Отзыв о сказке братьев Гримм «Семеро храбрецов. Братья Гримм — Семеро храбрецов: Сказка Чему учит сказка гримм семеро храбрецов

скачать

Аудио сказка- шутка братьев Гримм "Семеро храбрецов". "Однажды встретились семеро храбрецов. Первого звали Шульц, второго Якли, третьего Марли, четвертого Ергли, пятого Михель, шестого Ганс, а седьмого Вейтли. Задумали они вместе весь свет обойти, приключений поискать и свою храбрость показать..." Неумелые и несмелые оказались храбрецы, но веселые. Испугались они шмеля - чуть копье не выронили, потом грабли стукнули Шульца по лбу. Через несколько дней собравшись с духом решили семеро храбрецов сразиться с зайцем, который мирно спал на солнышке. Совсем непреодолимым препятствием для семерых храбрецов стала река: завязли в тине, лягушка села на шляпу... Выручил незадачливых храбрецов рыбак. "...Обогрелись храбрецы, обсушились и пошли по домам со словами: "... дома лучше,.. дома тепло,.. дома сухо,.. дома никто тебя не тронет,.. дома можно на перине спать,.. дома я никого не боюсь..." Вот так храбрецы!
Можете слушать онлайн или скачать шуточную аудио сказку братьев Гримм "Семеро храбрецов", пересказ с немецкого А. Введенского под редакцией С. Маршака.

Технологическая карта урока

Дата урока 26.10.2015 г . ФИО учителя Саломатина Анна николаевна, класс2 «А»

Название урока Литературное чтение

Тема урока . Братья Гримм. «Семеро храбрецов».

Тип урока : урок усвоения новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством братьев Гримм и сказкой «Семеро храбрецов; способствовать расширению читательского кругозора; формированию навыков по развитию речи, дикции и выразительности чтения, выборочного чтения; закрепление литературных терминов жанр и тема произведения; пополнение словарного запаса; содействовать воспитанию нравственных качеств на примере текста сказки братьев Гримм; прививать интерес к предмету..

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с авторской сказкой братьев Гримм «Семеро храбрецов»;

будут учиться находить ответы на вопросы к тексту; определять тему и главную мысль; развивать навык выразительного чтения; называть специфические особенности жанра литературной сказки;

Метапредметные:

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ текста с целью выделения признаков по жанру; моделирование обложки произведения; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста); рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

регулятивные: определение темы и целей урока; планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям); фиксируют удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); сотрудничество в сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, соблюдение правил общения

Личностные:

осознавание и определение своих эмоций; оценивание поступков героев; осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения; приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров; жизненное самоопределение

Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение. 2 класс. Часть 1». Л.А. Ефросинина. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г. рабочая тетрадь «Литературное чтение. 2 класс» Л.А. Ефросинина. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 г.

проектор; экран; ноутбук; схемы для моделирования, карточки для определения ролей при чтении по ролям; карточки-опоры с лексическим значением слов; яблоки для рефлексии

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1. Организация начала урока

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Готовы работать?

Психологически настраиваются на урок. Показывают готовность к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»

Р.: привитие навыка психологической подготовки к уроку, организация рабочего места,

2. Мотивация к учебной деятельности

Игра «Вспомни и назови»

Наш урок мы начнём с игры по прочитанным сказкам «Вспомни и назови». Я зачитаю отрывки из произведений, а вы должны их назвать (вывешивать иллюстрации сказки на доску, после того как назвали сказку).

    «Испугались они, вёдра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась». (Русская народная сказка «У страха глаза велики»)

    «Лягу я спать, а утром встану пораньше и сошью сапоги». (Братья Гримм.«Маленькие человечки»)

    «…Кто-то сорвал стручок и сунул его в карман куртки, уже набитый стручками». (Х.- К. Андерсен.«Пятеро из одного стручка»)

Что общего между этими тремя произведениями? (Это сказки)

На какие группы делятся сказки. (Работают со схемой)

Сказки

О животных Волшебные Бытовые

2 слайд

Заслушивают отрывки из сказок, определяют, из какой они сказки, называют заглавие и автора произведения.

Определяют жанр данных произведений

Отвечают на поставленные вопросы.

3-5 слайд

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений

Проверка домашнего задания

А какие ещё сказки знаменитого писателя вам знакомы ?

О чём эта сказка?

Кто из героев тебе понравился и почему?

Как назывался дом, в котором жили горошины?

Расскажите о понравившейся горошине .

Дополнительные вопросы.

Чему радовалась больная девочка?

Что помогло девочке выздороветь?

Какая из горошин оказалась самой бесполезной? (4.Она вся распухла, провалявшись в воде, и не принесла никакой пользы)

Давайте ещё раз назовем, кто автор данного произведения?

Какова главная мысль этого произведения? (Нужно жить так, чтобы приносить пользу людям).

- Какие чувства у вас вызвала сказка?

Чему учит сказка?

Что в сказке вымышленного, сказочного, и что могло произойти на самом деле?

В каком разделе помещена эта сказка?

Что хотел Андерсен сказать нам этой сказкой?

Вывод: Жизнь дана на добрые дела.

Работа с выставкой детских книг

Посмотрите на нашу выставку. Назовите произведения. (Указывают автора и название)

Что объединяет все эти книги? (Это сказки)

Какая книга, по вашему мнению, лишняя? Почему? («Снегурочка ». Это русская народная сказка, а остальные авторские)

Ребята если вам захочется, то вы сможете познакомиться с ними поближе, взяв их в библиотеке.

Рассказывают о выполненной дома работе

Отвечают на дополнительные вопросы учителя.

Делают вывод о нравственной ценности пользы для других людей

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

3. Постановка учебной задачи

Догадайтесь, с произведением, какого автора мы познакомимся на уроке?

Бра ли тьяГ на римм

Вспомните, как их звали? (Якоб и Вильгельм)

А что вы о них помните? (Немецкие писатели. Родились в конце 18 века. Окончили университет. Они были очень серьёзными учёными. Создали «Немецкую грамматику», «Немецкий словарь», «Историю немецкого языка». Но всю жизнь собирали народные сказки. А в 1815 году вышла их книга «Детские сказки», которая принесла им известность. Эту книгу переиздавали, а сказки переводили на разные языки).

2. Определение названия произведения.

Название произведения, которое мы будем сегодня читать, рассыпалось, собрав, его мы узнаем название.

Итак, какова же тема нашего урока ?(Братья Гримм «Семеро храбрецов»)

3.Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Познакомиться с новым произведением. Ответить на вопросы к тексту. Учиться правильно и выразительно читать произведение)

Рассматривают портрет. Вспоминают и формулируют полученные ранее сведения об авторах

Определяют название произведения

Формулируют тему урока

Ставят цели, используя опору

Р.: определение темы и целей урока

П.: анализ объектов с опорой на визуализацию, выделение последовательности развития событий

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р.: Умение слушать в соответствии с целевой установкой

4. Первичное усвоение новых знаний

4. Подбор синонимов.

Скажите, кого называют храбрецом? Подберите слова, близкие по смыслу. (Храбрый, бравый, безбоязненный, бесстрашный, доблестный, мужественный, неустрашимый, отважный, решительный, смелый, удалой, победоносный)

Что можно сказать по заглавию о содержании сказки? (Сказка о семи смелых людях и об их подвигах)

Можно ли сказать, что это сказка героическая, судя по названию?

Мы познакомимся с этой сказкой и определим, так ли это.

5. Чтецкая разминка.

А)Работа над интонацией.

Вы сказали, что хотите научиться читать выразительно эту сказку. А что это значит – читать выразительно? (Передавать чувства героев с помощью интонации, т.е. голосом)

Давайте немного потренируемся.

Вы по не осторожности разбили любимую вазу мамы и скажите - «Разбилась!» (Грустно, досадно)

Вы давно не видели бабушку, и вот она пришла. С какой интонацией вы произнесёте «Бабушка!» (Радостно)

Вам страшно. Как вы это передадите? (Интонация испуга, страха)

Молодцы!

Б)Работа с лексическим значением слов

В тексте вам встретятся слова, значение которых может быть вам не совсем понятно. Объясните смысл данных слов и выражений.

СТРАНСТВОВАТЬ – путешествовать, переходить с одного места на другое.

КОПЬЁ – метательное колющее холодное оружие.

ПАШНЯ – вспаханное поле

МАХУ ДАЛИ - поступили неправильно, ошиблись

БРОД – неглубокое место в реке, по которому можно перейти реку.

6. Слушание нового произведения

Подбирают синонимы

Пополняют словарный запас

По названию произведения определяют эмоциональную направленность текста

Объясняют лексическое значение знакомых слов или читают на карточке значение незнакомых слов

Слушают чтение учителя и хорошо читающих детей

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

формулирование ответов на вопросы

П.: анализируют и делают выводы

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

П.: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме;

П. : дополняют и уточняют высказанные мнения

П.: выделение существенной информации из текста

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

5. Первичная проверка понимания

    Выявление первичного восприятия

К какому жанру относится прочитанное произведение?

Понравилось ли вам это произведение?

Чем?

Какими же были храбрецы из сказки? (Трусливыми, так как всего боялись)

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

П.: общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

6. Первичное

закрепление

    Работа над текстом произведения

1) - Из чего понятно, что это не русская сказка? (Имена)

Сейчас мы с вами прочитаем первый абзац сказки, правильно произнося имена героев.

Вам знакомы эти имена?

Вы согласны со мной, что это трудные имена для произношения?

Закройте глаза, кто сможет повторить эти имена?

(Чтение хором 1 абзаца)

Выполните задание 1 в тетради на стр. 41 и запишите первые три имени.

Какое правило надо помнить? (Имена людей пишутся с заглавной буквы) . А остальное задание вы доделаете дома.

2)Чтение текста сказки

Мы прочитаем сказку и ответим на вопрос «Можно ли сказать, что эта сказка героическая?»

Сколько было главных героев? (7)

Как понимаете слово храбрецы ?

Какими они себя считали?

Как вы думаете, какими они были? Почему?

(Трусливыми, потому что всего боялись.)

А какими вы представляете себе героев сказки. Опишите их?

Физминутка

    Анализ произведения и ответы на вопросы

Что задумали герои сказки? (Путешествовать)

Куда они отправились? (Странствовать)

Что они взяли с собой? (Копьё)

Копье было у каждого? (Одно на всех)

Какими были герои, если они взяли одно копье на всех? (Дружными)

Вспомните, какие беды случились с друзьями во время странствования? Перечислите. (Встреча со шмелём, встреча с зайцем, случай на реке)

Рассмотрите иллюстрацию на странице 103 учебника. Какой эпизод на ней изображён? (Встреча со шмелём)

Как повели себя друзья, услышав жужжание шмеля? (Испугались)

Найдите и прочитайте выразительно этот отрывок, передавая голосом испуг. (с. 101)

- Почему товарищи решили никому ничего не говорить? (Чтобы над ними не смеялись)

Какая новая беда приключилась с ними через несколько дней? (Встреча с зайцем)

Прочтите описание зайца. (с. 102)

Что решили делать братья? (Вступить в бой)

Зачитайте слова, с которыми они бросились в бой. (с. 103)

Как вы их понимаете? (Хотели напугать зайца)

Почему братья их выкрикивали? (Хотели себя подбодрить)

- С какой интонацией их надо читать? (Решительности, уверенности)

Как повели себя храбрецы, увидев рыбака на берегу реки? (Спросили, как перейти, не поняли ответ, полезли в воду)

Чем закончилось их путешествие?

Найдите последнее предложение. Как его нужно читать: грустно, насмешливо, шутливо, весело? (Насмешливо и чуть-чуть грустно)

Как вы думаете, что хотели сказать авторы, написав эту сказку? (Всем бывает страшно, но нужно стремиться преодолевать свой страх)

Можно ли сказать, что это сказка героическая? (Нет)

    Работа в группах

Сейчас вы поработаете в группах.

Вспомним правила работы в группе. (Уметь слушать! Уметь договариваться! Не ссориться!)

Памятка

«Правила работы в группе»

    Слушай, что говорят другие.

    Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

    Говори спокойно ясно, только по делу.

    Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

    Помогай товарищам, если они об этом просят.

    Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Большая группа подготовит чтение по ролям отрывка со слов «Вошли они все в воду…». Помните, что вы должны передать голосом чувства героев.

Вторая группа соберёт пословицу, и докажет, что она подходит к сказке.

Проверка.

    Моделирование обложки

Докажите, что это сказка. Какие признаки сказки вы заметили? (Сочетание реального и фантастического, действия повторяются 3 раза, счастливый конец, авторская ирония).

А сейчас вы смоделируйте обложку сказки (один учащийся работает у доски, остальные на листах).

    На дом:

Вторая группа – эпизод ВСТРЕЧА со шмелём стр 101

Первая группа – эпизод ВСТРЕЧА с зайцем стр 102 - 104

Выполнить задания в тетради.

Читают за лидером, проговаривая правильно встречающиеся имена в тексте

Вспоминают правило написания имен собственных

Чтение текста с игрой «Стоп. Читает дальше…»

Выполняют физические упражнения под музыку

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Делают выводы.

Рассматривают иллюстрацию, определяют эпизод, зачитывают подходящий отрывок текста

Отвечают на поставленные вопросы

Проводят выборочное чтение

Определяют нравственную ценность борьбы со страхом

Вспоминают правила работы в группах

Распределяют роли, готовят выразительное чтение по ролям

Собирают и наклеивают пословицу. Объясняют, почему она подходит к тексту

Развивают внимание и мышление

Доказывают, что правильно определили жанр данного произведения, называя признаки сказки.

Моделируют обложку

Внимательно слушают. Задают уточняющие вопросы

К.: сотрудничество в сборе информации, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами

П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации,

П.: выразительное смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста)

К.: владеют навыками конструктивного взаимодействия

Р.: действуют в соответствии с инструкцией учителя

П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей

Р. : умеют слушать в соответствии с целевой установкой

П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации;

формулируют ответы на вопросы;

полно и точно выражают свои мысли;

находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится);

понимают на слух ответы обучающихся;

дополняют, уточняют высказанные мнения

Р.: контроль, оценка,

К.: сотрудничество в сборе информации

П.: выбор способов решения задачи;

Л.: осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения;

Р.: планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям);

П.: выбор способов решения задачи

Л.: осознавание и определение своих эмоций; оценивание поступков героев

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях);

П.: знаково-символические – моделирование обложки;

П.: логические - анализ объекта с целью выделения признаков

Р.: осознают, принимают и сохраняют учебные задачи

7. Рефлексия.

    Итог урока.

Вспомните, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

Достигли ли мы их?

С какой сказкой познакомились?

А хорошо ли быть трусливым? Надо ли преодолевать в себе это качество?

А сейчас я достаю из коробки предметы, а вы угадываете из какой они сказки.

    Горошина. - женитьба – дело серьёзное, принц выбирает по себе «настоящую принцессу», почувствует ли трудолюбивый горошину? Андерсен смеётся над королевской семьёй.

    Маленькая куколка. - настоящий человек любит солнце, птиц, насекомых. Добрая, стойкая. Несмотря, на то, что маленькая.

    Лебеди. Элиза ради любимых братьев переносит страдания и преодолевает страх.

    Монеты. - храбрый солдат, решительный, щедрый, раздаёт деньги друзьям, но когда он стал бедным, к нему никто не приходил.

    Солдатик. - стойкий человек, храбрый, ценит любовь, красоту.

    Утёнок. - все смеялись над утёнком, только мама жалела его, а в конце сказки он превращается в лебедя. Нужно уважать и ценить каждого, не смотреть: красив человек или нет.

Во всех сказках Андерсен ценит доброту, любовь, дружбу, справедливость, смелость, щедрость. Высмеивает: глупость, жадность, скупость, высокомерие, жестокость.

Какие еще сказки братьев Гримм вы знаете? (Бременские музыканты, Горшочек каши, Золушка, Рапунцель, Госпожа Метелица, Золотой гусь, Красная шапочка, Стоптанные туфельки, Храбрый портняжка и др)

    Рефлексия

1. Мне очень понравилось, мне было интересно, я узнала новое

2. Мне не понравилось – жёлтое яблоко

3. Мне было скучно, не понятно – красное яблоко

Спасибо вам всем за урок!

Делают выводы и обобщения.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

«Принцесса на горошине»

«Дюймовочка»

«Дикие Лебеди»

«Огниво»

«Стойкий оловянный солдатик»

«Гадкий утёнок»

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Л.: приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров;

П.: осуществляют логические действия

П.: общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Р.: оценка (осознание, что уже усвоено, а что ещё нужно усвоить)

Л.: жизненное самоопределение

Семеро храбрецов - сказка братьев Гримм, которой заслушиваются дети по всеми миру. В нем описана случайная встреча мужчин. После недолгого общения они решили вместе отправиться в путешествие. Перед этим герои заказали себе огромное копье, которое они несли всемером. Какие приключения и опасности ждут храбрецов, как они с ними справятся? Обо всем этом прочтите в сказке. Она учит смелости, напоминает, как важно иметь свое мнение и не хвастаться понапрасну.

Однажды встретились семеро храбрецов. Первого звали Шульц, второго Якли, третьего Марли, четвертого Ергли, пятого Михель, шестого Ганс, а седьмого Вейтли.

Задумали они вместе весь свет обойти, приключений поискать и свою храбрость показать.

А чтобы странствовать им было безопасней, заказали они себе у кузнеца копье. Одно копье на всех, но зато длинное и крепкое.

За это копье ухватились они все семеро. Впереди пошел самый смелый и самый сильный — Шульц. А за ним — Якли, а за Якли — Марли, а за Марли — Ергли, а за Ергли — Михель, а за Михелем — Ганс, а последним шел Вейтли.

Шли они день, шли они два. На третий день к вечеру, когда уже стемнело, дошли до большого луга. А на лугу сено лежало.

Пролетел тут мимо семерых храбрецов шмель. Пролетел он и зажужжал: “Ж-ж-ж!”

Храбрый Шульц очень испугался. Чуть копье не выронил.

— Ох! — говорит он товарищам. — Слышите, слышите? В барабаны бьют! А Якли говорит:

— Ах-ах! Порохом пахнет. Сейчас из пушки стрелять будут.

Тогда Шульц совсем испугался, бросил копье и побежал. Побежал и нечаянно наступил на зубья граблей, которые лежали на траве. Грабли подскочили и стукнули его по лбу.

— Ай, ай! — закричал храбрый Шульц. — Сдаюсь, берите меня в плен!

А Якли, Марли, Ергли, Михель, Ганс и Вейтли бросили копье и закричали:

— Если ты сдаешься, так и мы сдаемся! Берите всех в плен!

Кричали, кричали, а потом видят — некому их в плен брать: одни они на лугу.

— Вот что, — говорит Шульц. — Не надо об этом случае рассказывать. А то над нами смеяться будут.

Так они и порешили молчать до тех пор, пока кто-нибудь из них случайно не проболтается.

А через несколько дней с ними новая беда приключилась, пострашнее первой.

Шли они через пашни, а там сидел заяц, грелся на солнышке и дремал.

Уши у него торчали вверх, а глаза были большие и словно стеклянные.

Испугались наши храбрецы, стали думать, как им быть: бежать или напасть на это чудовище?

— Братцы, — говорит храбрый Шульц, — нам предстоит опасный бой. Чем храбрее мы будем, тем скорее победим. Я так думаю.

— И я тоже, — сказал Якли.

— И я, — сказал Марли.

— И я, — сказал Ергли.

— И я, — сказал Михель.

— И я, — сказал Ганс.

— И я, — сказал Вейтли, который шел позади всех. Взялись они вместе за копье и побежали на зайца. Пробежали немного и остановились.

А Вейтли, который бежал позади всех, закричал:

— Храбрый Шульц, смелее в бой! Не пугайся, мы с тобой!

А Шульц закричал:

— Вейтли громче всех орет! Вейтли пусть идет вперед!

Стали они спорить, кому вперед идти. А заяц все сидит на том же месте.

Наконец Шульц набрался храбрости и опять побежал, остальные храбрецы за ним.

— Ату его, ату-ту-ту!- закричал Шульц.

— Ату его, ату-ту-ту! — закричал Якли.

— Ату его, ату-ту-ту! — закричал Марли.

— Ату его, ату-ту-ту! — закричал Ергли.

— Ату его, ату-ту-ту! — закричал Михель.

— Ату его, ату-ту-ту! — закричал Ганс.

— Ату его, ату-ту-ту! — закричал громче всех Вейтли, который бежал позади всех. Но тут заяц проснулся и ускакал.

— Вот, — говорит храбрый Шульц, — значит, мы опять маху дали. Это был заяц.

Пришли к большой реке, — лодки не видно, моста нет. Как же на тот берег перебраться? А на том берегу сидел рыбак с удочкой. Вот Шульц и кричит ему:

— Как бы нам на тот берег перебраться?

— Поищи броду!- отвечает рыбак.

А Шульцу показалось, что рыбак сказал: «Полезай в воду». Он и полез в воду. Прошел несколько шагов, а дальше идти не может. Река глубокая, и ноги в тине завязли. Шапка у него с головы слетела и по воде плывет, а на шапку лягушка села. Села и заквакала:

— Ква-ква! Якли говорит:

— Это Шульц нас зовет. Пойдем за ним. Вошли они все в воду и тоже в тине завязли. Стоят и кричат:

— Помогите — тонем! Помогите — тонем! Кричали до тех пор, пока рыбак за ними с того

берега на лодке не приехал и их из реки не вытащил. Обогрелись храбрецы, обсушились и пошли по домам.

— Не буду я больше путешествовать, — сказал Шульц.

— Конечно, лучше дома сидеть, — сказал Якли.

— Дома тепло, — сказал Марли.

— Дома сухо, — сказал Ергли.

— Дома никто тебя не тронет, — сказал Михель.

— Дома можно на перине спать, — сказал Ганс.

— Дома я никого не боюсь, — сказал Вейтли, который теперь шел впереди всех. Вот так храбрецы!

Однажды собрались вместе семеро храбрецов. Первого звали Шульц, второго — Якли, третьего — Марли, четвёртого — Эргли, пятого — Михель, шестого — Ганс, седьмого — Вейтли. Собрались они и решили пойти по белу свету побродить, приключений поискать, большими подвигами прославиться. Задумали храбрецы вооружиться, чтобы смелее быть, и заказали себе копьё. Правда, только одно, но зато очень длинное и крепкое. Все семеро ухватились за это копьё и пошли. Впереди всех Шульц — самый сильный и храбрый, а за ним по порядку все остальные и позади всех — Вейтли.
Шли они как-то раз лугом. Вдруг поблизости за кустом пролетел с жужжаньем шершень. Шульц до того напугался, что чуть копьё не выронил.
— Слышите? Слышите? Ведь это барабан бьёт! — крикнул он.
— Да, да, что-то здесь неладно, — сказал Якли, — я чувствую, тут пахнет порохом.
Видно, ему что-то в нос попало. Услыхал это Шульц и пустился бежать. Мигом перескочил через ограду, да и спрыгнул прямо на зубья граблей, которые валялись там после уборки сена. А грабли-то как перевернутся да как стукнут ручкой ему по лбу!
— Ой! Ой! Я сдаюсь, сдаюсь! Берите меня в плен! — завопил Шульц.
Остальные шестеро тоже все закричали:
— Раз ты сдаёшься, и я сдаюсь! Раз ты сдаёшься, и я сдаюсь!
Но тут увидели они, что нет никакого врага и никто не собирается брать их в плен. Поняли храбрецы, что ошиблись. А чтобы люди не стали над ними насмехаться, они дали друг другу клятву до тех пор молчать об этом происшествии, пока кто-нибудь не проговорится случайно. И пошли дальше.
Спустя несколько дней проходили они полем. А там сидел заяц и дремал на солнышке. Поставил косой торчком уши, вытаращил большие, блестящие, как стеклянные бусы, глаза и сидит себе. Увидали храбрецы этого дикого и свирепого зверя, ужасно перепугались и стали совет держать, как от такой опасности избавиться.
«Если мы побежим от него, — думали они, — то это чудовище погонится за нами и проглотит всех целиком». И они решили: «Смелость города берёт! Надо вступить в опасный бой со зверем».
И все семеро схватились за копьё. Шульц впереди всех, Вейтли — позади. Шульц хотел было придержать копьё, но Вейтли совсем расхрабрился за спинами товарищей, стал нажимать на копьё и воскликнул:
— А ну, смелее все вперёд!
А трусов пусть погибель ждёт!
Тогда Ганс хотел над ним подшутить и сказал:
— Болтать умеешь хоть куда,
А в деле позади всегда.
Вдруг Марли пришла в голову хорошая мысль, и он воскликнул:
— Ступай-ка, Вейтли, впереди
И всех нас за собой веди!
Но Вейтли не обратил на эти слова никакого внимания, и за него ответил Якли:
— Ну нет, пускай нас Шульц ведёт:
Он наш вожак — ему почёт!
Тогда Шульц осмелел и торжественно воскликнул:
— Вперёд, друзья! Дракона бей!
Докажем, что мы всех смелей!
И вот они все двинулись на дракона. И уж как желал Шульц, чтобы какой-нибудь случай избавил их от этого боя! Но ничего не случилось, и они всё ближе и ближе подходили к врагу. Не выдержал тут Шульц и от страха громко завопил:
— Улю-лю! Улю-лю! Улю-лю, лю-лю, лю-лю!
Заяц проснулся от крика, испугался, прыгнул да и был таков.
Увидал это Шульц и радостно воскликнул:
— Тьфу, Вейтли! Что-то ты заврался.
Дракон-то зайцем оказался!
Пошли семеро храбрецов дальше искать приключений. И пришли они к болоту. Болото было очень глубокое и всё заросло мхом и зелёной осокой. А моста через него не было. Храбрецы остановились и не знают, как им через болото перебраться. По ту сторону болота стоял человек.
— Как бы это нам перебраться на тот берег? — крикнули ему храбрецы.
Тот не расслышал и спросил:
— Как, как?
А Шульцу показалось, что он говорит: «Так, так».
Он и решил, что, значит, не опасно и можно вброд перейти через болото. Шульц пошёл, как всегда, первым. Но едва сделал он несколько шагов, его и затянуло в болото — только одна шляпа осталась. Уселась на шляпу лягушка и квакает себе:
— Ква, ква, ква!
А шляпу несёт да несёт ветром прямо к тому берегу.
Услыхали храбрецы кваканье и говорят:
— Это наш товарищ Шульц зовёт нас. Почему бы нам не пойти за ним? Если он переплыл, так и мы сумеем.
Попрыгали храбрецы в болото, да тут же все и утонули.

Класс: 4

Цель. Формирование навыков осмысленного выразительного чтения.

  • Расширить и углубить знание сказки, причинно-следственных связей в ней и некоторых биографических сведений об авторах.
  • Продолжить формировать умение передавать характер героев и своё отношение к ним через соответствующую интонацию.
  • Создать условия навыков работы с текстом: заглавие, выделение абзацев, эпизодов, нахождение в тексте смысловых единиц и т.д.
  • Пробудить интерес к чтению художественного произведения, являющегося плодом авторского труда, и частью национальной и мировой культуры на доступном для ребят уровне.
  • Способствовать воспитанию культуры общения.

Оборудование: ИКТ, инструкции, таблички с именами героев сказки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверь свою готовность к уроку. Слайд 1.

Эмоциональный настрой.

Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами.

Ребята, прозвенел звонок на урок, мне приятно вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, друг другу, нашим гостям.

Улыбка подарит нам хорошее настроение. А хорошее настроение помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Какое у вас сейчас настроение? Выберите. Слайд 2.

Речевой момент (за экраном).

Как меня слышишь?

Какой будет урок?

Какие дежурные звуки? (л-ль)

II. Работа по теме урока.

1. Вводная беседа.

Ребята, как называется наша страна?

А какой сейчас год? Какой век?

Сейчас мы с вами отправимся в страну Германия в 19 век. (Звучит немецкая народная музыка- запись воспроизводится с диска "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008") .Дети имитируют прогулку по парку.Слайд 3.

Вам знакомы эти люди?

Что вы о них знаете?

Вильгельм Гримм и Якоб Гримм жили в стране Германии, в 19 веке.

Это были немецкие учёные и писатели. Они изучали немецкое устное народное творчество и писали сказки. Электрического света тогда не было. Братья Гримм вечерами или рано утром писали при свечах. Когда на улице становилось светло, они тушили свечи.

2. Работа над дыханием.Слайд 4.

Давайте, и мы затушим эту свечу.

Затем братья отправлялись на прогулку. Давайте, мы встанем и представим, что тоже прогуливаемся по улице.Слайд 5.

Навстречу братьям попадались прохожие. Это были знакомые люди. Люди приветствовали знаменитых писателей. Писатели отвечали на приветствия, называя каждого знакомого по имени. Прочитаем, как они их приветствовали.

3. Фонетическая зарядка (дежурные звуки [л-ль]).

Работа над прочтением труднопроизносимых слов (имён главных героев сказки).

Вам знакомы эти имена?

Откуда вы их знаете?

Вы согласны со мной, что это трудные имена для произношения?

Закройте глаза, кто сможет повторить эти имена?

Для братьев Гримм это были знакомые люди, они были рады встрече.Слайд 7.

(Чтение надписей на слайдах с восклицательной интонацией.)

Иногда братьям встречалась целая компания знакомых, и они здоровались сразу со всеми. Слайд 8.

После прогулки братья возвращались домой, и снова принимались за работу, они писали сказки.

В этих сказках они употребляли имена, которые мы с вами читали. Ведь это были обычные немецкие имена, такие же обычные, как для нас русскоязычных людей имена Иван, Степан, Никита.

4. Проверка домашнего задания.

Что читали на прошлом уроке?

(Сказку Братьев Гримм "Семеро храбрецов").

Какая это сказка? (Смешная, героическая или о подвигах.)

А я думаю, судя по названию, что это героическая сказка.

(Варианты ответов детей.)

Сколько было главных героев? (7)

Как понимаете слово храбрецы ?

Какими они себя считали?

Как вы думаете, какими они были? Почему? (Трусливыми, потому что всего боялись.)

5. Работа над содержанием сказки.

С чего начинается сказка?

Что задумали герои сказки? (Обойти весь свет, путешествовать .)

Посмотрите, в тексте встречается трудное для произношения слово, давайте прочитаем его. Слайд 9.

Как понимаете это слово?

От какого слова оно образовано? (Страны, много стран обойти, странствовать , значит обойти весь свет, путешествовать по разным странам.)

Куда они отправились? (Странствовать.)

Что они взяли с собой, когда отправились странствовать? (Копьё.)

Копьё было у каждого? (Одно на всех.)

Что можно сказать о героях, какими они были, если они взяли одно копьё на всех? (Дружными.)

Давайте распределим роли. Представим себя героями этой сказки.

Выберите себе табличку с именем героя. (Дети выбирают себе героя. Одина табличка с именем, которого нет в сказке.)

Из какого произведения этот герой? Он из этой сказки?

Вот копьё. Давайте проинсценируем начало сказки. Я буду читать, а вы выстраивайтесь в нужном порядке. (Развитие слухового восприятия, смена деятельности- двигательная минутка.) (Учитель читает начало сказки за экраном, а дети выстраиваются друг за другом по именам героев.)

Садитесь на места.

Вспомните, какие беды случились с друзьями во время странствования? Перечислите. (Встреча со шмелём, встреча с зайцем, случай на реке.)

Хорошо! Я вижу, что вы хорошо знаете эту сказку, и вам будет легко работать сегодня на уроке.

Как вы думаете, зачем мы распределили роли? (Будем выразительно читать, читать по ролям)

6. Установка цели урока.

Сегодня на уроке будем учиться выражать чувства героев с помощью интонации.

Какая бывает интонация? (Повествовательная, вопросительная, восклицательная.) Слайд 12.

Выразительное чтение бывает разным, это зависит от человека, который читает, но оно должно всегда идти от содержания, от того что чувствуют герои.

Как вы думаете, с какой интонацией можно передать чувства героев?

(С помощью восклицательной интонации).

Какую вы знаете восклицательную интонацию?Слайд 13.

Послушайте эпизоды из сказки и определите, с какой восклицательной интонацией я прочитала.

1. - Ай-ай! - закричал храбрый Шульц. - Сдаюсь, берите меня в плен! (Испуга, страха.)

2. - Храбрый Шульц, смелее в бой!

Не пугайся мы с тобой! (Решительности, уверенности.)

3. - Вот, - говорит храбрый Шульц, - значит мы опять маху дали.

Это был заяц. (Разочарования, огорчения, досады.)

Как вы думаете, в основном, с какой восклицательной интонацией можно передать чувства героев этой сказки? Почему?

(Я думаю, что:, потому что:..)

7. Зарядка для глаз. Слайд 14.

Братья Гримм писали эту сказку при свече, а мы будем готовиться выразительно читать при свече, только свеча нам нужна не для освещения, а для измерения времени. Вы должны подготовиться до того, как догорит свеча.

8. Работа в группах.

Сейчас вы разделитесь на три группы. Сначала выслушайте все задания. Выполнять их начнёте одновременно по моей команде. Главное для всех групп условие - это тишина. Для того чтобы не мешать другим группам работать, нужно работать в группах тихо, вполголоса, шепотом.

Первая группа найдёт в тексте первую беду, которая приключилась с героями. Прочитает этот отрывок, и выберет восклицательную интонацию, чтобы передать чувства, состояние героев, которое они при этом испытывали.

Вторая группа тоже посоветуется, найдёт и прочитает о второй беде. И подберёт нужную интонацию.

Третья группа посмотрит по тексту и прочитает о третьей беде и выберет нужную интонацию.

9. Проверка.

Прочитайте каждый свой отрывок с нужной интонацией. А остальные внимательно слушают и оценивают работу группы: справились они с заданием или нет.

10. После прочтения.

Что задумали герои вначале?

Как вы считаете, они выполнили своё решение, мечты?

Какое чувство они при этом испытывали? (Огорчения, разочарования, досады.)

Найдите в тексте отрывок, который показывает нам это.

Прочитайте этот отрывок по ролям, и передайте нам чувства героев.

Они над ними надсмехаются.

(С насмешливой, шутливой, грустной.)

Прочитайте.

Как вы относитесь к героям сказки?

Вам понравилась сказка?

Кого мы должны поблагодарить за такую интересную сказку? (Братьев Гримм).

Как мы можем их поблагодарить?

Очень просто, мы возвратимся в Германию в 19 век.Слайд 16.

Мы с вами прогуливаемся по городу и встречаем Вильгельма Грима.Слайд 17.

Что надо сделать? (Поздороваться. Сказать спасибо.)

В Германии было принято обращаться друг к другу по фамилии, господин Гримм. Мужчины, мальчики при этом снимали шляпы, а девочки, дамы - делали поклон, в Германии это называется - кникс. Книксен - поклонитесь . Слайд 18.

Слова благодарности говорить лучше стоя.

Вот Вильгельм Гримм. Как мы к нему обратимся?

В Германии принято обращаться по фамилии. Господин Гримм! :::Слайд 19.

А вот навстречу идёт Якоб Гримм.

Мальчики все вместе хором поблагодарите господина Грима.

Господин Гримм! :::

Ребята, а я хочу поблагодарить вас от лица авторов и поблагодарить вас за то, что вы не забываете, читаете сказки братьев Гримм.

Ребята вам понравился наш урок?

Что больше всего понравилось для каждого из вас? Что было трудно? Как думаете, над, чем ещё нужно вам поработать?

А вам, ребята, спасибо за работу, мне было очень приятно с вами работать, общаться. Вы отлично выразительно читаете. Садитесь и послушайте домашнее задание. Слайд 20.

Домашнее задание.

Дома прочитаете сказку выразительно по ролям.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал