могут выполнять звуки (смыслоразличительная роль звука) (дом - том), ударение (мУка - мукА), интонация (Это твой компьютер. – Это твой компьютер?)

Неподвижное и подвижное ударение. Ударение неподвижное (сохраняется на одном и том же слоге, т.е. совпадает с постоянным). Ударение подвижное (может переходить в слове с одного слога на другой, например, в русском языке)

Клитика – слово, грамматически самостоятельное, но фонологически зависимое. Клитиками по определению являются, в частности, все слова, не составляющие слога. Клитики могут присоединяться к ударной словоформе какой – то одной части речи, либо к словоформам любой части речи последние называются транскатегориальными.

Вопрос 13

«Фразовое, тактовое и логическое ударение»

Фразовое ударение – это ударение, которое получает слово, как член предложения. В отличие от словарного ударения, которое имеют все слова, фразовое ударение получают только знаменательные части речи.

Тактовое ударение – это ударение в ритмической речи, оно проявляется через определённое количество слогов, создаёт музыкальность и ритм.

Логическое ударение – это интонационное выделение одного из членов предложения с целью подчёркивания его значимости.

Вопрос 14

«Интонация. Интонационные конструкции, их типы. Функции интонации: такто - и фразообразующая, смыслоразличительная, эмоциональная»

Интонация – совокупность просодических характеристик предложения: тона, громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации.

Интонационные конструкции – совокупность интонационных признаков, достаточных для дифференциации значений высказываний и передачи таких параметров высказывания, как коммуникативный тип, смысловая важность составляющих его синтагм, актуальное членение. Являясь разновидностью языкового знака, имеет план выражения и план содержания.

Вопрос 15

«Фонология. Звуки речи и звуки языка. Понятие фонемы. Понятие чередования»

Фонология – раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирования звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема.

Терминов фонема в языкознании обозначается кратчайшая линейная единица звукового строя языка. Из этих кратчайших звуковых единиц строятся единицы языка, наделённые значением. Следовательно, хотя фонемы как таковые единицами языка не являются, поскольку сами по себе они лишены значения, существование единиц языка – морфем, слов и их форм – принципиально не возможно без фонем, из которых строятся их означающие.

Чередование – парадигматическое отношение между единицами одного уровня языка, состоящее в их способности заменять друг друга на одном и том же месте в структуре единицы более высокого уровня в определённых синтагматических или парадигматических условиях.

Вопрос 16

«Типы чередований: позиционные, фонетические и исторические. Параллельные и пересекающиеся чередования»

Позиционные чередования – чередование звуков, всецело зависящее от фонетических условий (от изменения фонетической позиции звука в слове). Иногда позиционное чередование называют позиционной меной звуков.

Фонетические чередования – чередования, обусловленные действующими в языке фонетическими закономерностями: изменение звучания связано с позицией звука ‘не меняет состава фонем в морфеме. Чередование ударных и безударных гласных, чередование звонких и глухих согласных.

Исторические чередования - чередования, не обусловленные фонетической позицией звука, представляющие собой отражение фонетических процессов, которые действовали в более ранние периоды развития русского языка.

Параллельные чередования – п ри параллельном чередовании ударных гласных образуются вариации основных гласных фонем, различающиеся между собой в зависимости от положения в слове и от положения по отношению к согласным звукам.

Пересекающиеся чередования – чередование гласных не верхнего подъёма, связанное с метом гласного звука по отношению к ударению.

Вопрос 17

«Система фонем. Дифференциальные и интегральные признаки фонем и звуков. Фонологические школы»

Система фонем. Система - совокупность фонем данного языка, связанных между собой постоянными отношениями. Система фонем обнаруживает определенное внутреннее членение. Она распадается на две подсистемы: подсистему гласных фонем - вокализм, и подсистему согласных фонем-консонантизм.

Интегральные признаки - это такие признаки звуков, которые не участвуют в противопоставлении данной фонемы другим фонемам. Интегральные признаки несамостоятельны, они обусловленные. Гласные верхнего и среднего подъема могут быть лабиализованными и нелабиализованными, здесь есть выбор признака. Гласные нижнего подъема обязательно нелабиализованные. Здесь выбора признака нет: интегральный признак обусловлен дифференциальным.

Фонологические школы

Научные школы в фонологии XX века, принципиально различающиеся пониманием фонемы:

1) Ленинградская фонологическая школа (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич, Л.В. Бондарко) – школа, развивающая идеи И.А. Бодуэна де Куртенэ ("фонема – психический эквивалент звука") и Л.В. Щербы ("фонема – звуковой тип"), выдвигаящая на первое место акустико-артикуляционную сторону фонемы и рассматривающая фонему как относительно самостоятельную (самодостаточную) единицу языка;

2) Московская фонологическая школа (Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, В.Н. Сидоров, А.А. Реформатский, М.В. Панов) – школа, развивающая идею И.А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме как "подвижном компоненте морфемы" и рассматривающая фонему как строевую единицу в составе морфемы;

3) Пражская фонологическая школа (Н.С. Трубецкой, Р. Якобсон) – школа, рассматривающая фонему как "пучок дифференциальных признаков", выдвигающая на первое место внутрисистемные отношения между фонемами.

Вопрос 18

«Фонетические чередования звуков русского языка. Фонетические чередования гласных звуков в зависимости от соседства мягких и твёрдых согласных и от положения по отношению к ударению»

Фонетические чередования могут образовывать пересекающиеся ряды, имеющие общие члены, либо параллельные ряды, не имеющие общих членов. Фонетические чередования в области гласных обусловлены положением под ударением или без ударения, фонетические чередования в области согласных связаны с изменением глухих-звонких шумных согласных перед шумными и в конце слова, твердых-мягких согласных перед [э].

фонетические можно объяснить с точки зрения современного русского языка, например, чередование [г//к] возникло потому, что перед гласным согласный звук сохраняется, а в конце слова звук оглушается, изменяет своё качество звучания.

Вопрос 19

«Фонетические чередования согласных звуков, различающихся по глухости и звонкости, твёрдости и мягкости, месту и способу образования»

Вопрос 20

«Фонологическая система русского языка. Состав гласных и согласных фонем. Подсистема гласных фонем. Сильные и слабые позиции гласных фонем. Подсистема согласных фонем. Сильные и слабые позиции согласных фонем»

Вопрос 21

«Исторические изменения в фонетике. Фонетические процессы: редукция, аккомодация, ассимиляция, диссимиляция»

На известном памятнике Петру Первому в Ленинграде есть надпись: «Петру Перьвому Екатерина Вторая». Перьвому - это не ошибка: так говорили в XVIII в. Мягкий звук [р"] произносили и в таких словах, как: се[р"]п, ве [р"]ба, уще[р"]б, ве[р"]х, четве[р"]г, зе[р"]кало, це[р"]ковь. Мягкость [р"] была здесь не случайна. Мягкость [р"] была обязательной в положении после [е] перед губным или заднеязычным согласным.

Всякий живой язык характеризуется непременной особенностью - он изменяется.

В современном русском языке в сочетаниях двух мягких согласных первый отвердевает. Это отвердение очень медленное, оно сначала осуществляется в одних сочетаниях, потом в других, в одних словах раньше, в других - позднее.

Исследователи русского языка конца XIX - начала XX в. отмечали, что в литературном языке той эпохи губные согласные перед мягкими заднеязычными тоже произносились мягко: я[м"]ки, ла[ф"]ки (лавки). Сейчас такое произношение полностью ушло из литературного языка и его можно встретить только в диалектах.

Современные фонетические чередования - свидетельство происходивших некогда в языке звуковых процессов. Например, в русском языке чередование звонких согласных с глухими на конце слова и перед глухими: зу[б]ы- зу[п] -зу[п]ки, боро[д]а - боро[т] - боро[т]ка, . Такое чередование сложилось в результате того, что звонкие на конце слова и перед глухими оглушились.

Фонетический процесс заканчивается, когда ему уже не на что распространяться. Тогда на смену фонетическому процессу приходит фонетическое чередование.

Редукция - лингвистический термин, обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим - ударным элементам.

Аккомода́ция - один из видов комбинаторных изменений звуков, состоящий в частичном приспособлении артикуляций смежных согласного и гласного. А. может быть прогрессивной или регрессивной.

Ассимиляция - в фонетике уподобление соседних звуков один другому.

Диссимиля́ция - в фонетике и фонологии под диссимиляцией понимают процесс обратный ассимиляции, то есть два или более одинаковых или близких по типу звука расходятся в произношении всё дальше.

Вопрос 22

«Предмет орфоэпии. Значение орфоэпических норм. «старшая» и «младшая» нормы. Стили произношения. Причины отступлений от литературного произношения»

Орфоэпия - раздел языкознания, изучающий правила устной речи.

Предмет и задачи орфоэпии – безукоризненное произношение звуков и обучение тому, как правильно ставить ударение. Известно немало случаев, когда гласные и согласные в разговорной речи меняются с глухих на звонкие, и наоборот. Например, произносят муз[э]й, а следует говорить муз[е]й, или компьютер с мягким [т] вместо твердого.

Старшая и младшая нормы

В русской орфоэпии различают «старшую» и «младшую» нормы в произношении отдельных звуков, звукосочетаний, слов и их форм. «Старшая» норма сохраняет особенности старомосковского произношения. «Младшая» норма отражает особенности современного литературного произношения.

Стили произношения

Произносительный стиль книжной речи отличается строгим сохранением исторически сложившихся норм, тенденцией к устранению произносительных вариантов. В разговорном стиле, нейтральном со стилистической точки зрения, отсутствует столь выраженное стремление к безупречному произношению и возможны произносительные варианты (ср. рус. просят - [пpо́с’ут] и [про́с’ът]). Может быть выделен и сниженный, просторечный стиль. Книжный и просторечный стили охватывают не всю лексику языка, а лишь некоторый её круг: для книжного стиля его составляют слова, относящиеся к сферам науки, техники, искусства, политики, для просторечного - лексика, принадлежащая к сферам быта, обиходной жизни. Охват двух названных стилей также неодинаков у разных носителей языка.

Вопрос 1

«Предмет и задачи фонетики»

Фонетика – это раздел языкознания, в котором изучается звуковая система вещания. Итак, предметом изучения фонетики являются звуки речи: их природа, сочетаемость, закономерные изменения звуков в речевом потоке и их обусловленность. Задача фонетики – изучить общие закономерности создания звуков, их классификацию, охарактеризовать звуковые изменения, определить другие фонетические единицы – состав и ударение. Звук – это мельчайшая единица речи, материальная оболочка слов. Отдельно взятый звук не имеет какого – либо значения, он его приобретает лишь в составе слов и морфем, выполняя функцию распознавания их значений. Фонетика имеет важное значение. Знание процессов создания звуков, их свойств, закономерностей сочетаемости – одна из предпосылок повышения культуры устной речи. Фонетика тесно связана с другими языковедческими дисциплинами: графикой, орфографией, орфоэпией, а также лексикой, морфологией, синтаксисом и стилистикой. Основные понятия фонетики.

Фонетика раздел языкознания, изучающий звуковые формы языка, их акустические и артикуляцию, свойства, законы, по которым они образуются. Основные фонетические единицы. Звук речи – это минимальная единица цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определёнными фонетическими свойствами. Звук является основной единицей языка со словом и предложением, но сам по себе он не имеет никакого значения. Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. В речевом аппарате можно выделить следующие части: 1) дыхательный аппарат (лёгкие, бронхи, трахея), который создаёт необходимое для образования звуковых колебаний давление воздушной струи; 2) гортань, где происходят колебания голосовых связок и образуется тон звука; 3) Полости рта и носа являются резонаторами, усиливающими дополнительные тоны звука; органы произношения, т.е. язык, губы; 4) Головной мозг и нервная система человека, управляющие всей работой речевого аппарата. Звуки русского языка по особенностям образования и акустическим свойствам делятся на гласные и согласные. В зависимости от участия голосовых связок при образовании согласных они делятся на звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными.

Вопрос 2

«Сегментные и суперсегментные фонетические единицы» Линейные единицы ещё называются сегментными, поскольку получены в результате сегментации на фоне сопоставления с другими аналогичными единицами как минимальные самостоятельные фрагменты. Но в результате членения звукового потока выделяются и другие, уже не предельные единицы, которые названы суперсегментными. Суперсегментными называются единицы, не имеющие самостоятельного смыслоразличительного характера, но просто организующими речевой поток в силу особенностей материи звука и наших органов речи и чувств. Если суперсегментные единицы безотносительны к выражению смысла, они все же обладают своей артикуляционно – акустической спецификой. Артикуляционно – акустические характеристики суперсегментных единиц называют ПРОСОДИЯ.ПРОСОДИЯ – совокупность таких фонетических признаков, как тон, громкость, темп, общая тембровая окраска речи.Фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук как сегмент речевого потока. Фраза – самая крупная фонетическая единица. В языкознании отрезок речи с законченной интонацией. Фразы отделяются друг от друга паузами. Фраза обладает смысловой законченностью и синтаксической связностью. Интонационно предложение состоит из одной или нескольких фраз. Иногда считают, что фраза может состоять из нескольких предложений.Речевой такт – это часть фразы, выделяемая ритмико – интонационными средствами. При членении фразы на отрезки могут совпасть речевой такт, выдыхательная группа и синтагма, но они представляют собой явления разного порядка: речевой такт – понятие интонационное, выдыхательная группа – понятие физиологическое, синтагма – понятие семантико – синтаксическое.Фонетическое слово – самостоятельное слово вместе с примыкающими к нему служебными словами, не имеющими собственного ударения, иначе говоря, клитиками, для которых самостоятельное слово выступает опорным.Слог – это минимальная фонетико – фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико – артикуляционной слитностью своих компонентов, т.е. входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные – слогообразующие, остальные – неслоговые.Речевой звук – звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения. Наука о звуках речи называется фонетикой.

Вопрос 3

«Слог, ударение, интонация как суперсегментные единицы»

Слог – наименьшая произносительная единица языка, то есть наименьшая единица речевой цепочки. Слогообразование: гласные, сонорные, шумные. В слоге должен быть либо один гласный, либо один сонорный. Типы слогов: прикрытые (начинаются с согласного), неприкрытые (начинаются с гласного), открытые (оканчиваются на гласный звук), закрытые (оканчиваются на согласный звук). Ударный слог – в русском языке слог более длительный, чем остальные, более напряжённый, более низкий, чем остальные. По отношению к ударному слогу различают предударные и заударные слоги.

Ударение может быть мелодическим, акцентным и тоническим. Способы выделения ударного слова: более громкое, низкое и долгое произношение – придаёт речи экспрессивный характер, возможны также оттенки плаксивости, подвывания. При этом существует зависимость силы, длительности ударного слога. У каждого гласного есть свой порог. Гласные, произносимые выше порога, обычно воспринимаются как ударные. Интонация – различное соотношение изменений высоты тона и других акустических компонентов, служащих для выражения смысловых и эмоционально – стилистических различий высказываний. В интонации следует различать 2 аспекта: - Коммуникативный: интонация представляет собой средство выражения смысловой стороны речи. Оно сообщает, является ли высказывание законченным. – Стилистический: интонация – средство стилистического выражения эмоций.

Вопрос 4

«Акустические и артикуляционные характеристики звуков» Акустические. Общей теорией звука занимается акустика. Звук речи, как и всякий другой звук, физическое явление, представляет собой колебательное движение, передаваемое через упругую среду и воспринимаемое человеческим ухом. Колебания физического тела, например, голосовых связок, могут быть ритмичными упорядоченными, в результате этого возникают звуки определённой устойчивой частоты, или тоны. Наряду с этим колебания бывают неравномерные, неупорядоченные, им соответствуют шумы, иногда тон и шум объединяются в один тоно – шумовой звук. В языковых звуках тоны возникают при колебании голосовых связок в гортани, а также при ответных колебаниях воздуха в надгортанных полостях. Так в основном рождаются гласные, тогда шумы возникают в результате преодоления воздушной струёй разного рода преград в речевом канале. К шумам относятся глухие согласные. Звук также характеризуются длительностью, или долготой, т.е. продолжительностью данного звука с его количеством колебаний во времени. Классификация звуков речи по акустическим характеристикам Гласные: по длительности – долгие и краткие. Согласные: по соотношению тона и шума – сонорные и шумные (звонкие и глухие)

Артикуляционные.

Работа органов речи по производству звуков называется артикуляцией. В артикуляции 3 этапа: приступ, выдержка и отступ. Физиологический элемент артикуляции и называется кинемой. По отсутствию или наличию преграды на пути струи воздуха, по напряжённости органов речи и по силе воздушной струи все звуки делятся на гласные и согласные, а согласные в свою очередь – на сонорные и шумные; а шумные ещё – на звонкие и глухие. Иногда один звук производится двумя артикуляциями: есть звуки дифтонги и трифтонги. В целом биологическая сторона звуков определяется местом их образования, т.е. участием тех или иных органов речи, а акустическая – способом работы этих органов. Все языки имеют в своей структуре звуки с особой артикуляцией. Место образования согласных звуков определяется теми органами речи, которые участвуют в артикуляции. Например, губно – губные, губно - зубные, язычные, среди них: переднеязычные зубные, переднеязычные нёбные, среднеязычные и заднеязычные. По способу образования русские согласные звуки характеризуются так: щелевые, смычные, смычно – проходные


Вопрос 5

«Классификация гласных звуков по месту и степени подъёма языка, по наличию или отсутствию лабиализации» По степени подъёма языка: верхний подъём – [и],[ы],[у]; средний подъём – [э],[о]; нижний подъём – [а] По наличию или отсутствию лабиализации: лабиализованные – [о], [у]; нелабиализованные – [и], [э], [ы], [а]

Вопрос 6

«Классификация согласных звуков по месту образования» Губно – губные: [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’]; губно – зубные: [ф],[ф’],[в],[в’]; переднеязычные: кончик языка вверху – [т],[д],[н],[л],[л’],[р’],[р],[ш],[ж],[щ],[ч]; кончик языка внизу: [т’],[д’],[н’],[с],[с’],[з],[з’],[ц]; заднеязычные – [к],[к’],[г],[г’],[х],[х’]

Вопрос 7

«Классификация согласных звуков по способу образования» Смычно – взрывные: [п], [п’],[б],[б’],[т],[т’],[д],[д’],[к],[к’],[г],[г’]; смычно – проходные: [м],[м’],[н],[н’],[л],[л’]; щелевые: [ф][ф’][в][в’][с][с’][з][з’][ш][ж][щ][j][х][х’]; смычно – щелевые: [ц],[ч]; дрожащие: [р][р’].

Вопрос 8

«Классификация согласных звуков по уровню шума, участию или неучастию голоса в образовании звука, по твёрдости - мягкости»

По уровню шума: сонорные: [р], [л],[м],[н],[j]; шумные: [б],[в],[г],[д],[ж],[з],[к],[п],[с],[т],[ф],[х],[ц],[ч],[ш]; По отсутствию или наличию голоса: звонкие: [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з];глухие: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч‘]; По твёрдости и мягкости: [б] - [б’], [в] - [в’] и т.д.

Вопрос 9

«Слог с артикуляционной и акустической точек зрения. Различные теории слога. Типы слогов»

C артикуляционной точки зрения слог – это звук или сочетание звуков, которое произносится одним выдыхательным толчком. С этих позиций определяется слог в школьных учебниках. Это не совсем верно, т.к. не учитывается фонетическая сторона речи, её звучание. С акустической точки зрения деление слов на слоги связано со степенью звучности рядом стоящих звуков. В современном русском языкознании наиболее признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р. И. Аванесовым. Исходя из этого, слог определяется как сочетание звуков с разной степенью звучности.

Вопрос 10

«Слогораздел в русском языке»

Очень часто люди запоминают с детства слова с неправильным ударением. Со временем это крайне трудно поддается исправлению. В нашем языке вообще не существует четких правил ударения. Намного легче и быстрее запомнить особенности русского ударения в словах и использовать их на практике, чем постоянно бороться с неправильным произношением слов по привычке и осваивать заново речевые навыки.

Во французском языке последний слог всегда ударный, а вот в русском имеется множество исключений из правил. Даже одно и то же слово имеет ударение на разные слоги в зависимости от рядом стоящих слов. Например: девочка началА, а мальчик нАчал.

Основные особенности ударения в русском языке это:

Разноместность, когда ударение падает на любой слог в разных словах (кОжух, свобОда, магазИн). У чехов всегда ударный первый слог, а у турок - последний.

Подвижность свойственна основному количеству При этом в одном слове при склонении или спряжении ударение может меняться (И.п. водА, В.п. вОду; крУжево - кружевА)

Изменчивость допускает с течением времени менять ударный слог в слове. Многие поэты использовали раньше для рифмы слово музЫка. Поэтому в стихах правильно так и читать. Но произносим-то мы сегодня это слова как мУзыка. Хотя некоторые слова сохранили допустимость разного произношения (рАкушка и ракУшка, договОр и дОговор). Чтобы подобные слова, удобно посмотреть об этом информацию в орфоэпическом или толковом словаре. Ведь особенности русского ударения сложны не только для нас самих, но и для иностранцев тоже.

Существуют и акцентные варианты, например мышлЕние аналогично вождЕнию и биЕнию. Ударение падает на суффикс -ен. А слова-исключения надо запомнить, в них ударение ставится в :

КвАшение;

ГлАжение;

ОбеспЕчение;

НамЕрение;

СосредотОчение.

Люди глУхи, но грубЫ, слЕпы, но дружнЫ;

ЧЕрпать воду, но звонИть в дверь, годы прОжиты, но пролИли чай.

В словах кОнкурс, жЕмчуг, нАсморк, сИмвол, тОкарь, вОздух первый слог сейчас находится под ударением. А ведь в прошлом в этих словах ударным был последний. То есть, можно здесь сказать о регрессивном ударении, когда оно переносится с последнего слога на тот, что стоит перед ним. У многих слов этот процесс продолжается до сих пор.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал