Литературная гостиная ко дню победы. Сценарий литературной гостиной, посвященной поэзии великой отечественной войны. Звучит отрывок из поэмы С.Викулова «Навек одна»

Сценарий предназначен для учащихся средних и старших классов. Он дает возможность ознакомить учащихся с литературными и музыкальными произведениями, посвященными Великой Отечественной войне. Содержит стихи и песни, созданные как во время ВОВ, так и после. Возможно включать в сценарий стихотворения, песни, написанные учащимися, посвященные Дню Победы или ВОВ. Песни могут звучать как в записи с дисков, так и в исполнении учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №613 Московского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Литературно-музыкальная гостиная

«С Днем Победы»

Выполнила: Калнина Анна Алексеевна

Санкт - Петербург

2013г

ЛИТЕРАТУРНО - МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ «С ДНЕМ ПОБЕДЫ»

Аннотация

Сценарий предназначен для учащихся средних и старших классов. Он дает возможность ознакомить учащихся с литературными и музыкальными произведениями, посвященными Великой Отечественной войне. Содержит стихи и песни, созданные как во время ВОВ, так и после. Возможно включать стихотворения, песни, написанные учащимися, посвященные Дню Победы или ВОВ, если таковые имеются. Песни могут звучать как в записи с дисков, так и в исполнении учащихся.

Цель: воспитание патриотизма, чувства любви и уважения к своей Родине, ветеранам войны.

Место проведения: класс или актовый зал

Время проведения 60 мин.

Зал украшен воздушными шарами, плакатами и стенгазетами, посвященными ВОВ и Дню Победы. Перед началом мероприятия звучат военные песни. Справа от сцены накрыт стол (чай, конфеты, печенье) для почетных гостей – ветеранов.

1 ведущий: Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята, педагоги, родители.

Наша встреча посвящена самому светлому, дорогому и священному для нас празднику «Дню Победы». Этот день вместе с Россией отмечают во всех бывших республиках СССР и во многих странах мира.

2 ведущий: Ведь это была самая страшная и кровопролитная война в истории человечества. И основную тяжесть вынес на своих плечах советский народ, понесший самые многочисленные потери. От всей души поздравляем всех присутствующих с праздником и приглашаем в нашу литературно-музыкальную гостиную.

1 ученик читает стихотворение К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»

1 ведущий: Стар и млад поднялись на борьбу с захватчиками. Среди них была и 16-летняя Юлия Друнина. Записавшись в добровольную сандружину, она обманом попала на фронт, была ранена несколько раз. Теме ВОВ она посвятила много своих стихотворений.

2 ученик читает стихотворение Ю. Друниной «Бинты»

Звучит песня «В землянке»

Сл. А.Суркова муз. К.Листова

2 ведущий: В тяжелейших условиях, под градом вражеских пуль, в жару и стужу, под дождем и снегом, наши бойцы защищали свою Родину, бросались на амбразуры фашистских пулеметов, вели свои самолеты на таран, уничтожая врагов в воздухе, на земле и на море.

3 ученик читает стихотворение В.Высоцкого «На братских могилах»

Звучит песня «На безымянной высоте»

Сл. М.Матусовского муз. В.Баснера

1 ведущий: А в тылу оставались женщины, дети, старики. На их долю выпали не менее тяжкие испытания – непосильный труд на заводах, в поле, голод, бомбежки.

4 ученик читает стихотворение К.Симонова «Жди меня»

2 ведущий: В блокадных днях мы так и не узнали:

Меж юности и детства где черта?

Нам в 43 выдали медали

И только в 45 – паспорта.

Звучит песня «Ленинград»

Сл. О. Мандельштама муз. А.Пугачевой

1 ведущий: Фронтовые будни. Но и там, во время передышек между боями, бойцы вспоминали о доме, семье, писали письма, мечтали о послевоенном будущем.

Звучит песня «Темная ночь»

Стихи В. Агатова Муз.Н.Богословский

2 ведущий: И вот, наконец, настала долгожданная весна 45 года.

Звучит песня «От героев былых времен»

Ст.Агранович Е. муз. Хозак Р.

2 ведущий: Давайте почтим память всех погибших на этой войне.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Учащиеся вручают ветеранам цветы.

Звучит песня «День Победы»

СЛ.В. Харитонова, музыка Д. Тухманова

Вступительное слово учителя. Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть вас зрителями литературной гостиной на тему: «Только доблесть бессмертно живет», посвященной Победе в Великой Отечественной войне.

Сценка: стол, накрытый скатертью; у стола девушка пишет письмо. Мелодия песни «Синенький, скромный платочек». 1 куплет.

Ведущий 1: Русские солдаты.... А сколько их было совсем юных, они ушли на войну со школьной скамьи, из студенческих общежитий в июне 1941 года, но не всем суждено было вернуться в победном 45-ом.

Ведущий 2: Сцена прощания юноши и девушки(выходят девочка и мальчик)

Юноша

И вот в свои 17 лет

Я встал в солдатский строй.

У всех шинелей серый цвет, У всех - один покрой.

У всех товарищей-солдат

И в роте, и в полку-

Противогаз да автомат,

Да фляга на боку..

К.Н.Старшинов

Девушка

Я буду ждать.

Так ждать, чтоб память даже вымерла,

Чтоб стал непроходимым день,

Чтоб умирать при милом имени

И догонять чужую тень,

Чтоб не довериться и зеркалу,

Чтоб от подушки утаить,

Чтоб свет своей любви и верности

Закрыть, запрятать, затемнить,

Чтоб пальцы невзначай не хрустнули,

Чтоб вздох и тот зажать в руке.

Так ждать, чтоб, мёртвый, он почувствовал

Горячий ветер на щеке.

И.Эренбург.

Юноша

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.(К.Симонов.)

Ведущий 1: В годы войны с новой силой зазвучала тема интимной лирики. И возрождению любовной лирики в поэзии военных лет во многом способствовал цикл стихов Константина Симонова «С тобой и без тебя», написанный в 1941-1942 годах.

Ведущий 2 Самым известным стихотворением Симонова из сборника «С тобой и без тебя» и, пожалуй, самым известным стихотворением Симонова является «Жди меня». Его знают и любят люди разных поколений. И, мне кажется, я понял, в чем секрет его неумирающей популярности: на место лирического героя этого стихотворения каждый солдат мог поставить себя и обратиться со словами «жди меня» к своей подруге, любимой, маме. Ведь солдаты на войне жили памятью о доме, мечтали о встрече с любимыми, и они так нуждались в том, чтобы их ждали.

Ведущий 1 : Цикл «С тобой и без тебя» посвящен актрисе Валентине Серовой. Она стала женой поэта накануне войны, в 1941. Некоторые подробности их взаимоотношений в стихах.

«Далекому другу»(выступает ученик)

И этот год ты встретишь без меня,

Когда б понять ты до конца сумела,

Когда бы знала ты, как я люблю тебя,

Ко мне бы ты на крыльях долетела.

Отныне были б мы вдвоем везде,

И, отраженьем в ледяной воде

Твое лицо бы на меня смотрело.

Когда бы знала ты, как я тебя люблю.

Ты б надо мной всю ночь, до пробужденья,

Стояла тут, в землянке, где я сплю,

Одну себя пуская в сновиденья.

Когда б одною силою любви

Мог наши души поселить я рядом,

Твоей души сказать: приди, живи,

Незрима будь, будь недоступна взглядам.

Но ни на шаг не покидай меня,

Лишь мне понятным будь напоминаньем:

В костре – неясным трепетом огня,

В метели – снега голубым порханьем.

Незримая, смотри, как я пишу

Листки своих ночных нелепых писем,

Как я слова беспомощно ищу,

Как нестерпимо я от них зависим.

Я здесь ни с кем тоской делиться не хочу,

Свое ты редко здесь услышишь имя.

Но если я молчу – я о тебе молчу,

И воздух населен весь лицами твоими.

Они кругом меня, куда ни кинусь я,

Все ты в мои глаза глядишь неутомимо.

Да, ты бы поняла, как я люблю тебя,

Когда б хоть день со мной тут прожила незримо.

Но ты и этот год встречаешь без меня...

Ведущий 1 : Говорят, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. И пушечная канонада не могла заглушить его. Никогда к голосу поэтов так не прислушивались читатели. Известный английский журналист Александр Верт, который всю войну провел в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 1941-1945» писал: «Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый».

Ведущий 2 Поэзия как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными. Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

Ведущий 1: Главный редактор «Красной Звезды» Дмитрий Ортенберг так описывает историю появления этого стихотворения: «Вызвал к себе литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему:

Давайте срочно стихи в номер! Получив задание, он стал звонить поэтам.

Случайно «наскочил» на Лебедева-Кумача:

Василий Иванович, газете нужны стихи.

Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны быть завтра.

Ведущий 2: На следующий день Лебедев-Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение. Начиналось оно так:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Ведущий 1: Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт.

Звучит песня «Священная война», кадры кинохроники.

Ведущий 1: В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла. Сплачивающая, вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней о войне была сказана суровая правда. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.

Ведущий 2 Уже первые недели, месяцы войны показали, что война не будет легкой. Не получится так, как пелось в довоенных бравурных песнях: «Врага мы на вражьей земле победим малой кровью, могучим ударом», «Мы с любой бедою сладим, всех врагов развеем в дым». Все это было лейтмотивом стихов и песен 30-х годов, широко тиражируемых в печати и декламируемых по радио.

Ведущий 1: В годы войны характер нашей литературы значительно меняется. Она начинает избавляться от въевшегося в довоенную пору искусственного оптимизма, самодовольства.

Ведущий 2: Третий ведущий: Война сделала вновь возможным трагедийное начало в отечественной литературе. И оно прозвучало в творчестве многих поэтов.

Ведущий 1: О том, как совпали «война, беда, мечта и юность» писал поэт-фронтовик Давид Самойлов в стихотворении «Сороковые»(выступает ученик).

Ведущий 2 Солдаты. Они прошли войну в солдатских шинелях. Служили в пехоте, артиллерии, авиации, разведке... У каждого была своя война, свои фронтовые дороги. Одни воевали под Москвой, другие - под Сталинградом, одни дошли до Берлина, другие - до Праги, третьи - до Порт-Артура... Каждому выпала своя доля, но война была их общей судьбой, судьбой всего народа. Им нужно было выстоять и победить, и они это сделали, потому что писали письма домой.

Ведущий 1: Письма с фронта…Документы, над которыми не властно время. Их писали в зной и в стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя. Эти письма – ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами. И пусть будет сегодня чтение этих живых строк войны данью преклонения перед светлой памятью тех, кто их писал…(выступает ученик)

. Милая Тонечка!

Я не знаю, прочтешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это мое последнее письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц... Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись... Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе... Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая. За нее умереть не страшно...

Ведущий 2 Глубоким лиризмом проникнуты стихи Иосифа Уткина. Поэт в годы войны был военным корреспондентом. Иосиф Уткин погиб во время авиационной катастрофы в 1944 году, возвращаясь в Москву с фронта.

стихотворение И. Уткина «На улице полночь…»(выступает ученик)

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь.

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь!

Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома – и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь и Родину слышишь,

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью.

И в дом только радость войдет.

Ведущий 1: До Великой Отечественной войны в Советском Союзе было 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны – 417. На фронтах погибло 48 поэтов. Самому старшему из них – Самуилу Росину – было 49 лет, самым младшим – Всеволоду Багрицкому, Борису Смоленскому – едва исполнилось 20.

Ведущий 2: «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…» Так начинается стихотворение Булата Окуджавы «До свидания, мальчики». Уже само название вносит ноту трагизма: сколько мальчиков и девочек не вернулись с этой войны! Сколько не состоявшихся судеб, не сыгранных свадеб, не рожденных детей…

Звучит песня .

Ведущий 1: : Ничего может сравниться с горем матери, потерявшей своего ребенка, пережившей его. Это нарушение естественного закона жизни. Об этом стихотворение Юлии Друниной, посвященное ее боевой подруге Зинаиде Самсоновой, погибшей в 1942 году.

«Зинка»(выступают 3 ученицы)

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

- Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня лишь она одна.

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2. С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и замен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав.

Белорусские хаты пели

О рязанских глухих садах.

3. Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.

Ведущий 1: Сиротство и вдовство – это еще одна трагедия войны. С пронзительной болью об этой беде написал Сергей Викулов поэму «Одна навек».

Звучит отрывок из поэмы С.Викулова «Навек одна»: (рассказывает ученица)

Едва хватило силы

принять дрожащею рукой конверт...

И вдруг: "Дедуся, милый!"

"Ах!" и к его щеке щекой!

И закружилась с ним в обнимку:

"Он жив! Он жив!"

"Ну, дай-то Бог!"

Старик растроганно слезинку смахнул и вышел за порог,

Дивясь, что сумка легче стала...

Она ж, присев возле стола,

Сперва конверт к губам прижала

И лишь потом надорвала...

"Любимая!.." и лист неровный вдруг задрожал в ее руках,

И в голубых её огромных

Предчувствием разлился страх,

И стал белей бумаги палец,

Следивший дрожко за строкой.

"Любимая, мы отступаем!

Уже все наши за рекой.

Здесь только мы, а мост не взорван!

А мост уже в руках врага!

И наш комбат сказал: "Позор нам!" и

"Добровольцы, два шага вперед!"

И мы, кто нас в живых осталось...

Мы разом все к нему!!!

"Что ж, браво...", бросил он устало,

И четверых по одному из строя вызвал.

Третьим с краю стал я...

И он, суров и прям,

сказал: "На смерть вас посылаю, пишите письма матерям.."

В распоряженьи вашем час"

И вот, посуше выбрав место,

Я и пишу.. в последний раз.

Пишу тебе, прости, что почерк так не разборчив,

ты должна понять,

Мне часа мало очень, чтоб все сказать

Мне жизнь нужна!!!

И я спешу, спешу и сразу же хочу о главном:

Минет срок, и ты, конечно, выйдешь замуж,

Я понимаю, я жесток, но Ты.. ведь кто тебя осудит?

Ты выйдешь верность мне храня.

И у тебя сынишка будет, пусть не похожий на меня,

Пусть... но я хочу, чтобы мальчонка был у тебя на все горазд!

Чтобы соломенная челка на лбу, и крапинки у глаз.

Чтоб узнавала средь мальчишек, ты даже издали его

И чтоб однажды он услышал рассказ твой грустный про того,

Кто так хотел (прости мне это признанье!)стать его отцом!

Да вот не вышло! Сгинул где-то... не важно где, он был бойцом.

И ты, однажды, ты поведай ему, оставив все дела,

Что он не дожил до Победы, но умер, чтоб она была!

Чтоб снова добрым людям в лица ударил свет, рассеяв тьму,

Чтоб он, курносый, мог родиться и чтоб легко жилось ему,

Чтобы его по утру тропка то в лес, то к озеру вела,

Чтоб гром гремел, летела лодка вперед! И радуга цвела!

Чтоб гасли молнии как спички, ударив в радугу-дугу,

Чтоб чья-то девочка с косичкой ждала его на берегу...

Любимая... и тишина... и снова

Кричу из дыма и огня: ЛЮБИМАЯ!!!

Но это слово услышишь ты уж без меня...

Ведущий 2. Искусство и война, любовь и смерть... Какие несовместимые понятия! Но бы­ло именно так... А ещё стихи и песни, музыка и живопись. Художники тоже были на переднем крае. По плакатам можно было проследить историю всей войны.

Рассказ о плакате «Дойдем до Берлина» (рассказывает ученик, показывая на карте)

Прототипом улыбающегося богатыря на марше стал реальный герой – снайпер Голосов, фронтовые портреты которого легли в основу знаменитого листа.

На переднем плане изображен сидящий на пне возле окопа молодой советский солдат, спокойными, неспешными движениями натягивающий сапог. Рядом лежит его автомат. С другой стороны на обочине дороги валяется проломанная немецкая каска. На заднем плане изображен небольшой европейский городок. По фронтовой дороге едут танки и машины, идет пехота и конница. Сцена почти идиллическая. Не будь здесь реквизитов войны, можно подумать, что перед нами веселый парень, решивший постранствовать по свету; по дороге он слегка устал, присел отдохнуть, и теперь, отдохнув, готовится продолжить свой путь.

Он смотрит на нас с улыбкой, весь его облик дышит спокойствием и уверенностью. Фигура солдата, заполняющая почти все пространство картины, изображена сидящей, тем не менее она возвышается над всеми остальными деталями изображения: над силуэтом городка на заднем плане и над движущейся по дороге воинской частью. Максимально приближенный передний план – характерный для плаката прием, таким образом главное отделяется от второстепенного. Художник особенно выделяет солдатский сапог, помещает его на передний план и тщательно вырисовывает детали.

Но если смотреть на плакат не детально, а в общем, то все сразу становится на свои места. “Дойдем до Берлина!” – такое сочетание изображения и текста вносит в плакат напряжение, повышает его содержательность, придает ему убеждающую силу и у нас не возникает сомнения, что обещание будет выполнено.

Ведущий 1: Много замечательных стихотворений были рождены войной. Одни из них, сыграв свою огромную агитационную роль, остались документом военного времени, а другие вошли в современную духовную культуру как проявление красоты души народа, как поэтизации естественного и прекрасного в противоестественных условиях.

Ведущий 2 Прекрасное лето 1941 года,21 июня, суббота. По всем школам страны – выпускной, а завтра, завтра будет война… Этой памятно-трагической дате посвящено стихотворение Вадима Шефнера «22 июня».

(Выступает ученица)

Не танцуйте сегодня, не пойте.

В предвечерний задумчивый час

Молчаливо у окон постойте,

Вспомяните погибших за нас.

Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,

Средь весёлых и крепких ребят,

Чьи-то тени в пилотках зелёных

На окраины молча спешат.

Им нельзя задержаться, остаться -

Их берёт этот день навсегда,

На путях сортировочных станций

Им разлуку трубят поезда.

Окликать их и звать их - напрасно,

Не промолвят ни слова в ответ,

Но с улыбкою грустной и ясной

Поглядите им пристально вслед.

Ведущий 1: Давно отбушевала военная гроза. Давно уже на полях, где проходили жаркие сражения, колосится густая рожь. Но народ хранит в памяти имена героев минувшей войны.

Ведущий 2: Великая Отечественная… Наш рассказ о тех, кто бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след – свои стихи.

Учитель. Наш разговор об искусстве военных лет подошел к концу. Спасибо за внимание. До скорых встреч.

Сценарий литературно-музыкальной композиции ко Дню Победы

Ведущий – Веремеенко Даниил (9 класс), Бойко Анастасия (8 класс)

Слайд 1

Ведущий: Добрый день, уважаемые ветераны, приглашенные гости, ребята! Мы приветствуем Вас на торжественном мероприятии, посвящённом открытию месячника «Памяти павших будем достойны!" В этом году месячник посвящен 71 годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Разрешите мероприятие считать открытым.

Слайд 2

(звучит гимн)

Ведущий: Сегодня в этом зале присутствуют почётные гости (перечислить их)

Ведущий: Слово предоставляется

2) слово предоставляется….

(После слов выступающих вручение цветов)

СЦЕНАРИЙ

Слайд 3

Июнь 1941 года. Мирная жизнь. В школе выпускной вечер. На сцене нарядные выпускники танцуют, смеются. (звучит мелодия «Рио-Рита»).

Слайд 4

Музыка обрывается из-за рева самолетов, разрывающихся снарядов и пушек.

Звучит за кулисами стихотворение:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывая люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

(Девушки надевают мальчишкам пилотки, а мальчишки девочкам дают санитарные сумки, произносят слова)

Слайд 5

1-я ДЕВУШКА:

Ах, война, что ты сделала, подлая,

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На дороге едва помаячили,

И ушли, за солдатом-солдат…

До свидания, мальчики!

Мальчики! Постарайтесь вернуться назад!

1-й ЮНОША:

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб – разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги – ну куда от них денешься!

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки! Девочки, постарайтесь вернуться назад!

Слайд 6

(Звучит 1 куплет «Священная война», потом на фоне этой же мелодии читают стихи)

ЧТЕЦ 1: Война была священной.

В этом не усомнится даже тот,

Кто, прилетев с другой планеты,

Земли историю прочтет.

Прочтет о том, как под луною

Страна возмездием жила……..

Война священна, если Зоя,

Не дрогнув, к виселице шла.

ЧТЕЦ 2: Вчера мы писали диктанты,

Чертили на досках круги,

А утром уже интенданты

Нам выдали сапоги.

ВЕДУЩИЙ: Началась жестокая, героическая война против фашистских захватчиков.

ВЕДУЩАЯ: Война проверяла нас на верность и самоотверженность, честность и благородство, мужество и бесстрашие…

ЧТЕЦ: Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо!- ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…» Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого: я или Родина.

ВЕДУЩИЙ: Люди не думали о своей жизни. В мыслях было только одно: остановить врага! Хоть на день, хоть на час, хоть на немного, чтобы дать собраться, подготовиться и дать отпор врагу.

Слайд 7

ВЕДУЩАЯ: Первыми приняли на себя удар пограничники. Несмотря на огромный перевес врага, герои-пограничники держались до последнего патрона, до последней гранаты, мужественно защищая каждую пять родной земли. В условиях круговой обороны в глубоком тылу противника стоял насмерть гарнизон легендарной Брестской крепости. Отважные воины держали оборону даже тогда, когда были полностью разрушены крепостные сооружения. Засыпанные в подвалах, казематах, они пали…

Слайд 8

ЧТЕЦ: не раз, не второй и не сотый

От крепости немец отбит,

Уже как пчелиные соты, все стены, а крепость стоит.

Ну что там, ну кто там остался?

Форты разбомбили дотла

И доты, а стяг не шатался, а стяг не окутала мгла.

Убьет знаменосца осколком, но стяг поднимет другой.

Полотнище алого шелка пылает над Бугом-рекой.

ВЕДУЩИЙ: Вся страна – армия и народ, тыл и фронт – объединились под лозунгами: «Смерть немецким оккупантам!», «Все для фронта, все для Победы!» Страна превратилась в единый грозный военный лагерь.

ВЕДУЩАЯ: В результате стремительного наступления фашистов осенью 1941 года над Москвой нависла смертельная угроза. На защиту столицы встали все ее жители. Было создано многочисленное народное ополчение. Москвичи, в основном женщины и дети, копали противотанковые рвы, траншеи, окопы, сооружали заграждения. В холод, голодные, нередко под огнем противника были прорыты сотни километров противотанковых рвов.

ВЕДУЩИЙ: Здесь каждый дом стоит, как дот, и тянутся во мгле

Зенитки с крыши в небосвод, как шпили на Кремле.

На окнах белые кресты мелькают второпях.

Такой же крест поставишь ты, Москва, на всех врагах!

ВЕДУЩАЯ: Несмотря на тяжелейшее положение, сложившееся в Москве, 7 ноября 1941 года было решено провести парад на Красной площади. Парад воодушевил воинов и весь советский народ.

ВЕДУЩИЙ: Прямо с Красной площади солдаты шли на передовую, они стояли насмерть, но не пропустили врага к сердцу Родины.

ВЕДУЩАЯ: Сильнейшая, более чем миллионная группировка отборных немецких частей разбилась о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, за спиной которых были народ, столица, Родина.

ВЕДУЩИЙ: Разгром фашистских войск под Москвой был первым крупным поражением Германии во Второй мировой войне, началом ее перелома.

Слайд 9

ВЕДУЩАЯ: С невиданной в истории силой развернулась партизанская война. Уже в первые дни после начала наступления гитлеровцев были подготовлены основные базы для борьбы в тылу врага. Партизаны наносили колоссальный ущерб врагу.

ВЕДУЩИЙ: Рождались различные формы борьбы: диверсии, разгром штабов, разрушение линий связи, дорог, мостов, побег военнопленных. Подпольные группы выпускали газеты, листовки, распространяя сведения о положении на фронтах.

Слайд 9

ВЕДУЩАЯ: В декабре 1941 года всю страну облетела весть о героической гибели 18-летней москвички, партизанки-разведчицы Зои Космодемьянской, которая была казнена фашистами в подмосковном селе Петрищево.

ЧТЕЦ: (девочка) Как морозно! Как светла дорога, утренняя, как твоя судьба!

Поскорей бы! Нет, еще немного! Нет, еще не скоро…

От порога… по тропинке…. До того столба…

Надо ведь еще дойти дотуда, этот длинный путь еще прожить…

Может ведь еще случится чудо. Где-то я читала…может быть…

Жить… потом не жить…что это значит…видеть день…потом не видеть дня….

Это как? Зачем старуха плачет? Кто ее обидел? Жаль меня?

Почему ей жаль меня? Не будет ни земли, ни боли…

Слово «жить»… будет свет, и снег, и эти люди,

Будет все, как есть.

Не может быть! Если мимо виселицы прямо все идти к востоку – там Москва.

Если очень громко крикнуть: «Мама!» Люди смотрят. Есть еще слова….

Граждане, не стойте, не смотрите! Я живая, -голос мой звучит.

Убивайте их, травите, жгите! Я умру, но правда победит!

Слайд 10

ВЕДУЩИЙ: В 1942 году Зое Космодемьянской было присвоено звание Героя Советского Союза.

ВЕДУЩАЯ: Партизан-героев во время войны было много – сотни и тысячи… Партизанское движение внесло неоценимый вклад в победу нашего народа над фашистскими захватчиками.

ВЕДУЩИЙ: Тяжелую войну вынес на плечах наш народ. Он проливал кровь, голодал, отдавал фронту последнее.

(звучит песня "Последний бой") Веремеенко Даниил (9 класс), Буторин Владимир (9 класс). Поют под «минус»

Слайд 12

ВЕДУЩАЯ: Трудовой героизм …Это особая страница истории Великой Отечественной войны. Рабочие почти круглосуточно работали на заводах по изготовлению оружия, техники, одежды и обуви для солдат. Главным лозунгом тех лет был призыв: «Все для фронта, все для победы!» У станков работали даже дети 12-14 лет.

ВЕДУЩИЙ: Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на завод работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка….

ВЕДУЩАЯ: В труднейших условиях работали колхозники. Не хватало людей, машин, лошадей, а самое главное - продовольствия. Все приходилось «тащить на себе» (в прямом и переносном смысле) женщинам, детям, старикам…

ВЕДУЩИЙ: А как оценить подвиг русской женщины, которая осталась в тылу и которая во имя Победы «…рубила, возила, копала…»?

ЧТЕЦ: …Да разве об этом расскажешь, в какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть на женские плечи легла!

В то утро простился с тобою твой муж, или брат, или сын,

И ты со своею судьбою осталась один на один.

Один на один со слезами, с несжатыми в поле хлебами

Ты встретила эту войну.

И все - без конца и без счета – печали, труды и заботы пришлись на тебя на одну.

ВЕДУЩАЯ: Отечественная война – это не только кровь, страдания и смерть, но еще и высшие взлеты человеческого духа, высшее мерило мужества, благородства, верности…

ВЕДУЩИЙ: Образы далеких любимых помогали нашим солдатам в их нелегких фронтовых буднях, в тяжелых боях, придавали им сил и мужества.

(На пеньке сидит солдат, е него в руках лист бумаги и карандаш. Он писал письмо жене и задумался, вспоминая довоенное время. Солдат читает стихи)

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой любимую видишь и родину слышишь, как голос за тонкой стеной…

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю. И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью

И в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою, к плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств перечтем.

(Чтение стихотворения «Жди меня, и я вернусь!»)

(исполняется военный вальс)

Слайд13-16

ВЕДУЩАЯ: Сталинградская битва была самой ожесточенной из всех битв Великой Отечественной войны. Ни одна из мировых битв не может сравниться по масштабам, ожесточенности и своему значению с Сталинградской битвой.

ВЕДУЩИЙ: Мамаев курган – господствующая над городом высота. В период Сталинградской битвы здесь шли самые ожесточенные бои. Здесь разгромлены несметные полчища врагов, взято в плен до 90 тысяч гитлеровцев.

ЧТЕЦ: В парке у Мамаева кургана посадила яблоню вдова,

Прикрепила к яблоне дощечку, на дощечке вывела слова:

«Муж мой был на фронте лейтенантом, он погиб в 42 году.

Где его могила, я не знаю, так сюда поплакать я приду».

Посадила девушка березу: «Своего не знала я отца,

Знаю только, что он был матросом, знаю, что сражался до конца».

Посадила женщина рябину: «В госпитале умер он от ран,

Но свою любовь я не забыла, потому хожу я на курган».

Пусть с годами надписи сотрутся, их никто не сможет прочитать.

Будет к солнцу дерево тянутся и весною птицы прилетать.

И стоят деревья, как солдаты, и в буран стоят они, и в зной.

С ними те – погибшие когда-то – оживают каждою весной.

ВЕДУЩАЯ: После тяжелых боев солдатам необходим отдых, хотя бы короткий, иначе невозможно выдержать чудовищное напряжение.

ВЕДУЩИЙ: Солдаты знали, что многих ожидает смерть – может быть, уже завтра. Но все же звучали на войне шутки, веселые песни.

СОЛДАТ: И забыто – не забыто, да не время вспоминать,

Где и кто лежит убитый и кому еще лежать.

И кому траву живому на земле топтать потом,

До жены прийти, до дому,- где жена и где тот дом?

А гармонь зовет куда-то, далеко, легко ведет…

Нет, какой вы все, ребята, удивительный народ.

Хоть бы что ребятам этим, с места – в воду и в огонь.

Все, что может быть на свете, хоть бы что – гудит гармонь.

(песня "Эх, путь-дорожка, фронтовая...") мальчики6-7 классов, поют под «минус»

Слайд 17-23

ВЕДУЩАЯ: «На войне детей не бывает». Так ли это? Те, что попали в войну, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова.

ВЕДУЩИЙ: Многие дети прибавляли себе года и уходили на фронт. Во время Второй мировой войны на Земле погибло 30 миллионов детей. Что есть у нас дороже детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца?

Слайд 24-26

ВЕДУЩАЯ: Нельзя без гнева и боли вспоминать о зверствах нацистов, которые расстреляли, задушили в газовых камерах, замучили миллионы людей.

ВЕДУЩИЙ: За колючей проволокой концлагерей загублено 12 миллионов человек. Это больше, чем все потери на полях сражений в годы Первой мировой войны.

Слайд 27

ВЕДУЩАЯ: В ночь на 1 мая 1945 года Знамя Победы было водружено над Рейхстагом и гордо развевалось над поверженным Берлином.

ВЕДУЩИЙ: Несмотря на нечеловеческую усталость, на огромное нервное напряжение, лица советских воинов светились радостью. Это была радость победителей!

Слайд 28-29

ВЕДУЩАЯ: То, чего так долго ждали, к чему непреклонно шли тяжелой солдатской дорогой войны, свершилось!

ЧТЕЦ 1: Не властно время над победой

Словно нет сороковых,

Хоть внуки стали выше дедов,

Еще оставшихся в живых.

Пройдя военные бураны,

Без смен на вахте трудовой,

Стареют наши ветераны,

Редеет их железный строй.

Чтец 2: Их фронтовые раны косят,

Тревожат фронтовые сны…

Все меньше тех средь нас,

Кто носит медаль участников войны.

Увы, их старость беспокойна –

С тревогой, болью и нуждой.

Так отдадим им дань достойно,

Поздравив их с Победой той.

Слайд 30-47

(песня "Прадедушка") Ермоченко Кристина (4 класс), поет под «минус»

ВЕДУЩИЙ: Дорогие ветераны, участники Великой Отечественной войны, вам мы обязаны жизнью. Низкий поклон вам! Это вы отстояли наше детство. Вышли в бой с думой о тех, кто ждал и верил. Вам сегодня наша признательность!

Ведущая: А сколько не вернулось с той страшной жестокой воны! Но они не забыты нами. Давайте почтим память павших за мир и нашу свободную, спокойную жизнь, за наше отечество минутой молчания.

Минута молчания

Слайд 48

Слайд 49

(Звучит финальная песня «День Победы») поют все участники под «минус»

Ведущий: Наш праздник подошел к концу. Мы благодарим всех присутствующих. Особую благодарность выражаем ветеранам Великой Отечественной войны. Желаем всем здоровья, мира, хорошего настроения.

Ведущая: Мероприятие, посвящённое открытию месячника патриотической работы «Памяти павших будем достойны!" разрешите считать закрытым.

    воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей;

    омочь учащимся осознать истоки нашей победы в Великой Отечественной войне;

    напомнить об ужасах войны и не дать им повториться;

    прививать любовь и бережное отношение к Родине, как любили и защищали ее наши деды и прадеды;

    воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Оформление:

    на заднике сцены слова “Прикоснемся к подвигу душой”;

    звезды в виде салюта;

    дата 1941-1945;

    на сцене журнальные столики для гостей;

    края сцены украшены цветами;

    имитация Вечного огня в глубине сцены;

    участники одеты в костюмы, соответствующие их ролям

Действующие лица:

Ведущий 1

Ведущий 2

Старшеклассник

Младший школьник

Ветеран Великой Отечественной войны

Погибший солдат

Девушка, угнанная в рабство

Мать, потерявшая сына

Писатель Борис Васильев

Пожилой Васков, герой повести Б.Васильева “А зори здесь тихие…”

Юноша, герой повести, сын погибшей Риты Осяниной

Школьники, исполняющие песню

Школьники, исполняющие вальс

Звучит музыка

Музыка затихает, и раздаются звуки метронома.

За сценой звучат слова:

Друзья мои, счет времени проверьте,
Минувшим дням уже немалый срок,
Мы вновь откроем памятник бессмертья,
Шестьдесят шестой перевернем листок.

Звук метронома затихает.

Выходят два ведущих.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной, которая проходит в канун светлого праздника Победы.

Ведущий 2: Секунды складываются в минуты, минуты в часы, часы в дни, дни в месяцы, месяцы в годы... И вот так секунда к секунде- 66 лет. Не рвутся на нашей земле снаряды, не свистят пули.

66 лет мира с того дня, когда закончилась Великая Отечественная война.

(Выходит старшеклассник и младший школьник)

Школьник:

Нынче повсюду слова звучат:
Великой Победе – шестьдесят пять!
Я сегодняшний школьник, мне семь лет.
Дайте кто-нибудь ответ!
Я спросил у всех ребят:
“Что такое шестьдесят пять?”
Может быть, столько погибло людей?
Или война эта столько шла дней?

Старшеклассник:

Шла война четыре года,
Много полегло ребят,
Но закончилась Победой
Шестьдесят пять лет назад.
Шестьдесят пять лет назад
Расцвела та весна,
Когда, наконец, прекратилась война.

Школьник:

Я не знаю про ту войну ничего,
Книгу я прочитаю, увижу в кино...
Но так трудно сегодня поверить мне,
Что прадедушка мой тоже был на войне.

(Садятся за столики)

(Выходит ветеран)

Расскажем детям нашим,
Расскажем внукам нашим,
О том, как в сорок пятом
Убили мы войну.
Участникам Победы сам черт теперь не страшен
Мой боевой товарищ, забудь про седину.

(Садится за столик)

Ведущий 1: Какой ценой был завоеван этот мир? На этот вопрос нам сегодня постараются ответить наши гости. Одним из них удалось ощутить радость Победы, а другие остались навсегда лежать на полях сражений. Но русский человек не вправе забывать свою историю.

Ведущий 2: Давайте вспомним сегодня о павших, задумаемся о живых, о тех, кто еще не родился, но обязательно родится, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь.

2011 год. Оглянемся назад. Большое видится на расстоянии...

Ведущий 1: Грозный сорок первый... Как он изменил судьбы, обагрил кровью и слезами детства, сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок, разрушил светлые мечты 17- летних, которые прямо с выпускного бала ушли “ из детства в эшелон пехоты, в санитарный взвод...”

Ведущий 2: Они хотели вернуться в теплые дома, чтобы посмотреть в добрые, полные тоски и печали глаза своих матерей. Очень хотели... но бросались на амбразуры вражеских пулеметов, гибли под пулями, принимали мученическую смерть во вражеском тылу...

Ведущий 1: Связисту, комсомольцу, нашему односельчанину Дмитрию Путинцеву в разгар боя при исправлении поврежденной линии связи миной раздробило обе руки. Истекая кровью, герой дополз до места разрыва и, теряя сознание, зубами соединил оба конца провода.

(Выходит погибший солдат)

Рассказ погибшего солдата на фоне кадров военных лет:

Оно приходит неожиданно - несчастье
В разгаре боя вдруг оборвалась,
Оставив штаб отрезанным от части,
С большим трудом налаженная связь.
Порвался провод и умолк, запутан,
А немцы рядом, немцы жмут как раз.
-Восстановить! Не медля ни минуты!-
Сержант Путинцев получил приказ.
И я пошел окольною тропою,
Я понимал, что я не чародей,
Но в этот час я был властитель боя:
В моих руках была судьба людей.
Я отыскал разрыв и поднял провод
Соединил отдельных два конца.
Колючая, певучая, как овод,
Шмыгнула пуля возле храбреца.
И началось! Запело, засвистало.
Посыпал густо вражеский свинец.
“Не отступлюсь! Во что бы то ни стало,
Налажу связь!” - в ответ решил боец.
А немцы шли, блестя стальными лбами,
Сквозь дикую метелицу стеной.
Тогда я стиснул два конца зубами
И принял бой, неравный, дерзкий бой.
Меня нашли, когда уже смеркалось.
В руках винтовка, поднятый прицел.
В зубах был провод. Связь не прерывалась.
Вблизи валялась груда вражьих тел.
Я тихо умер, чуть назад отпрянув,
Прижавшись к ели и оледенев,
Но на лице моем спокойном и упрямом
Не ужас был, а ненависть и гнев.

(Садится за столик)

Ведущий 2: Память о войне, о жертвах войны... Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забыть и тех, невинных жертв, которые были загублены фашистами в концлагерях.

Нет! Нет! Вовеки не бывать
Хозяином врагу.
Он может жечь и убивать,
Душить людей в дыму,
-Нет, никогда такой народ,
Не упадет и не умрет
И в рабство не пойдет!

Звучит музыка Моцарта “Реквием”.

Выходит девушка.

Слова читаются на фоне кадров концлагеря.

Рассказ девушки, угнанной в рабство:

Я, 15-летняя Катя Сусанина, тоже испытала весь ужас войны, я знаю о ней не понаслышке. Я тоже была в немецкой неволе, рабыней немецкого барона, работала у немца Шарляна прачкой, стирала белье, мыла полы. Работала очень много, а ела два раза в день в корыте с Розой и Кларой- так звали хозяйских свиней. Так приказал барон. “ Русс была и будет свинья”,- сказал он. Я очень боялась Клары - это большая и жирная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.

Жила я в дровяном сарае: в комнату мне входить не разрешали. Два раза я убегала от хозяев, но меня находил дворник хозяев. Тогда сам барон бил меня ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал. А когда я узнала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины, я решила добровольно уйти из жизни: лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья. Не хочу больше мучиться у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..

Ведущий 1: Тысячи невинных людей были загублены фашистами в концлагерях. Каждый год на местах бывших лагерей смерти зацветают маки. Они алеют, как брызги крови жертв фашизма, напоминая о трагедиях войны.

Ведущий 2:

Цветут в Бухенвальде цветы –
Алые маки.
В музейном покое - щиты,
А рядом - бараки.
Цветут в Бухенвальде цветы-
Алые вспышки.
На маки глядят с высоты
Бессменные вышки.

На вышках эсэсовцев нет.
Дым не клубится...
Цветы пламенеют - и свет
Ложится на лица.

Не ходит по лагерю смерть,
Не лают собаки,
А все-таки жутко смотреть
На алые маки.

(Выходит мать, потерявшая сына, и садится за столик (на фоне музыки “Журавли” ведущий читает слова)

Ведущий 1: Женщина - великое слово. В ней чистота девушки, самоотверженность подруги, подвиг матери. Каждому из нас от колыбельной песни до последнего вздоха мать дарит бескорыстную любовь, заботу, привязанность.

Ведущий 2: На свете не существует человека родней и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности. Мать всегда помнит о своем ребенке, где бы он ни находился. Многие матери, получив во время Великой Отечественной войны извещение о смерти сына, не верили в его смерть и всю оставшуюся жизнь надеялись на чудо- чудо воскрешения.

Рассказ матери, потерявшей сына: (выходит к месту, неся в руках фотографию погибшего сына)

Сыночек мой, кровиночка,
Украден ты войной.
Листочек мой, травиночка.
Как пусто мне одной.

Прокаркала вороною
Беда, как в страшном сне.
Бумагой похоронною
Она пришла ко мне.

Я ворога проклятого
Отчаянно кляла.
Глаза свои проплакала-
И все тебя ждала.

Придешь походкой легонькой,
Шинелька - нараспах.
Живой придешь, целехонький,
С улыбкой на губах

Придешь, огнем целованный,
С наградой боевой,
Пускай и забинтованный,
А все-таки живой!

Неделя за неделею,
За годом год идет.
Устала я надеяться,
Лишь боль во мне живет.

Сыночек мой, кровиночка,
Прошло так много лет.
Листочек мой, травиночка.
Тебя все нет и нет!

Ветеран подходит к матери с сочувствием:

Напрасно, мать не жди солдата-
Обманывать он не привык.
То ветер грустно, хрипловато
Поет, как старый фронтовик.

Девушка, угнанная в Германию:

Мы с тобою танков не взрывали.
Мы в чаду обыденных забот
Безымянные высоты брали,
Но на карте нет таких высот.
Вот она - святая память наша,
Сбереженная на все века...
Что ж ты плачешь, что ты, тетя Даша?
Нам еще нельзя с тобой пока.

Школьник-старшеклассник:

Я вижу ее накануне Победы
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.
Она всегда оставалась сильной, наша русская женщина.

Музыка “Реквием”

Ведущий 1: Уходят годы лихолетья все дальше и дальше, взрослея, сменяет одно поколение другое. И с каждым годом меньше остается ветеранов, живых свидетелей войны. Но еще долго будут жить в памяти людской герои литературных произведений, прошедшие войну с первого до последнего ее дня.

Выходит ученик-писатель с книгой в руках

Рассказ писателя Бориса Васильева: Я, Борис Васильев, автор всем известной повести “А зори здесь тихие...” . Для меня женщина-это воплощенная гармония жизни. А война -всегда дисгармония. И женщина на войне - это самое невероятное, не сочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами...

Вопрос школьника писателю: - А как у Вас родился замысел повести “А зори здесь тихие...”?

Ученик-писатель: Замысел повести родился от “толчка памяти”. На фронт я попал, едва окончив 10-й класс, в первые дни войны. Точнее 8-го июля 1941 года. А 9-го июля, было это под Оршей, мы, бойцы истребительного батальона, вышли на свое первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматом нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага. Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог... Сами понимаете, что от этой нестираемой с годами картины до сюжета повести - большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь...

Инсценировка отрывка из повести “А зори здесь тихие...”

Музыка “Тишина”. Выходит пожилой мужчина с юношей. У юноши цветы. Они подходят к обелиску, кладут цветы и садятся рядом на скамейку. Мужчина начинает свой рассказ.

Воспоминания пожилого Васкова:

Я все требовал пополнения. Понимаешь, у нас на 171 разъезде был курорт. От безделья солдаты млели и напивались, за что я получал постоянные выговоры. Я все требовал непьющих. Вот мне и прислали. Я вышел и оторопел. Во дворе стояли 10 сонных девушек. Я даже в начале решил, что мне спросонок померещилось.

Понимаешь, мне тогда исполнилось только 32 года. С этим взводом я постоянно попадал в какие-нибудь нелепости. К примеру, однажды завернул я за сарай и обомлел. Дни стояли жаркие. Так вот мои красавицы во главе с командиром, сержантом Осяниной, разлеглись на казенном брезенте загорать в чем мать родила. Представляешь. Я иду, а там белое, восьмикратно помноженное тело лежит. Ну, хотя бы завизжали для приличия, ан нет: уткнули носы и затаились. Пришлось мне как мальчишке, задним ходом. Вот с тех пор и стал я кашлять на каждом углу, как коклюшный.

А однажды вбегает Рита запыхавшись:

  • Товарищ старшина! Немцы в лесу!
  • Откуда известно?- спрашиваю у нее.
  • Сама видела. Двое с автоматами, в маскировочных накидках.

Дал я команду - в ружье: боевая тревога.

Построились все. Нечего сказать, строй - у одной волосы, как грива, у другой какие-то бумажки на голове. Вояки!

Юноша подходит к плите и читает имена погибших девушек:

Соня Гурвич, Лиза Бричкина, Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак...

Васков продолжает:

Знал ли я тогда, имел ли я право распоряжаться судьбами этих пяти девушек из-за горстки фрицев. Никогда я себе этого не прощу.

Юноша: Не кори себя, Федот Евграфыч. Многие поступали в то время так, как ты. Они защищали Родину.

Васков: Да, если бы мы только знали, что нас ждет. Если бы только знали - 6 против 16-ти. Необходимо было подкрепление. Решил послать Лизу.

Юноша: Ну и что случилось с Лизой?

Васков: Да не дошла Лиза. Я это сразу понял, когда увидел, что не взяла она слегу! Торопилась и не вспомнила... да разве можно в болоте без слеги? Я представил, как жуткий крик о помощи звенел над равнодушным болотом, как она долго глядела на синее небо, как тянулась, выплевывая грязь, тянулась в небо и верила, что завтра для нее все равно наступит...

Юноша: А Соня Гурвич? Как она погибла?

Васков: Закурить я хотел, да кисет где-то оставил. Соня и вызвалась принести. Не успел я ее остановить... Только сапоги застучали... участи ее почти не знали, она была тихой, незаметной... Когда мы ее нашли, она тускло смотрела в небо полузакрытыми глазами... Удар был рассчитан на мужика, вот почему и крикнуть- то посильнее не смогла. Девчонки убивали первый раз, видели смерть товарищей... не могли это пережить... мне некогда было их успокаивать...

Погибли наши товарищи смертью храбрых. Не зря погибли.

Юноша: А с остальными что случилось?

Васков: Женька уводила немцев от раненой Риты. Ее автомат бил еще где-то по ним. Еще огрызался и ее голос, ее песня... Она умирала с песней. Она до сих пор у меня в ушах... Женька никогда не расстраивалась, никогда не сомневалась, что все кончится благополучно... И даже когда пуля ударила ее в бок - она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в 19 лет. Она могла бы затаиться, переждать, но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа... немцы и добили ее лежа, а потом долго смотрели на ее и после смерти гордое и красивое лицо.

Положил я их всех, а за что? За десяток фрицев? Вот и тебя сиротой оставил.

Юноша: А знал ли ты в то время о моём существовании?

Васков: Да нет, перед самой смертью Рита призналась, что немцев увидела, когда в город бегала, три годика тебе было тогда... Попросила она меня последнюю просьбу выполнить: не оставлять тебя одного. Знала Рита, что умирает, что рана ее смертельная, что умирать она будет долго и трудно. Плакала она беззвучно, просто слезы текли... Я скорее почувствовал, чем расслышал этот выстрел... Она выстрелила себе в висок, и крови почти не было. Вот здесь я похоронил твою мамку и Женьку, сынок.

(Васков и юноша подходят к плите, кладут цветы и уходят)

Группа учащихся исполняет песню “Я у братской могилы стою”.

Слова Т.Трясоруковой, музыка И.Мелешковой.

Ведущий 1:

Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он в бою жесток?

Ветеран: Я познакомился с тобой, война, в далеком 1941 году! Но я выжил всем смертям назло. У меня на ладонях большие ссадины. В голове моей шум. Война желала отучить меня от всего, к чему я привык. Война хотела научить меня подчиняться беспрекословно. Как сейчас слышу крик командира - беги, исполняй; оглушительно рявкаю - “Есть”, падаю, ползу, засыпаю на ходу. Шуршание мины - зарываюсь в землю, рою ее носом, руками, ногами, нет испытывая при этом страха, не задумываясь... гибли друзья - рыл могилу, сыпал землю, стрелял в небо - три раза. Я многому научился на той войне. Я тоже был голоден, мне тоже было холодно. Мне было жалко погибающих друзей.

Ведущий 2:

Седой солдат расскажет внукам
Про эту боль своих времен,
Как он, герой, да маршал Жуков
Из Польши немцев гнали вон;
Как славил их салют московский,
России добрых сыновей;
Как двинул справа Рокоссовский,
Как тотчас Конев дал левей;
И разъяснит, как по уставу
Куда какой врезался клин,
Когда взята была Варшава
И встал на очередь Берлин.

Школьник: Расскажите, Иван Васильевич, как вы получили свою первую награду?

Ветеран: Надо вам заметить, что гражданская моя специальность- сторож на городском кладбище. А это я к тому говорю, что к работе разведчика никакого отношения не имею. Когда попал в разведку, стал за “языками” ходить. Дело было для меня непривычное, но ничего, привык, наловчился. Пошли мы как - то за “языком”, да наскочили на здоровенный отряд немцев. Перебили, наверное, половину и поползли, как было условленно. Да тут со мной неполадка вышла, долбануло меня чем - то по голове. В глазах потемнело, стало темно, как в могиле. Пока я. как говорится, в себя приходил приводил мысли в порядок, уволокли меня немцы довольно далеко... Привели на допрос. Ничего, говорю, вы от меня не узнаете, кроме того, чего сам пожелаю сказать. Повели меня на расстрел, обер-лейтенант и шесть штук рядовых. Дошли до опушки леса, суют мне в руки лопату:

“ Копай!” Ну, дело привычное, стал себе рыть могилу. Эх, думаю, никакой из меня разведчик не вышел - такие “языки” пропадают! А лейтенант смотрит на меня и говорит: “ Шнель, шнель!” Я ему руками из могилы показываю - мол, не учи, сам знаю. Рою дальше и вдруг слышу, летят... Засуетились немцы, на землю попадали. А здесь как ахнет. Я тоже в могиле пригнулся, меня только землей присыпало. Могила спасла. И я считаю, что это лучшая из всех мною вырытых могил. А обер-лейтенанта я потом два часа на себе тащил до наших, а в сумке у него карта оказалась с их точками. Вот так я и получил свою первую награду.

Школьник: Я тоже награда. Я родился 9 мая. Говорят, что мое рождение- это подарок моему деду-ветерану. И, наверное, не случайно, каждый год дед брал меня на парад ветеранов. И, шагая с ним в одном ряду, я будто бы слышал запах Победы. Сейчас деда уже нет в живых. Но я, глядя на его медали, перебирая его письма с фронта, всегда помню о том, что я родился 9 мая, и горжусь этим.

Звучит музыка “День Победы”

Ведущий 2:

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
Их голоса уже здесь прозвучали,
И по утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.

(Каждый из гостей подходит к “Вечному огню”, кладет цветок и ставит зажженную свечу и становится рядом с Вечным огнем по обе стороны)

Ведущий 1:

Мы помним, чтим поклоном низким
Всех, кто войну не пережил,-
И тех, ушедших в обелиски,
И тех, кто вовсе без могил.
Десятки лет легли меж нами,
Ушла в историю война.

Ведущий 2:

Мы в сердце вечными словами
Погибших пишем имена.
У нас, до этих дней доживших,
О прошлом память не умрет:
Пока мы чтим за Русь погибших,
Дотоль бессмертен наш народ.

Ведущий 1: Для нашей Родины всегда будет святым день 9 Мая, и всегда люди мысленно будут возвращаться к маю 1945 года. В те весенние дни был закончен великий путь, отмеченный многими жертвами. И наш человеческий долг - всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне.

Под музыку “Майского вальса” учащиеся исполняют вальс

Библиографический список

1. Антология современной литературы Белгородчины.- Белгород, 1993

2. Великая Отечественная война в лирике и прозе. Том 1. М.: Дрофа, 2007

3. Великая Отечественная война в лирике и прозе. Том 2.- М.: Дрофа, 2007

4.Поэзия Великой Отечественной 1941-1945. – Ташкент УКИТУВЧИ, 1986

Сценарий литературной гостиной, посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

«ПО ДОРОГАМ ПАМЯТИ»

На сцену выходят шестеро ведущих – ребят, готовящихся провести экскурсию в школьном музее, посвящённую 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. У каждого в руках по несколько треугольников – писем времён ВО войны.

1 ведущий Ребята, сегодня мы проводим экскурсию в нашем школьном музее, посвящённую 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

2ведущий И познакомим всех с новой экспозицией писем «Весточки с фронта и на фронт», которые собирали долго и трепетно.

Видеоролик «70-летию Победы посвящается» (без звука)

1 ведущий Великая Отечественная война.

2ведущий – Тысяча четыреста восемнадцать дней!

3ведущий Тридцать четыре тысячи часов

4ведущий И двадцать семь миллионов погибших советских людей.

5ведущий От Москвы до Берлина 2600 километров

6ведущий 27 миллионов погибших на 2600 километров

1ведущий Это значит, 10 тысяч четыреста убитых на один километр

2ведущий 10 человек на каждый метр земли

3ведущий 19 тысяч убитых ежедневно

4ведущий 800 человек в час

5ведущий 13 человек каждую минуту

2ведущий Вдумайтесь в эти цифры!

6ведущий Мы помним и чтим память тех, кто шёл в бой за Родину!

1ведущий Тех, кто согревал дыханием стужу блокадных ночей.

2ведущий Тех, кто улетел вместе с дымом из бухенвальдских печей.

3ведущий Тех, кто на речных переправах шёл, словно камень ко дну.

4ведущий Тех, кто на века безымянный канул в фашистском плену.

5ведущий Тех, кто ради правого дела сердце отдать был готов.

6ведущий - Этот список бесконечен, а жизнь так коротка...

4ведущий - Нельзя упрятать прошлое в чулан, историю страны нельзя забыть -

Год сорок первый – скрипка и орган, печаль и боль,… оборванная нить…

ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «О героях былых времён». В руках у всех фотографии погибших героев ВО войны.

Выходят 2 девушки: в чёрном и белом.

Девушка в белом - Память…Ну почему, почему ты так безжалостна? Оставь меня! Ведь ты не моя память! Я не могу этого помнить! Война…кресты…черные эсэсовские мундиры…

Девушка в черном - Без прошлого не бывает будущего.

Б - Значит ты мое прошлое? Значит это все, было со мной?

Ч - Смотри. Вглядись в эти лица. Обыкновенные мальчишки и девчонки, такие же, как и ты. Но только их детство было перечеркнуто страшным словом ВОЙНА!

Б - Они очень хотели жить. Хотели любить. Мечтали, надеялись, верили…

Ч - Но война не знает жалости - она живет по своим законам. Что сделали эти ребята?

Б Они не считали себя героями, просто они жили, жили так, как подсказывало им сердце.

Инсценировка «Солдат и Пастушок»

Ведущий 3 раскрывает треугольник и читает:

«Фронтовая полоса. Пропуская гурты колхозного скота, который гонят к спокойным пастбищам на восток, у перекрёстка в селе останавливается машина. Выходит Солдат».

Выходит солдат – водитель, протирает тряпкой руки. К нему подходит Пастушок.

Пастушок

Дяденька, дайте два патрона.

Водитель

На что тебе патроны?

Пастушок

А так… На память

Водитель

На память патронов не дают. Но я тебе могу дать оболочку от ручной гранаты и стреляную блестящую гильзу.

Пастушок

Ну вот! Что с них толку?

Водитель

Ах, дорогой! Так тебе нужна такая память, с которой можно взять толк? Может тебе дать зелёную бутылку с зажигательной смесью? Или гранату? Может тебе отцепить от тягача противотанковую пушку? Не ври и говори всё прямо!

Пастушок

Отец, дядя, старшие братья ушли в партизаны, а меня не взяли. (Хлестнул кнутом по траве). Говорят, маленький, а как скотину пасти, то большой, а я все лощинки и тропинки на сорок километров в округе. Я ловок и смел и могу защищать свою Родину!

Водитель

Это – обойма от моей винтовки. Она записана на меня. Я беру на себя ответ за то, что каждая выпущенная из этих пяти патронов пуля полетит точно в цель, куда надо. Как тебя зовут?

Пастушок

Яшкой меня кличут.

Водитель

Послушай, Яша. Ну зачем тебе патроны, если у тебя нет винтовки? Что же ты, из пустой кринки стрелять будешь? (Отдаёт патроны)

Пастушок (подпрыгивает от радости и весело, загадочно кричит):

Главное – патроны, а уж стрелять-то из чего найдём.

Водитель

Ой, нет! Этот паренёк заложит обойму не в пустую кринку.

1ведущий

Письма с фронта. Весточки из родного дома, В них – вся правда о войне, о чувствах людей, которые 4 года находились между жизнью и смертью.

2ведущий

Каждое письмо для родных было радостью, а ответное вдохновляло бойцов на новые подвиги

3ведущий

Посмотрите, какие они интересные, без конвертов, свёрнутые треугольником.

4 ведущий

Листочки истончились, пожелтели от времени. Письма были тонкой ниточкой, связывающей близких и любимых людей друг с другом.

5 ведущий

Строки военных писем несут на себе живое дыхание страшного времени, о многом рассказывают и многому учат.

6 ведущий

Учат тому, как беречь свою Родину, своё доброе имя.

1 ведущий

Эти пожелтевшие треугольники - фронтовые письма служат каждому из нас напоминанием о том ужасном испытании для человеческих судеб, что зовётся войной.

2 ведущий

Треугольники-птицы-

Оригами войны,

Горьких судеб страницы

И страшны, и нежны.

Далеки расстоянья

От фронтов до тылов.

Письма – связь расставаний

Через магию слов

Ведущий 4 разворачивает письмо.

Выходят на сцену 3 детей

1 Из счастливого детства я шагнула в смерть. А от мамы у меня осталась одна пуговица от её кофты. А в печи две булки тёплого хлеба.

2 Отца разорвали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите! Сына уведите, чтобы не смотрел!»

3 Мама не сразу умерла. Долго лежала на траве. А я твердила: «Не прячьте мою маму в ямку, она проснётся, и мы вместе домой пойдём!»

5 ведущий - Память… Из неё никогда не сотрётся то, что принёс с собой безжалостный фашизм. Никогда. Нельзя без гнева и боли вспоминать о зверствах нацистов и их приемников. Миллионы беззащитных людей задушены в газовых камерах фашистских концлагерей, расстреляны и замучены, затравлены собаками.

Стихотворение В. Калинченко «Я вспоминаю как человека»

Я эту собаку запомнил, как человека…

Случилось такое в сорок четвертом. Зимой.

Игрался спектакль «Охота XX века»

перед шеренгой, застывшей от страха,

немой.

У коменданта была привязанность к догам.

И был экземпляр - казался слоном.

среди всех.

Даже эсэсовцы боялись верзилу-дога.

И вот этот зверь шагнул величаво на снег.

И вывели жертву…

Стоял мальчишка, продрогнув.

Куда тут бежать? Он давно ослабел.

Комендант наклонился, подал команду догу,

и тот в два прыжка расстояние преодолел.

Обнюхав смертника, прошелся спокойно.

рядом.

Был он великолепен в размашистом, легком шагу!

Вернулся дог к коменданту.

и честным собачьим взглядом.

сказал человеку пес:

«Ребенок ведь - не могу…»

Лагфюрер пожал плечами:

ему-то разницы нету.

Раскрыл кобуру у пряжки с надписью.

«С нами бог».

Но, едва сверкнула вороненая сталь.

пистолета,

в эсэсовское горло впился красавец дог!

… Дога четвертовали,

пустив под лопасти шнека…

Я вряд ли теперь найду в Сан-Пельтене.

свой барак…

Но эту собаку.

я вспоминаю, как человека,

единственного человека.

среди фашистских собак.

Ведущий 6

Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Ведущий 1

Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

А вот письмо из блокадного Ленинграда.

Презентация «Блокада Ленинграда».

Ведущий разворачивает письмо.

Инсценировка по рассказу С. Алексеева «Буханка хлеба»

Здравствуй, сынок! Здравствуй, Алёшенька! Держись, милый. Держись, как мы держимся. Из последних сил. Возмездие настигнет врага! Галя и Дуся передают тебе привет. А вот для Тани и Лидочки уже никогда и ничего не будет. Как страшно. Никогда и ничего. Они умерли от голода.

Лёшенька, помнишь двух подружек Надю Реброву и Надю Хохлову, что живут с нами по соседству, на Лиговке. Они такие умницы, трудятся на заводе, что выпускает снаряды для фронта. Две нормы вырабатывают.

Выходят 2 девушки. Медленно идут по сцене.

1 Утром проснусь. Так кушать хочется. Бегу на работу. Так кушать хочется.

2 А я стою у станка и мечтаю о малюсеньком кусочке хлеба. От голода даже голова кружится.

1 Вот бы буханку хлеба.

2 Хоть одну на двоих.

1 Вот бы упала буханка хлеба с неба.

2 Какая страшная и долгая зима. Сугробы снега с человеческий рост. Скрип – скрип.

1 Ой, смотри: машина нас обогнала.

2 А какой запах, или мне кажется?

1 Знакомый, щемящий, кричащий запах.

2 Так это же хлеб. Видишь – машина к булочной едет.

1 вот бы буханку хлеба.

2 Хоть одну на двоих. Да?

Звук бомбёжки. Девушки закрывают глаза и уши руками. Когда открывают глаза, то…

1 Боже мой! Посмотри, Надюша.

2 Снаряд разорвался рядом с мотором. Разнесло кабину. Шофёра убило. Сорвало борт машины.

1 Буханки хлеба. Прямо у ног.

Девушки переглядываются. Стоят молча. Выходят 2 девушки в белом и чёрном.

Ч хватай, бери, не повторится такое чудо.

Б Не трогай. Не смей. В каждой буханке чужая доля

Ч смелей, вы одни, вспомните тех, кто дома.

Б Не смей на чужой беде строить свою удачу.

Нагнулись подружки. Подняли по буханке. Посмотрели друг на друга. И пошли к машине, положили буханки в машину, вскоре появились другие прохожие. И все вместе стали грузить буханки в машину.

До крика, до слёз, до боли хочется людям есть.

1 и 2 Вот бы – буханку. Хоть одну на двоих. Хоть одну на троих. На пятерых, на семерых. Хоть бы – кусочек хлеба.

ведущий 3 - В тишине коридоров музея на меня улыбаясь, глядят

Лица тех, кто себя не жалея из детей превратились в солдат.

ведущий 4 - Я смотрю пожелтевшие снимки той давно отшумевшей войны

И рассвет в серо - розовой дымке веет холодом чёрной зимы.

Ведущий разворачивает ещё одно письмо.

А это письмо с фронта.

Мамочка, родная моя, здравствуй. У меня всё хорошо. Наш авиационный полк перебазировался, то наступаем, то отступаем. На постой я с девчонками Аней, Соней и Наташей устроилась в доме председателя. Здесь так тепло, домашняя еда, можно помыться и выспаться. Молодость берёт своё. И среди окружающего ужаса, крови, смерти находим мы время для любви и мечты.

Выходят 4 девочки: Аня, Наташа, Соня.

Звучит песня «Письмо на фронт» Л. Тимофеевой.

Катя

Вот окончится война, будет яркий солнечный день… Парк отдыха, играет духовой оркестр. А я в белом платье, таком воздушном. Подходит ко мне майор, на меньшее я не согласна. С золотыми погонами, в орденах, приглашает меня на вальс, и мы танцуем, танцуем.

Танцует. К ней присоединяются девочки в гимнастёрках.

Катя продолжает . А потом я выучусь и буду выступать в Большом Театре. Только бы войны больше не было никогда.

Аня

А я после войны вернусь в свою деревню. У нас там так хорошо, красиво! Выйду в поле, а оно всё в цветах: васильки, ромашки. Встану посреди поля, распахну руки, подниму лицо к солнцу…

Соня

Девочки, вы только не смейтесь, ладно? Я после войны пойду учиться на режиссёра, и кино сниму о войне, чтобы помнили все.

Наташа

Молодец, Соня! У тебя всё получится!

Катя (в сторону)

А ещё девчонки мне устроили настоящий День рождения!

Наташа

Кать, а ведь у тебя сегодня День рождения!

Все девчонки : Катюша! Поздравляем!

Наташа

Я хочу сделать тебе подарок, чтобы ты помнила этот день долго – долго, может даже, всегда! Всё. Что у меня есть дорогого,- эта кукла. Дарить ведь надо то, что самому нравится!(Дарит куклу).

Катя

Ой, Натка, ты что? Нет, не возьму ни за что! Я знаю, тебе её дарил наш командир Ефимыч. Ты сама говорила, что это твой талисман.

Наташа

Да не верю я ни в какие талисманы! Ты моя подруга, и я хочу, чтобы у тебя был самый настоящий день рождения, а какой день рождения без подарка! Возьми, Катюша, пожалуйста!

Аня

А ещё тебе в подарок песня!

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал