Семья является важным социальным институтом общества, микрогруппой, которая определяет развитие ребёнка и, в конечном счёте, развитие общества. Опыт взаимоотношений, который ребёнок получает в семье, является его первым опытом взаимоотношений с окружающим миром. Этот опыт влияет, а иногда оказывает решающее воздействие, на формирование модели поведения с другими людьми.

Работе с родителями в детском учреждении уделяется особое внимание. Здесь семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов.

В Центре внешкольной работы города Новоуральска выстроена система взаимодействия с родителями: проведение общих родительских собраний, концертов, открытых занятий, мастер-классов, индивидуальных консультаций педагогов и психологов, а также различных досуговых мероприятий. Одной из наиболее популярных форм организации семейного досуга являются конкурсные программы. Игра - это педагогическое средство развития и воспитания применимое в любой сфере деятельности, связанной с педагогическими задачами формирования личности ребенка. Там, где ребенок стремится подражать взрослым, на помощь приходит игра.

Традиционным в Центре внешкольной работы стало проведение интеллектуально-творческого семейного марафона "Лабиринт" для детей первого года обучения в возрасте 9-11 лет и их родителей в отделе интеллектуально-творческой ориентации.

Организация конкурсных программ - многоэтапный процесс, предусматривающий учет многих деталей, проблем, вопросов. При этом все конкурсные программы проводятся по одному алгоритму. Организатору конкурсной программы необходимо определить круг участников, придумать задания, разработать критерии оценивания, пригласить и подготовить жюри и ведущего, найти призы, подумать о реквизите, технике, помещении, зрителях. Основными признаками любой интеллектуально-познавательной игры являются:

1. Наличие специальных вопросов, на которые следует отвечать во время игры ее участникам.

2. Наличие специальных правил, придерживаясь которых следует отвечать на вопросы.

3. Наличие игрового сюжета, игровой интриги, которая является внешней оболочкой игры.

Для интеллектуально-творческого марафона были сформулированы следующие цели:

  • создание условий для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми;
  • повышение интереса к интеллектуальной деятельности у детей и родителей;
  • знакомство и приобщение к деятельности детских коллективов отдела;
  • установление системы взаимосвязей между всеми участниками марафона.

Включение интеллектуально-творческого марафона в воспитательную программу Центра дало возможность использовать систему взаимодействия всех элементов образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. В разработке и проведении игры участвуют отдел досуга, специалисты и педагоги прикладного творчества, а также старшие учащиеся.

Предварительная подготовка

Для разработки положения об интеллектуально-творческом марафоне, конкурсных заданий и вопросов, для написания сценария создается творческая группа из числа педагогов Центра. В положении указываются сроки и место проведения игры; состав команд; характер конкурсных заданий; критерии оценки. Подготовка интеллектуально-творческого марафона включает в себя разработку правил, заданий, вопросов, игрового сюжета и создание сценария игры. Игра рассчитана по времени на 1,5 часа.

Правила игры

В течение нескольких лет были выработаны определенные правила, которые стали традиционными:

1. В игре принимают участие команды, состоящие из пары ребенок-родитель.

2. Ведущий задает командам специально подготовленные вопросы.

4. Вопросы "Разминки" задаются последовательно всем командам-участницам.

5. Каждая команда следует по своему маршруту, нанесённому на карту, выполняя задания на станциях. Баллы, полученные на станциях, проставляются в оценочный лист.

6. Ответы команд оценивает компетентное жюри.

7. Баллы за ответ начисляются в соответствии со специально разработанными критериями.

Разработка заданий и вопросов игры

Составление вопросов, пожалуй, - самая трудная и ответственная часть всей подготовки к игре. Обычно эту часть работы выполняет творческая группа разработчиков, привлекая в случае необходимости дополнительно консультантов.

Самостоятельные творческие конкурсы: "Визитная карточка команды", "Воображалка", "Мастерица" требуют от участников проявления фантазии, выдумки, артистических способностей, сценической культуры.

Творческие конкурсы всегда создают тёплую семейную атмосферу в зале, располагающую к раскрытию творческого потенциала, как детей, так и родителей.

Подготовка членов жюри

Оценивать выступления команд-участниц в игре непросто, так как некоторые задания имеют творческий характер.

До начала марафона необходимо проводить предварительную работу:

Познакомить членов жюри с ходом игры;

С правилами игры;

С критериями оценок выступлений и ответов команд;

Члены жюри заранее должны знать о том, что им придётся взять слово и объяснить ту или иную оценку.

Музыкальное и художественное оформление

Музыкально-художественное оформление создает особую атмосферу в зале, воспитывает культуру и эстетический вкус участников марафона.

Место проведения, реквизит, техника

Для проведения игры используется учебные помещения Центра внешкольной работы, станции располагаются в кабинетах соответствующего профиля с необходимым оборудованием. Начальный и заключительный этапы марафона проводятся в большом помещении, со сценой для театрально-творческих конкурсов, с местами для размещения команд-участниц, ведущих, жюри, звукооператора.

Обязательной частью реквизита являются маршрутные карты, оценочные листы, материалы с ответами на вопросы для работы жюри.

К техническим средствам, необходимым для успешного проведения игры, относятся: интерактивная доска, компьютеры, музыкальный центр, микрофоны (желательно иметь радиомикрофон для удобства работы с залом).

Программа игры

1 этап. Визитная карточка команды. Время выступления 3 минуты.

Команды представляют себя (название, девиз, эмблема, приветствие соперникам).

Критерии оценки:

  • содержательность выступления;
  • яркость, артистизм выступления.

2 этап. Разминка.

Блиц-вопросы командам из разных областей знаний. Если команда затрудняется с ответом, то её соперники имеют возможность получить дополнительные баллы, ответив на данный вопрос.

Критерии оценки:

  • точность;
  • полнота ответа.

3 этап. Поиск карты.

Место, где спрятана карта, указано в слове. Каждая буква русского алфавита представлена в виде двоичного кода. Нужно расшифровать это слово и найти карту. Код шифровки прилагается.

4 этап. Прохождение марафона по индивидуальным маршрутам.

На станциях участников игры ждут педагоги и старшие учащиеся, которые предлагают слепить из пластилина авангардную скульптуру, на компьютере сыграть в логическую игру и нарисовать семейный портрет, ответить на вопросы лингвистического турнира, расшифровать сообщение, сыграть в дартс, спеть караоке (баллы полученные за игру дартс и караоке переводятся по шкале: 20 очков = 1 баллу). Выполнение заданий оценивает один из членов жюри, проставляя баллы в оценочные листы каждой команд.

Критерии оценки:

  • точность;
  • самостоятельность.

5 этап. Интеллектуальная викторина.

Участникам предлагаются вопросы из выбранной ими области знаний.

Критерии оценки:

  • точность;
  • полнота ответа.

6 этап. Подведение итогов, защита творческих работ.

Члены жюри оценивают выступление команды после каждого этапа по пятибалльной системе. По окончании игры подсчитывается общее количество баллов каждой команды. Победительницей считается команда, набравшая большее количество баллов.

7 этап. Награждение.

Награждаются:

Три лучшие команды (1, 2, 3 места)

Вручаются подарки всем участникам марафона.

Позитивные результаты игры можно рассматривать с нескольких позиций:

Для МОУ ДОД "ЦВР"

  • освоено новое направление работы;
  • благодаря интеллектуально-познавательной программе расширилось образовательно-воспитательное пространство МОУ ДОД "ЦВР";
  • создан определенный положительный имидж МОУ ДОД "ЦВР" как учреждения, способного на хорошем организационном уровне проводить досуговые мероприятия для детей и родителей;
  • вырос профессионализм педагогических работников МОУ ДОД "ЦВР" в области методики и практики подготовки и проведения мероприятий для детей и родителей.

Для участников игры:

По итогам игр проводились опросы, беседы, целью которых было нахождение возможности совершенствования технологии проведения игры, исправления недочетов, допущенных в ходе подготовки и проведения.

Активные формы работы с родителями дают возможность педагогу познакомиться с детско-родительскими отношениями в семье, создать условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, укрепить детско-родительские отношения, учат принятию совместных решений.

Участвуя в марафоне, родители получают возможность приобщиться к деятельности детского коллектива, повысить свою заинтересованность жизнью и делами детей, оказаться на "территории интересов" ребёнка, осознать и признать ценность ребёнка, уважать его право быть таким, какой он есть.

В свою очередь, участие детей в марафоне обеспечивает повышение мотивации к интеллектуальной деятельности, создание комфортной психологической среды, способствует развитию "эмоциального интеллекта", повышает престиж семьи в глазах ребёнка.

Ольга Кребель
Организация взаимодействия учреждений дополнительного образования с родителями воспитанников

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений . Решение этой проблемы становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом . Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения.

Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования , что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства. Актуальность данной разработки в том, что в ней обозначены основные формы и методы взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и родителей воспитанников , так как без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания . В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера.

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения . Это может быть :

Приобщение родителей к педагогическому процессу;

Неограниченное (по времени) пребывание родителей в образовательном учреждении в период адаптации ребенка;

Система мероприятий, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дополнительного учреждения , знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

Совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка ;

разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей

Включение семьи в деятельность учреждений дополнительного образования должно быть основано на :

Гуманистическом стиле общения и взаимодействия ;

Уважительном отношении семьи и учреждения дополнительного образования к ребенку и друг к другу;

Систематическом повышении психолого-педагогического уровня педагогов и родителей ;

Педагогический коллектив при взаимодействии с семьей призван выполнять следующие функции :

-Воспитательно -развивающая - привлечение родителей для активного участия в учебно-воспитательном процессе ;

Просветительская - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей .

Охранно-оздоровительная – создание условий для содержательного и безопасного развития воспитанников , привитие навыков здорового образа жизни .

Большое значение в современных условиях придается выбору всевозможных форм работы с родителями :

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями . На нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллективов . Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Это - взаимный обмен мнениями , идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной : “Мы - одна семья»; «О доброте и милосердии» ; «Учимся общению» , «Психологический климат в коллективе» «Роль отца в воспитании детей » и др. Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания . Оно может проходить в форме «круглого стола» , тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Родительский лекторий - способствуют повышению педагогической культуры родителей , их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании , выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей . В определении тематики мероприятий участвуют родители .

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.

Встречи родительской общественности с администрацией учреждения целесообразно проводить ежегодно . Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы , выслушивают пожелания родителей . В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Взаимодействия родителей воспитанников и педагогического коллектива МБУДО «Центр детского творчества» в Центре раннего развития

Цель : создание условий для взаимодействия семьи и педагогического коллектива в интересах развития личности воспитанников ЦРР . В процессе взаимодействия педагогический коллектив нашего учреждения решает несколько задач : изучение семей воспитанников для выявления их возможностей по воспитанию детей ; определение форм взаимодействия ; организация семейного воспитания через возрождение семейной досуговой деятельности.

Этапы взаимодействия родителей , детей и педагогов :

Создание среды для знакомства, взаимодействия .

Формирование группы из родителей и обучающихся , готовых активно сотрудничать.

Организация и осуществление педагогической поддержки родителей .

Включение родителей в учебно- воспитательный процесс .

Осуществление обратной связи .

Формы работы :

Праздники «Волшебный сундучок со сказками» ;

Творческие мастерские;

Экскурсии.

Творческие мастерские;

Совместные творческие проекты (издание журнала «Мир вокруг нас» )

Совместные традиционные мероприятия («Папы могут всё, что угодно» , «Никого нет милее мамы» и т. д.);

Выставки творческих работ

Мастер-классы (мастерская для пап и детей (подарок маме к 8 Марта, новогодние сюрпризы и т. д.) .

Тематические мероприятия

Обратная связь с родителями осуществляется через родительские собрания , открытые занятия, освещение деятельности в городских СМИ.

Деятельность педагогов учреждений дополнительного образования и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом , помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника , создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в деле воспитания детей .

Публикации по теме:

Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ Тема: Современные подходы к организации взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ Что же такое взаимодействие и что под этим словом.

Формы взаимодействия образовательных учреждений с родителями. Формы взаимодействия образовательного учреждения с родителями. Педагог-психолог Братцева И. А. Мир детства в 21 веке становится отражением.

Консультация для воспитателей: "Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОО".Вся система работы в.

Организация системы непрерывного образования педагога в учреждении дополнительного образования Проблема профессионального развития актуальна для образования в целом. Но проблема непрерывного профессионального развития педагога дополнительного.

Организация взаимодействия логопеда ДОУ с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА ДОУ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ. Панченко Л. А., учитель-логопед МБ ДОУ «Детский.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в ГБДОУ детском саду Л. А. Сидорова, старший воспитатель ГБДОУ детского сада Центрального района СПб «Радуга» Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках реализации принципа индивидуализации Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках реализации принципа индивидуализации Как мы знаем, индивидуализация образовательной.

План взаимодействия с родителями воспитанников в подготовительной группе ДОУ План взаимодействия с родителями на 2016-2017 год Месяц Формы работы Тематика наглядной информации Сентябрь Совместное оформление.

Система взаимодействия с родителями воспитанников по здоровьесбережению "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!" Народная мудрость Условия, от которых.

Организация межкружковой интеграции в условиях дополнительного образования Организация между кружковой интеграции в условиях дополнительного образования. В настоящее время перед дошкольным образованием ставится.

Библиотека изображений:

Методы и формы работы с родителями в дополнительном образовании. Работа с родителями учащихся в дополнительном образовании Технология работы с родителями в дополнительном образовании

Система работы с родителями в организации доп олнительного образования детей

    Теоретический блок.

Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования в отличие от школы имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами в Центре ДОД г. Ливны построены на основе свободы выбора. И, как правило, большинство родителей не чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.

Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Задачи сотрудничества с родителями:

    Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.

    Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.

    Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

    Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

В системе образования активно используются четыре формы работы с семьей:

    Интерактивная.

    Традиционная.

    Просветительская.

    Государственно-общественная.

    Интерактивные формы работы.

Анкетирование , диагностика. Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенность работой педагога, объединения, организации. Составить анкеты по различным вопросам вам помогут методисты и психологи, педагогическая и методическая литература. Заполненные анкеты должны храниться в течение учебного года. Затем они утилизируются, а обобщенные результаты педагог хранит как минимум в течение 5 лет (межаттестационный период). Письменные отзывы родителей о деятельности педагога составляются, как правило, в свободной форме, хранятся у педагога в папке достижений.

Посещение семьи на дому . В рамках Центра ДОД эта форма работы с родителями не всегда является удобной и приемлемой, но возможно для кого-то она покажется необходимой. Это очень эффективная форма, и иногда является переломной в отношениях педагога и родителя. О посещении необходимо договариваться с родителями заранее. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к Центру ДОД, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Конференция . Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Конференции нужно проводить не в отдельном объединении, а в организации в целом.

Индивидуальная консультация (беседа). Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста, на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения.

Зная цель консультации, родитель сможет подготовиться к ней не только психологически, но и информационно, собрать какие-либо сведения, вспомнить необходимые факты. Как минимум консультация длиться 20 минут. Консультация «между делом» в шумном общем коридоре никакой пользы не приносит. Успех беседы во многом зависит от педагогического такта, чуткости, способности заинтересовать родителя.

Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».

Залог успешной консультации

    Искренне интересуйтесь родителями (задавайте им вопросы).

    Приветствуйте их радостно и с энтузиазмом, тогда ваш настрой перейдет и к родителям.

    Улыбайтесь.

    Называйте родителей по имени и отчеству.

    Будьте хорошим слушателем (умение слушать - успех любой консультации).

    Держите паузу.

    Внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне.

    Если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы.

    Сначала говорите о собственных ошибках, а затем уже об ошибках родителей.

    Выражайте родителям одобрение по поводу малейших их удач и отмечайте каждый их успех.

    Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.

    Учитывайте личные интересы родителей.

    Традиционные формы работы.

Дни открытых дверей. Это не только средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети в Центре ДОД. Это способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «день открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете. Может проводиться до 3 раз в год.

Одной из самых популярных и востребованных в данный момент форм работы с родителями в системе Центра ДОД, является организация совместных досуговых мероприятий.

Во многих объединениях родители - частые гости и на внеурочных мероприятиях. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями.

Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания собственному ребенку, а на таких мероприятиях они волей-неволей включаются в общение с ним.

Творческие мастерские. Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. К такой работе привлекаются педагоги декоративно-прикладного творчества, которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.

Родительское собрание. Это основная форма работы с родителями, в которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.

В подготовке и проведении родительских собраний надо учесть следующие моменты:

1. За 2-3 недели до собрания объявить дату проведения обучающимся. Такой срок позволит родителям спланировать своё время в день проведения собрания и создаст психологический настрой на посещение учреждения.

2. Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным. Выступление обязательно должно начинаться с рассказа о положительных фактах в жизни Центра, объединения, содержать анализ трудностей в материально-техническом оснащении Центра и в частности данного объединения и включать реальные предложения по сотрудничеству в воспитании детей, развитию их индивидуальных способностей, творческой одаренности, профессиональном самоопределении, которые создали бы у родителей положительную установку на сотрудничество с педагогами Центра.

Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания, Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.

Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции (пусть даже на интересующую их тему).

3. На собрании педагог должен познакомить с правилами поведения в Центре ДОД, объединении, требованиями к форме для занятий, с методами обучения специальным навыкам по направлениям деятельности, о знаниях и контроле за ними.

4. На родительских собраниях следует благодарить родителей, кто оказывает помощь Центру, вашему объединению, за воспитание детей. Это могут быть: устная благодарность, благодарственное письмо как в печатном варианте, так и на страницах сайта учреждения, грамота и т.д.

5. Собрание целесообразно проводить не реже 1-2 раз в учебный год. По результатам собрания составляется протокол (Приложение 1). На собрание выносятся вопросы, которые действительно нуждаются в решении родительского большинства. По ряду вопросов, обсуждаемых на собраниях, принимается решение, которое доводится до всех родителей. Периодически родительский актив, педагог должны отчитываться о выполнении решений.

6. Протоколы родительских собраний хранятся у педагога за межаттестационный период.

    Просветительская работа.

Разработка и ведение сайта (или странички на сайте Центра ДОД) творческого объединения. В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего творческого объединения. Сайт может быть создан полностью педагогом или на базе конструктора сайтов (каких сейчас великое множество) или на официальном сайте вашей организации.

Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.

Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно также отнести и к интерактивным.

Наглядная информация . Формы работы по педагогическому просвещению разнообразны. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важно форма и способ подачи информации, а так же её содержание.

Формы наглядно-текстовой информации:

    Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.

    Групповые выставки детских работ (периодически).

    Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.

    Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в Центре ДОД.

    Передвижная библиотечка. Передвижная библиотечка предполагает» чтение на месте», когда родители ожидают ребенка. Педагог может выставлять книги по актуальным проблемам воспитания детей, журналы, брошюры, буклеты и т. д.

    Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.

    Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения, контактные данные директора и педагога и т.д.

    Золотые фонды . Данная форма является интересной, но, к сожалению, она не достаточно популярна, так как требует определенные материальные затраты. В рамках это формы можно организовать следующие фонды:

    Видеотека может включать не только фильмы, но и записи детских праздников, конкурсов, ярмарок, открытых занятий или просто жизнь детей в Центре ДОД.

    «Семейная библиотека» в этот фонд могут входить художественная и публицистическая литература, развивающие пособия, методические рекомендации по воспитанию детей, популярная педагогика и психология для родителей, периодические издания.

    Государственно-общественные формы работы.

Данные формы работы предполагают создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских и районных советов родителей; вхождение родителей в управляющие советы учреждений и т.п.

В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, специалистам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия организаций дополнительного образования с семьями воспитанников.

Правила эффективного взаимодействия педагога с семьями учащихся:

1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать - это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.

4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.

6. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

7. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.

8. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее. Если родители принимают активное участие в жизни Центра ДОД, их усилия должны быть отмечены педагогом и администрацией Центр ДОД.

Использование вышеуказанных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогам с родителями. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью, что впоследствии может стать даже фундаментом доброжелательных отношений и в общеобразовательной школе.

    Практический блок.

Практический блок проходит в виде деловой игры «Вертушка». Присутствующие педагоги делятся на 4 команды, каждая из которых соответствует одной из озвученных форм работы с родителями. В течение 5 минут команды разрабатывают план работы по предложенной схеме. Затем по команде ведущего меняются формами работы и предлагают свои варианты.

Наименование мероприятия

Срок проведения

Таким образом, в конце работы у педагогов будет разработан подробный план работы с родителями на учебный год.

Протокол № ____
родительского собрания творческого объединения ___________________________

название объединения, студии и т.д.

__________________________________________________________

наименование учреждения

Присутствовало 15 человек (список прилагается).

Отсутствовало 9 человек.

Повестка дня

    Знакомство с «Правилами поведения учащихся в МБОУ ДОД Центр ДОД

    О приобретение швейной машины для швейного профиля.

По первому вопросу СЛУШАЛИ Мацневу Г.В.. – методиста Центра дополнительного образования, которая познакомила родителей с «Правилами поведения учащихся в МБОУ ДОД Центр ДОД

По второму вопросу СЛУШАЛИ Шапареву С.С. – педагога дополнительного образования, руководителя объединения «Швея» МБОУ ДОД Центр ДОД, которая познакомила родителей с планом работы объединения, и рассказала о необходимости приобретения швейной машыны

По второму вопросу СЛУШАЛИ Белых Е. М. – члена родительского комитета объединения, которая представила предварительный сумму.

ПРЕДЛОЖЕНО:

    Принять к сведению «Правила поведения учащихся в МБОУ ДОД Центр ДОД

    Оплатить швейную машину из расчета 200 рублей с одного обучающегося творческого объединения за счет добровольных родительских пожертвований.

РЕШИЛИ:

Председатель собрания ____________________ _______________________

Подпись ФИО

Секретарь собрания ____________________ _______________________

Подпись ФИО

Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования детей не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, нацелены на четкий и внятный образовательный результат. Поэтому для педагога дополнительного образования очень важно установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия. Эффективность взаимодействия с родителями учащихся во многом зависит от форм организации работы.

Данные рекомендации помогут начинающим педагогам создать систему работы с родителями учащихся, а также избежать традиционных конфликтов между родителями и учреждением дополнительного образования детей. Кроме того, хорошо организованная система работы педагога с родителями учащихся - это путь к повышению профессионального уровня и мастерства педагога, гарант совершенствования его личностных качеств, развития педагогического творчества, стратегия, направленная на отработку профессиональных навыков, формирование готовности к профессиональному самообразованию и самовоспитанию.

Основные формы взаимодействия педагога с родителями учащихся

Наиболее распространенной и эффективной формой взаимодействия с родителями учащихся является родительское собрание .

Организация и структура родительского собрания

Собрание организуется не реже 2-х раз в год. Родительское собрание может быть трех видов: организационное, итоговое, тематическое.

В начале учебного года обязательно проводится организационное собрание, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Родителям учащихся 1-го года обучения важно презентовать образовательную программу и результаты ее освоения, специфику и расписание занятий.

Любое родительское собрание требует от педагога тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», плана, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. При подготовке тематического собрания желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или ознакомиться с материалами периодической печати. Важно продумать оформление учебного кабинета, зала (оформить выставку творческих работ учащихся, подобрать литературу для родителей, выпустить тематическую газету). Не менее значима и форма приглашения родителей на собрание.

Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.

Каждое собрание (имеется в виду не тематическое, а рабочее собрание) структурируется в соответствии со следующей повесткой:

    Информация об учреждении дополнительного образования детей, о детском объединении, о достижениях детей за прошедший период (только положительная информация).

    Полезная информация от специалистов (врачей, психологов, социологов, ученых, работников правоохранительных органов).

    Информация о работе родителей с учащимися за прошедший период.

    Планирование участия родителей в делах детского объединения на следующий период.

В заключительной части встречи педагог благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться тех, родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их преодоления.

В конце учебного года проводится итоговое собрание. Главная его цель - представление родителям образовательных результатов по программе, демонстрация достижений учащихся, а также планирование деятельности детского объединения на следующий учебный год.

Не менее важной является просветительская форма работы, например, оформление информационных стендов «Для вас, родители!», «Университет» для родителей», «Ликбез для родителей». На стенде можно размещать информацию в виде памяток, советов, рекомендаций представлены материалы по темам воспитания детей. Подобная информация размещается и в сети Интернет на официальном сайте учреждения.

Активными и популярными формами работы у родителей являются:

Совместные воспитательные и праздничные мероприятия;

Консультации педагога-психолога;

Посещение занятий родителями;

Индивидуальные беседы.

Совместные воспитательные и праздничные мероприятия активизируют и повышают заинтересованность родителей. Примерами таких мероприятий могут быть творческие конкурсы и фестивали «Наша дружная семья», «Хобби и увлечения моей семьи», «Мир семейных увлечений», «Папа, мама, я - дружная семья», «Традиции в моей семье», «Мама, папа, я - читающая семья». Конкурс может состоять из нескольких этапов:

Литературный, родителям совместно с детьми предлагается в форме эссе, рассказа, новеллы, сочинения раскрыть определенную тему: «Новогодние традиции моей семьи»;

Литературно-художественный, рассказы о родителях, бабушках, дедушках например, «Трудовая династия моей семьи», «Папа - настоящий друг», «Мама - солнышко мое», «Родовое имя семьи - фамилия», «Родословное древо нашей семьи», иллюстрируемые фотографиями, рисунками, аппликациями.

По результатам конкурсов оформляются выставки и выпускаются сборники сочинений, рассказов, эссе детей и родителей.

Фотовыставки из семейных архивов на определенную тематику: «Отдых в нашей семье», «Праздники и будни моей семьи» и т.п.

Выставка прикладного и изобразительного творчества «Хобби», «Семейные увлечения».

Следует отметить, что успешность (либо не успешность) педагогического взаимодействия педагога и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений.

Беседа с родителями учащихся будет успешна, если:

Удалось избежать противостояния и конфронтации;

Удержались сами и удержали родителей от взаимных упреков и обвинений;

Удачно сформулировали проблему воспитания, и родители поняли и приняли вашу формулировку;

Обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся воспитательной проблемы.

Абсолютного успеха вы добьетесь, если сумеете объединиться с родителями против вашего общего «врага» воспитательной проблемы и разработать план конкретных совместных действий по ее решению.

    Калейдоскоп родительских собраний / Под ред. Н.А. Алексеевой. Вып. 1,2. М., 2001.

    Коляда М. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.

    Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. М., 2000.

    Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993.

Анкета 1

«ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ»

На первой же встрече педагога с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:

  1. Какого мнения вы о нашем Центре и о творческом коллективе, в котором будет заниматься ваше ребёнок?
  2. Каким вы видите руководителя этого творческого коллектива?
  3. Каким бы вы хотели видеть детский коллектив, в котором предстоит заниматься вашему ребёнку?
  4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
  5. Чем вы могли бы помочь руководителю объединения в создании детского коллектива?
  6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?

Анкета 2

«ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА»

  1. С каким чувством переступает порог Центра ваш сын или дочь?
  2. Как чувствует себя ваш ребенок в творческом коллективе?
  3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка из коллектива Центра? Назовите их.
  4. Как у вашего ребёнка складываются отношения с педагогом?
  5. Создаёт ли, по вашему мнению, Центр условия для самореализации вашего ребёнка?
  6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его творческой деятельности?

Анкета 3

«ВАШ РЕБЁНОК»

С целью изучения характера воспитанников, их взаимоотношений в семье можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

  1. Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?
  2. Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
  3. Как ведёт себя ваш ребёнок дома?
  4. Делится ли ваш ребёнок с вами своими впечатлениями о событиях, происходящих в Центре, о жизни коллектива, который он посещает?
  5. Приглашает ли ваш ребёнок Вас на мероприятия, проходящие в Центре, хочет ли демонстрировать свои достижения?
  6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?

Методика

«НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Эта методика используется для диагностики взаимоотношений воспитанников и их родителей. И дети, и родители дают ответы на одни и те же вопросы, что позволяет определить причины конфликтов в их взаимоотношениях. Ни для кого не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей могут привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.

Проанализировав ответы воспитанников и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных воспитательных мероприятий как с родителями, так и с детьми.

Предложения для учащихся:

Центр для меня - это …

Коллектив, в котором я занимаюсь, - это …

Педагог для меня - это человек, который …

Мои товарищи по коллективу - это …

Занятия для меня - это …

Деятельность, которая мне нравится, - это …

Деятельность, которая мне не нравится, - это …

Предложения для родителей:

Центр, где занимается мой ребенок, - это …

Коллектив, в котором обучается мой ребёнок, - это …

Товарищи моего ребёнка по коллективу - это …

Выполнение домашних заданий для моего ребёнка - это …

Деятельность, нравящаяся моему ребёнку, - это …

Деятельность, которая не нравится моему ребёнку, - это …

В целях изучения традиций и обычаев семей воспитанников, их нравственных ценностей можно использовать такие незаконченные предложения .

Для воспитанников:

Я радуюсь, когда …

Я огорчаюсь, когда…

Я плачу, когда…

Я злюсь, когда…

Мне нравится, когда…

Мне не нравится, когда….

Я верю, когда…

Если у меня хорошие новости, то я…

Если у меня, плохие новости, то я …

Если у меня что-то не получается, то я…

Для родителей:

Я радуюсь, когда мой ребёнок….

Я огорчаюсь, когда мой ребёнок….

Я плачу, когда мой ребёнок….

Я злюсь, когда ребёнок…

Мне нравится, когда мой ребёнок…

Мне не нравится, когда мой ребёнок…

Я не верю, когда мой ребёнок…

Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…

Если у моего ребенка хорошие новости, то…

Если у моего ребёнка плохие новости, то ….

Если у моего ребёнка что-то не получается, то….

Рисуночный тест

«ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ В МОЕЙ СЕМЬЕ»

Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить детям и родителям на одну и ту же тему. Например, ребятам предлагается нарисовать рисунки по следующим темам: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье».

И детям, и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, в них нужно поместить предметы или членов семьи в выходной день, которые чем-то заняты.

Это может выглядеть так:

мама

папа

книга

газета

уроки

кухня

диван

друзья

Сравнительный анализ результатов позволяет руководителю творческого коллектива выявить различные противоречия в организации жизни семьи, помочь найти детям и родителям взаимопонимание.

Тест

«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ В МОЕЙ СЕМЬЕ»

Родителям в ходе родительского собрания, а ребятам после занятия можно предложить расположить на рисунке в определённой последовательности гостей на дне рождения. Сравнительный анализ выполненных рисунков позволяет увидеть, какие традиции и обычаи, связанные с этим праздником, существуют в их семьях.

Можно также предложить детям и родителям построить ассоциативный ряд к словосочетанию «день рождения». Лексический ряд, который получается в ходе записи, говорит о том, что является значимым, приоритетным и традиционным в семьях воспитанников.

Сочинение-размышление

Такая диагностика возможна там, где руководитель коллектива и родители - единомышленники, объединенные единой целью - сделать жизнь учащихся и в Центре, и в семье лучше, добрее. Темы размышлений могут быть самыми разнообразными. Главное - родители и дети должны быть в них искренними.

Тематика подобных сочинений для детей и родителей может быть следующей:

«Быть отцом (матерью) взрослой дочери (сына) - это…»,

«Мой дом - моя крепость?!»,

«Моя будущая семья… Какой ей быть?»,

«За что я люблю своих родителей»,

«Радости моего дома»,

«Праздники и будни моей семьи»,

«Истории и предания моего рода»,

«Самый печальный день в жизни моей семьи»,

«Советы родителям по воспитанию детей»,

«Законы жизни семьи» и др.

Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.

Тест

«Я РОДИТЕЛЬ, Я ПРИЯТЕЛЬ?!»

На вопросы этого теста предлагается ответить родителям .

  1. Вы смотрите по телевизору фильм, но ваш ребёнок требует переключить на другую программу: там выступают рок-музыканты. Как вы поступите?

А) выполните просьбу и посмотрите передачу вместе;

Организация взаимодействия учреждений дополнительного образования с родителями воспитанников

Введение

Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего - люди.

Из них на первом месте -

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Решение этой проблемы становится все более актуальным и востребованным. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. В настоящее время в связи с переходом страны на рыночные отношения, обострения социального неравенства, проблем, связанных с мировым экономическим кризисом, все сильнее обостряются проблемы семьи и семейных отношений. Они требуют для своего разрешения все больше усилий, т.к. от решения этих проблем зависит будущее страны.

Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства. Актуальность данной разработки в том, что в ней обозначены основные формы и методы взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и родителей воспитанников, так как без помощи семьи ни одно образовательное учреждение не может обеспечить высоких результатов воспитания. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли партнера.

Цель этой методической разработки в том, чтобы помочь педагогам дополнительного образования детей в организации совместных дел родителей и детей, что приведёт к расширению поля позитивного общения в семье и расширению воспитательного пространства учреждений.

Организация работы с родителями воспитанников в учреждении дополнительного образования детей

В системе образования в настоящее время разрабатываются новые модели взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. Это может быть:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • неограниченное (по времени) пребывание родителей в образовательном учреждении в период адаптации ребенка;
  • система мероприятий, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дополнительного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;
  • совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию ребенка;
  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей

Включение семьи в деятельность учреждений дополнительного образования должно быть основано на:

Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

Уважительном отношении семьи и учреждения дополнительного образования к ребенку и друг к другу;

Систематическом повышении психолого-педагогического уровня педагогов и родителей;

Программными документами для разработки системы взаимодействия учреждений дополнительного образования и родителей воспитанников могут стать Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральный закон «Об образовании», Методические рекомендации "О взаимодействии ОУ с семьей" (Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30-16), Программаразвития учреждения.

Педагогического коллектива при взаимодействии с семьей призван выполнять следующие функции:

Воспитательно-развивающая - привлечение родителей для активного участия в учебно-воспитательном процессе;

Просветительская - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Охранно-оздоровительная – создание условий для содержательного и безопасного развития воспитанников, привитие навыков здорового образа жизни.

Создание союза трёх социальных сил: педагоги-дети-родители - осуществляется при помощи основного принципа : взаимопонимание и взаимоуважение всех участников образовательного процесса.

Ведущими методами взаимодействия могут стать:

Методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;

Методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций;

Методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение;

Методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности, психологические опросники;

Метод по степени самостоятельности мышления детей (частично – поисковый).

Большое значение в современных условиях придается выбору всевозможных форм работы с родителями:

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни объединения и родительского коллективов. Педагог направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы - одна семья»; «О доброте и милосердии»; «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» «Роль отца в воспитании детей» и др.Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» - способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Встречи родительской общественности с администрацией учреждения целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Их проводят 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Организация совместной деятельности родителей и детей

Формы познавательной деятельности : общественные форумы знаний, творческие отчеты, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ воспитанников и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.

Формы трудовой деятельности : оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.

Формы досуга : совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.

Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: Спортивная семья, Музыкальная семья, конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями) и др. Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п.

Эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется, наряду с другими факторами, взаимодействием с семьей, утверждением родителей как субъектов целостного образовательного процесса совместно с педагогами и детьми.

Взаимодействия родителей воспитанников и педагогического коллектива МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодёжи города Белово» по реализации программы «Лад»

Взаимодействие семьи и педагогического коллектива Дворца творчества Детей и молодёжи ведётся на основании реализации комплексной целевой программы «Лад» по совершенствованию семейного воспитания и повышению педагогической культуры родителей. Её цель: создание условий для взаимодействия семьи и педагогического коллектива в интересах развития личности воспитанников Дворца. В процессе взаимодействия педагогический коллектив нашего учреждения решает несколько задач: изучение семей воспитанников для выявления их возможностей по воспитанию детей; определение форм взаимодействия; организация семейного воспитания через возрождение семейной досуговой деятельности.

В учреждении сложился определенный алгоритм взаимодействия родителей, детей и педагогов. Он включает в себя несколько этапов:

  • Создание среды для знакомства, взаимодействия.
  • Формирование группы из родителей и обучающихся, готовых активно сотрудничать.
  • Организация и осуществление педагогической поддержки родителей.
  • Включение родителей в учебно-воспитательный процесс.
  • Осуществление обратной связи.

На основании многолетнего опыта и традиций в коллективе выделились следующие направления и формы взаимодействия семьи и коллектива Дворца:

1. «Погода в доме» - психолого- педагогическое сопровождение работы с родителями

Повышение психолого-педагогической культуры родителейспособствуют совершенствованию семейного воспитания, влияют на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, повышают уровень положительного отношения к представителям педагогической общественности, раскрывают положительный семейный опыт. Ежегодно в начале учебного года изучаются семьи обучающихся. В течение года проводится диагностика характерологических особенностей личности учащихся для организации эффективного подхода к каждому ребёнку, диагностика способностей, самооценки, мотивации на успех, коммуникативных и организаторских способностей учащихся, творческого потенциала учащихся, и педагогов.

Информация о семье необходима для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности воспитанников, налаживания детско-родительских отношений, выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.

Вторичная диагностика в конце учебного года позволяет выявить эффективность проведённой за год работы.

Ежегодно в мае отслеживается удовлетворённость детей, родителей и

педагогов работой студий, детских объединений, изучаются запросы социума на образовательные услуги Дворца творчества “Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью образовательном учреждении”, “Изучение удовлетворенности родителей школьной жизнью” (методики Андреева А.А.) и т.д. Анализ результатов мониторинговых исследований позволяет корректировать образовательный процесс в учреждении.

Процесс психолого-педагогического сопровождения во Дворце творчества можно представить в виде формулы:

ППСУ = ППиП+ (Д1+К+КР+Д2)+ ЭА, где

ППСУ – психолого-педагогическое сопровождения работы с родителями;

ППиП – психологическое просвещение и профилактика;

Д1 – первичная диагностика;

К – консультирование (для детей, педагогов, и родителей) может быть индивидуальным, групповым, семейным и по формуле «родитель + ребёнок».

КР – коррекционно-развивающая работа с учащимися и родителями в групповой и индивидуальной форме.

Д2 – вторичная диагностика;

ЭА – экспертно-аналитическая деятельность.

В работе по психологическому просвещению и профилактике, выделяется два вида деятельности:- познавательный (обогащение родителей психолого-педагогическими знаниями в вопросах воспитания и развития детей через индивидуальные и групповые формы работы); (приложение 1)

Наглядно-информационный (возможность донести любую информацию в доступной форме, тактично напомнить, например, о родительских обязанностях и ответственности, используя информационные стенды, библиотечку для родителей, методическую продукцию и т.п.).

В информационном поле выделяется несколько потоков. Это информирование:

  • отдельных педагогов и родителей
  • группы педагогов и родителей
  • всех педагогов или родителей

Психологическое просвещение педагогов осуществляется на:

  • педагогических советах;
  • методических объединениях;
  • семинарах-практикумах;
  • групповых тематических консультациях;
  • школе начинающего педагога.

Для педагогов выпускаются сборники игр, направленных на развитие или коррекцию чего-либо («Если ребенок агрессивен», «Если ребенок один в семье», «как научить ребенка правильному распределению времени»), стендовые консультации, памятки, буклеты, карманные книжки и т.д.

Используются различные варианты сочетания разнообразных методов психологического просвещения родителей:

Информационных (информация предлагается в готовом виде);

Поисковых (включение родителей в поиск ответов на поставленные вопросы);

Дискуссионных (обсуждение путей решения психологических проблем и коллективный поиск правильного ответа);

Взаимного просвещения (обмен опытом и литературой между родителями и др.).

Таблица 1.

Формы и приёмы работы по психологическому просвещению родителей

Индивиду-альные

консультации устные

консультации письменные (памятки, буклеты, карманные книжки, сборники рекомендаций и т.п.)

Групповые, массовые

родительские собрания (выступления, дискуссии или диспуты, лекции)

деловые, ролевые игры и тренинги (обсуждение и разыгрывание ситуаций, анализ ситуаций, поступков детей и родителей, типов коммуникативных взаимоотношений)

семинары и конференции тематические и по обмену опытом воспитания детей;

консультации, стендовые консультации;

неделя психологии;

интернет-просвещение «Доверие»;

университет педагогических знаний;

психолого-педагогические гостиные;

тематические круглые столы;

методическая литература.

2. «Семейный совет» - детско-родительское управление деятельностью Дворца

Взаимодействие семьи и Дворца творчества направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, привлечение к организации и проведению различных общественных мероприятий, оказание действенной помощи в укреплении материально-технической базы Дворца и экспертизе состояния учебно-воспитательного процесса, обеспечение общественного контроля за соблюдением действующего законодательства, прав всех участников образовательного процесса, качества и условий образования, а так же использование финансовых и материальных ресурсов.

Формы работы:

  • Родительские комитеты детских объединений и отделов
  • Родительские собрания «Семья и педагоги-партнеры в воспитании», «Склонности и интересы детей в выборе профессии» и т.д.
  • Попечительский совет

3. «Дом без одиночества» - поддержка семей, имеющих детей с особенностями в развитии

Зачастую такие семьи остаются один на один со своими проблемами. Родители замыкаются в своем горе и негативное отношение переносят на весь социум. Часто возникают амбивалентные состояния: желание рассказать о ребенке и страх быть не понятыми, отвергнутыми. И в этих ситуациях психологическая, социальная реабилитация в первую очередь необходима родителям, а затем уже детям. Все это и привело к развитию этого направления, главная идея которого заключена в его названии.

Формы работы:

  • семейный клуб;
  • реабилитационные тренинги;
  • совместная деятельность с органами соцзащиты;
  • круглые столы с приглашением специалистов разного профиля;
  • конференции;
  • праздники «Волшебный сундучок со сказками»;
  • творческие мастерские;
  • экскурсии.

4. «Семейные радости» - организация семейного досуга

Это направление деятельности помогает родителям приобщиться к интересам ребёнка, организовать совместный семейный досуг. Родители и дети приобщаются к интересам друг-друга, поддерживают творческие начинания и тем самым увеличивают обоюдный шанс в достижении мастерства в выбранном направлении деятельности. Приоритетными направлениями Дворца является приобщение к здоровому образу жизни, развитие творческих способностей, организация досуговой деятельности.

Формы работы:

  • дни открытых дверей;
  • творческие мастерские;
  • клубные дни (школа семейных праздников «Роль семейных традиций в воспитании детей”)
  • часы общения «По секрету всему свету »
  • курсы кройки и шитья, театр моды;
  • секция аэробики и танца живота;
  • семейные походы выходного дня;
  • сеансы одновременной игры.

5. «Семья талантами богата» - семейное творчество

Деятельность педагогов коллектива по этому направлению помогает гармонизации детско-родительских отношений, способствует открытию во всех членах семьи скрытые таланты. Родителям становятся не только болельщиками и наблюдателями, но и активными участниками образовательного процесса.

Формы работы:

  • совместные творческие проекты (« Бабушкины посиделки»)
  • семейный клубный день по интересам «Традиции в нашей семье»;
  • фестивали семейного творчества;
  • семейный клубный день, основанный на русских народных традициях, обрядах «Раз в крещенский вечерок»;
  • дни успехов;
  • дни здоровья;
  • походы выходного дня «Отдыхаем всей семьёй»;
  • совместные традиционные мероприятия («Папы могут всё, что угодно», «Никого нет милее мамы» и т.д.);
  • выставки творческих работ «С мамой вдвоем украсим свой дом»; выставка семейных работ «Остров семейных сокровищ»
  • мастер-классы (мастерская для пап и детей (подарок маме к 8 Марта), новогодние сюрпризы и т.д.).
  • тематические мероприятия (приложение 2);
  • семейные конкурсы («Загляните в семейный альбом», конкурс портфолио «Эстафета семейного успеха» и т.д).
  • отчетный концерт детей творческих объединений «Зажги свою звезду»

Обратная связь с родителями осуществляется через родительские собрания, открытые занятия, интернет-общение, творческие отчеты объединений Дворца, освещение деятельности в городских СМИ.

Координация и контроль за реализацией Программы осуществляется администрацией Дворца творчества, родительскими комитетами отделов, Управляющим советом, которые анализируют ход выполнения плана по реализации программы, вносят изменения, осуществляют организационное, информационное и научно-методическое обеспечение реализации программы.

В результате реализации программы у родителей воспитанников повысился интерес к повышению психолого-педагогической культуры. Так по инициативе родителей в 2010 году была создана школа для родителей «Счастливые дети - счастливые родители», где работа ведется более углубленно по согласованному с родителями плану, появилась страничка для родителей на сайте учреждения, там же можно получить и Интернет-консультацию по любому интересующему вопросу.

Традиционный опрос родителей в конце прошлого 2009-2010 учебного года, выявил улучшение детско-родительских отношений и повышение уровня удовлетворенности качеством образовательного процесса и условиями пребывания во Дворце детей и родителей, улучшился имидж учреждения в глазах горожан, что можно проследить в увеличении количества воспитанников с 2200 в2009-2010 году до 2350 в 2010-2011.

А, самое главное, произошло расширение воспитательного пространства нашего образовательного учреждения за счет вовлечения семьи в единое образовательное пространство и активное участие родителей в деятельности Дворца.

Заключение

От того, как прошло детство,

кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В.А.Сухомлинский

Деятельность педагогов учреждений дополнительного образования и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Только совместная деятельность поможет добиться оптимальных результатов в деле воспитания детей. Этому могут поспособствовать те практические рекомендации, которые были приведены в данном сборнике.

[Скачать с портала]
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал