Голосовые связки мужчин и женщин. Голосовые связки. Что это такое

Вряд ли можно поспорить с тем, что человеческий голос наряду с внешностью и манерами способен создавать первое впечатление о человеке. При помощи голоса управляют толпой или поют колыбельную ребенку, кричат или признаются в любви. Высота, тембр, громкость голоса способны вызвать у слушателей симпатию или, наоборот, неприязнь. Такого эффекта помогают добиться голосовые связки, называемые иногда «перламутровыми». Так что же это за волшебный орган? Где находится и что умеет?

Что это такое

Голосовые связки - парный орган, который представляет собой небольшие скопления мышц, крепящихся к гортанным хрящам. Наряду с гортанью, легкими, носовой и ротовой полостью, брюшными мышцами и т. д., они участвуют в образовании звуков и голоса, и, в совокупности с другими органами, составляют голосовой аппарат человека.

Стоит учесть, что голосовые связки только генераторы звука, то есть механических колебаний. Частотные и амплитудные параметры звуковых колебаний определяют соответствующие центры головного мозга, команда от которых поступает к мышцам гортани по движимым отросткам блуждающего нерва.

Функции и строение

Итак, важнейшая роль, выполняемая перламутровыми связками – голосообразование . Поскольку, голос, состоит из гласных и согласных звуков обычной громкости, а также шепота, возможно выделить три функции, в зависимости от их состояния.

  1. Образование глухих согласных звуков. При произнесении их, складки находятся в расслабленном состоянии и раздвинуты. При этом голосовая щель принимает треугольную форму.
  2. Звонкие, сонорные согласные и гласные образуются при сближении складок и значительном их напряжении. Одновременно с этим создается эффект вибрации.
  3. Шепот и эпиглотто-фарингальные согласные образовываются при закрытой голосовой щели, когда связки находятся в расслабленном состоянии и приближены друг к другу.

Где расположены и как выглядят

Располагаются связки по центру гортани и покрыты они слизистой оболочкой, которая имеет форму складок и, в свою очередь, покрыта многослойным плоским неороговевающим эпителием. Складки расположены таким образом, что между ними сохраняется пространство, именуемое голосовой щелью.

Когда мышечная ткань приходит в движение, величина щели меняет свою форму и размер зависимо от того, как прошла амплитуда работы мышц. Величина щели напрямую влияет на звонкость и высоту возникающих звуков.

Интересен и тот факт, что величина щелей у мужчин и женщин значительно отличается . Например, самая большая щель в женской гортани окажется в сравнении равной по величине самой маленькой голосовой щели в мужской гортани. Оказывается, у мужчин гортань имеет острую и вытянутую форму, которая выступает наружу, образовывая с внешней стороны кадык. Такая форма гортани обуславливает высоту мужского голоса.

Гортань в верхней своей части имеет овальное отверстие - надгортанник, образованное гортанным подвижным хрящом. Во время глотания, свободный край этого отверстия отклоняется назад, закрывая верхнее гортанное отверстия, а во время дыхания, отверстие остается открытым. Этот процесс крайне важен для певческих практик.

В человеческой гортани имеется два вида, две пары связок. Они выглядят как пара симметрично расположенных выступов, расположенные друг над другом, а между ними находится небольшие выемки. Эти выступы носят названия истинных и ложных голосовых складок.

  • Истинные . Представляют собой две симметрично расположенные образования из слизистого гортанного слоя. В них находятся мышечные скопления, расположенные в разных направлениях, что дает им возможность двигаться не синхронно, а с разной интенсивностью и любой своей частью. Такое разнообразие мышечных движений обуславливает и разнообразие мира звуков, которое способен издавать человек. Помимо голосообразовательной функции, истинные складки выполняют и защитную роль – смыкаясь полностью, они создают барьер, который не дает посторонним предметам попасть далее в трахею.
  • Ложные . Получили свое название благодаря своей не четко выраженной работе. Двигаются они довольно лениво, из-за того, что мышечная ткань их слабо выражена. Однако, они тоже участвуют в процессе звукообразования, хоть и не имеют возможности смыкаться полностью. Наиболее заметна их работа во время гортанного пения.

В ложных образованиях находятся железы, которые помогают увлажнять безжелезные истинные пары . Вся поверхность складок достаточно эластична и подвижна. Внутри складок как с внешней, так и с внутренней стороны, расположены щиточерпаловидные мышцы. Мышцы, имеющие внутреннее положение, напрямую отвечают за вокальные характеристики и, поэтому имеют название вокальных мышц.

Именно благодаря такому сложному строению, перламутровая связка способна двигаться любой своей частью, менять свои ширину и длину, а также производить колебательные движения с разной интенсивностью, в разных направлениях и любым своим отрезком.

Такое сложнейшее мышечное строение связок, гортани и голосового аппарата в целом дает возможность человеку придать звукам огромный спектр интонаций, тонов, полутонов и звучаний.

Длительное и интенсивное использование голосового аппарата приводит к гипоксии голосовых связок - снижается снабжение их кислородом. Нормальный уровень кислорода у женщин восстанавливается быстрее, чем у мужчин. При этом усталый голос менее устойчив и звучит грубее и ниже, чем здоровый - и это особенно выражено у мужчин. Об исследовании, которое провела группа ученых из Тайваня..

25 03 2018
16:38

Звучание гласным и звонким согласным звукам придают голосовые связки. Без них человек может воспроизводить только глухие согласные и шепот.

Голосовые связки - тяжи из эластичной соединительной ткани, которые входят в состав голосовых складок, оснащенных мышцами выступов слизистой оболочки гортани. Длина тяж у женщин обычно составляет 1,25–1,75 см, у мужчин - 1,75–2,5 см. Связки могут смыкаться, закрывая при этом путь воздуху, и размыкаться, открывая его. Принцип работы голосовых складок объясняют несколькими подходами.


Строение глотки, трахеи (trachea) и гортани (larynx). Голосовые складки (vocal fold) расположены на верхнем конце трахеи, где она разделяется с пищеводом. Складки натянуты на хрящи гортани (cuneiform cartilages, corniculate cartilages). При дыхании (respiration) голосовые связки расслаблены, а дыхательная щель широко раскрыта. Когда человек говорит (phonation), то связки смыкаются и вибрируют в горизонтальной плоскости.

Одна из теорий - миоэластическая - объясняет создание звука противодействием упругости голосовых связок напору выдыхаемого воздуха. Ее уточнила аэродинамическая теория голосообразования Инго Титце, согласно которой связки колеблятся под действием выдыхаемого воздуха с учетом их длины и натяжения. С 1950-х годов развивается юссоновская или нейрохронаксическая теория голосообразования. Она сводится к тому, что высота звука определяется деятельностью нервной системы, громкость голоса - силой выдоха.

Голос - результат работы голосового аппарата, в состав которого входят гортань с голосовыми складками, дыхательная система, система резонаторных полостей и система, регулирующая формы этих полостей и создающая преграды на пути воздуха - артикуляционный аппарат. Определить недуги голосового аппарата и вылечить сложно, потому что он содержит большое количество составляющих, многие из которых без специальной тренировки не работают и даже не ощущаются человеком отдельно от других.

Один из недугов - усталость голоса, временное негативное ощущение в горле и ухудшение качества голоса после его долгого использования. Особенно усталости голоса подвержены представители «голосовых профессий»: певцы, актеры, учителя. Симптоматика индивидуальна, но есть некоторые наиболее часто встречающиеся жалобы, характерные и для обычных людей, и для тех, кто много говорит по работе: уменьшение разницы громкости между самым громким и самым тихим звуком, на который способен человек, а также между самым высоким и самым низким возможным звуком, ослабление дыхания, дискомфорт или напряжение в мышцах голосового аппарата, снижение управляемости голоса.

Ученые из Тайваня провели исследование, в котором участвовали 30 женщин и 30 мужчин. Их попросили читать вслух с громкостью около 90 дБ в течение часа с тремя перерывами по пять минут, чтобы вызвать усталость голоса. Выяснилось, что и до чтения вслух, и после насыщенность тканей кислородом у женщин и мужчин разная. Снабжение тканей голосовых складок кислородом ухудшается после их интенсивного использования, изменяется спектр звука и снижается основной тон. Эти изменения, а также огрубление голоса после долгого громкого чтения вслух оказались более выраженными у мужчин по сравнению с женщинами.

Всем нам известно о магии улыбки, неуловимом очаровании походки и о силе взгляда. И совсем не помним о том, что человеческий голос способен так же оставлять сильное впечатление. Так, начав разговор с незнакомым человеком, иногда мы чувствуем непонятную симпатию, а иногда даже неприязнь и разочарование.

Что же все таки определяет звучание голоса? Специалисты в данном вопросе считают, что виной всему две “перламутровые связки”, имя которым голосовые связки. Что же им нравится, чего опасаются, где расположены и как меняются в течение жизни? Об этом и многом другом мы описали в нашей статье “голосовые связки “.

Строение голосовых связок

Голосовые связки, или как их еще называют голосовые складки , не только отвечают за голосообразование, но и участвуют в защите нижних отделов дыхательных путей (бронхи и легкие) от попадания в них пищи, воды и инородных тел. По своему составу голосовая связка неоднородна. В ней есть соединительная и мышечная ткани, которые со всех сторон покрывает слизистая оболочка. Кстати, слизистая связок имеет ту же структуру, что и слизистая желудочно-кишечного тракта, а также мочеполовой системы.

Видимо, поэтому в народе бытует мнение о связи между голосом и сексуальностью. Однако научного подтверждения этой гипотезы нет. Зато абсолютно точно доказано, что уровень половых гормонов в организме и женщины способен существенно повлиять на .

А все потому, что гортань относится к гормонозависимым органам, то есть размер гортани, ее длина, ширина, толщина и эластичность голосовых складок меняются в зависимости от соотношения женских и мужских половых гормонов.

Голос: высокий или низкий

В детстве гортань мальчика и девочки мало чем отличаются, поэтому их голоса звучат примерно одинаково. Но при воздействии мужских половых гормонов, в период полового созревания, гортань мальчика удлиняется, расширяется, начинает сильнее выступать адамово яблоко, а голосовые связки утолщаются. В результате всех этих метаморфоз конфигурация дыхательных путей заметно изменяется, и голос становится более грубым и низким.

Голос девочки тоже претерпевает незначительные изменения, становясь чуть звонче или ниже, чем раньше. Хотя встречаются мужчины и с нетипичными для своего пола голосами, но это скорее исключение из правил, вызванное генетической предрасположенностью или гормональным дисбалансом (когда у женщины в организме в избытке вырабатывается тестостерон, а у мужчины - эстрогены).

Не зря два столетия назад мальчиков-теноров с хорошими вокальными данными кастрировали, намеренно лишая их мужских половых гормонов. Благодаря этому их гортань не развивалась по мужскому типу, а голосовые связки оставались такими же тонкими и эластичными, как у ребенка.

Старушечий голос

При наступлении старости голосовые связки человека подвергаются еще одному возрастному изменению. Влияют на это все те же половые гормоны. Через определенное время гормоны перестают вырабатываться в должном количестве. При данных процессах ухудшается кровоснабжение слизистой, становится более тонкой, менее эластичной и более сухой. Голос становится слабым и дребезжащим из-за несмыкание голосовых связок .

Однако не только возраст портит голос. Пресловутые вредные привычки – , увлечение спиртными напитками, а также нахождение в запыленном помещении способны заметно ослабить голосовые связки, так как пыль, никотин и алкоголь являются очень сильными раздражителями слизистой гортани. И как результат происходит спазм сосудов, которые пронизывают гортань, при этом нарушается голосовых связок. Теряется звонкость голоса, он превращается в характерный сиплоскрипучий.

Влияние холода на голосовые связки

Не нравится голосовым связкам и холод, в особенности если необходимо кричать или много говорить. Именно холод внес свои коррективы в звучание голоса знаменитого российского актера Василия Ливанова , озвучившего всеобщего любимца Карлсона, крокодила Гену и конечно же легендарного сыщика Шерлока Холмса. На заре своей актерской карьеры Василий Ливанов снимался в картине Михаила Калатозова “Неотправленное письмо”.

По задумке режиссера актеры должны были не только играть на морозе, но и озвучивать на холоде свою роль. После этого Василий Ливанов надолго потерял голос . Вернуть его удалось лишь после длительного лечения, однако звучать он уже стал совсем иначе, приобретя ту самую ливановскую хрипотцу. Впрочем, надтреснутый голос - не всегда последствия какого-то заболевания.

Владимиру Высоцкому, например, его легендарный голос достался от природы. А актер Никита Джигурда “закалил” связки в подростковом возрасте, когда вместе с друзьями с утра до ночи пел под гитару песни Высоцкого.

Узелки голосовых связок


Голосовые связки фото

На 30% речевой аппарат состоит из мышц, и они способны уставать также как и другие мышцы, например и ног. Поэтому выступая 2-3 часа, человеку голосо-речевой профессии необходим дальнейший сон около 8-9 часов.

Именно такой промежуток времени требуется для восстановления голосовых связок . Пренебрежение данными правилами может содействовать осиплости, вызвать хрипоту или потерю голоса.

Если потеря голоса произошла от посещения рок-концерта или стадиона, то человеку достаточно всего пару дней помолчать. Но если на протяжении долгого времени нещадно эксплуатировать голосовые складки это может способствовать образованию певческих узелков – это специфические доброкачественные новообразования на гортани, которые с свою очередь мешают смыкаться голосовым связкам, вызывая хрипоту (профессиональное заболевание дикторов, певцов и педагогов).

Если заболевание обнаружено на ранней стадии, когда узелок только формируется, проблему можно решить с помощью лекарственных препаратов и физиотерапии, которые необходимо залить в голосовые связки. Если узелок уже сформирован, то только хирург-отоларинголог способен вернуть красоту звучания голоса.

Певческие узелки могут появиться не только у певцов, но и у детей. Особенно если они часто, громко и подолгу кричат.

Взаимосвязь ног и голосовых связок

При холодной погоде голосовым связкам очень не нравятся мокрые , потому как точки проекций лор-органов и гортани в частности находятся на ступнях. Поэтому часто переохлаждение ног может вызвать першение в горле и осиплость голоса. Очень важно во время заболевания не только согревать горло при помощи сухих компрессов, но и в тепле держать ноги.

Хорошо в этот период делать ингаляции с отварами трав (эвкалипт, ромашка), которые имеют вяжущий, антибактериальный и противовоспалительный эффект. При этом чтобы дышать паром необходимо находиться на безопасном расстоянии (30 см между источником пара и носоглоткой), дабы не получить горячим воздухом ожог слизистой.

Заболевшим голосовым связкам необходимы витамины A и E, улучшающие трафику тканей, восстанавливающие клетки слизистых оболочек организма и иммунной системы. Необходимы также витамины группы B, но не в составе продуктов, а как ингаляции или вливания витаминных смесей и вяжущих растворов коллоидного серебра.

Тренировка голосовых связок

Как ни парадоксально, а голосовые связки поддаются тренировке. Правда, самостоятельно сделать это довольно сложно, поэтому желающие “приручить” свой баритон обращаются к фониаторам и фонопедам . Именно они обучают вокалистов и ораторов правильно напрягать мышцы гортани, управляя воздушными потоками по своему усмотрению. Благодаря этим секретам многие певцы овладевают самыми высокими нотами, доводя публику до экстаза.

Однако ни один фониатор не сможет научить человека петь, если у него от природы нет голоса и слуха. Не смогут специалисты и “перековать” грубый голос, сделав его тонким и звонким, как было с волком в сказке о семерых козлятах. Хотя теоретически этого можно было бы добиться с помощью пластической операции по изменению гортани. Но пока это больше похоже на фантастику.

Факты о гортани

  • 30 лет назад Элтон Джон едва не лишился голоса, потому что в 80-е годы прошлого столетия слишком увлекся марихуаной. Чтобы спасти его голос, хирургам пришлось провести сложную операцию по удалению полипов, образовавшихся на гортани Элтона в результате курения гашиша. И хотя после этого исполнителю пришлось на несколько лет замолчать, в целом его голос зазвучал глубже, шире и сильнее.
  • Обладательницей самого громогласного голоса в мире официально признана Джилл Дрейк - жительница города Тентерден (графство Кент на юго-востоке Англии). Работая ассистентом преподавателя, 48-летняя миссис Дрейк способна перекричать шум мотора заходящего на посадку самолета. Измерив мощность ее голоса, специалисты были шокированы: оказалось, что сверхзвуковой гигант “Конкорд” издает на низком полете шум силой в 120 децибел, в то время как сила крика младшего учителя достигает 129 децибел!
  • В отличие от людей и животных, рыбы полностью лишены голосовых связок. Однако это не мешает им “говорить” на своем рыбьем языке, издавая звуки с помощью ударов по плавательному пузырю. Хотя у некоторых рыб роль барабана выполняет специальное отверстие, затянутое пленкой, а роль барабанных палочек - плавники.

Уважаемые читатели блога , если у вас есть интересные факты или истории о голосовых связках человека, оставляйте комментарии или отзывы ниже. Кому то это очень пригодиться!

Применение нового неинвазивного метода исследования голосовых складок позволило ученым из Тайваня пролить свет на физиологию усталости голоса. Выяснилось, что длительное интенсивное использование голосового аппарата приводит к гипоксии голосовых связок - снижается снабжение их кислородом. Восстановление нормального уровня кислорода происходит с разной скоростью у мужчин и женщин: у женщин это происходит быстрее. Кроме того, усталый голос менее устойчив и звучит грубее и ниже, чем здоровый. Особенно это выражено у мужчин.

Для начала давайте разберемся, откуда вообще берется голос у людей. Хорошо известно, что и в речи, и в пении активное участие принимают голосовые связки: именно они придают звучание гласным и звонким согласным звукам, а без их участия производятся только глухие согласные и шепот (см.: Фонация). Но как именно работают наши голосовые связки?

Эти небольшие (у мужчин обычно их длина составляет 1,75–2,5 см, а у женщин - 1,25–1,75 см) тяжи из эластичной соединительной ткани входят в состав голосовых складок , оснащенных мышцами выступов слизистой оболочки гортани . Связки могут смыкаться, закрывая путь воздуху и размыкаться, открывая его (рис. 1). Существуют два основных подхода к объяснению принципа работы голосовых складок: миоэластический и нейрохронаксический.

Согласно миоэластической теории голосообразования звук создается противодействием упругости голосовых связок напору выдыхаемого воздуха. Предполагается, что человек усилием воли натягивает (сближает) связки и закрывает таким образом голосовую щель. При выдохе давление прорывающегося через голосовую щель воздуха ненадолго размыкает связки, после чего они в силу своей упругости возвращаются в исходное положение, затем снова размыкаются воздухом и т.д. Звуки возникают из-за колебания связок в горизонтальной плоскости (смыкания-размыкания) под действием струи выдыхаемого воздуха. Высота звука (частота колебаний связок), как и его громкость, должна по этой теории напрямую определяться силой выдоха, то есть работой диафрагмы и наружных межреберных мышц при вдохе и внутренних межреберных мышц и некоторых мышц живота при самом выдохе. Получается, что высокие звуки могут быть только громкими, а низкие - только тихими. Но это не так: несмотря на некоторую связь между громкостью и высотой произносимого звука, тренировкой можно научиться издавать очень тихие высокие звуки и наоборот. Эта теория была популярна до 50-х годов XX века, но и на данный момент она не считается устаревшей, хоть и подвергается серьезной критике. Дополнила и уточнила ее аэродинамическая теория голосообразования Инго Титце (Ingo Titze), предлагающая модель колебания связок под действием выдыхаемого воздуха с учётом их длины и натяжения.

С 1951 года активно развивается юссоновская или нейрохронаксическая теория голосообразования. Рауль Юссон показал, что колебания натянутых связок сопряжены с серией быстротекущих нервных импульсов, поступающих по двигательному нерву гортани. Под действием каждого из этих импульсов голосовые связки активно расходятся, сближение же происходит пассивно под действием упругости натянутых связок. В результате происходит вибрация связок в горизонтальной плоскости без обязательного смыкания голосовой щели. Частота этих импульсов точно соответствует частоте извлекаемого звука. Таким образом, высота звука определяется деятельностью нервной системы: количеством импульсов, посылаемых на раздвигающие голосовые связки мышцы, в единицу времени. Громкость голоса определяется силой выдоха.

Сейчас известно, что в формировании высоты звука большую роль играет и степень натяжения и сближения голосовых связок (см. наглядную демонстрацию). С 50-х годов и по нынешнее время обе теории активно дополняются и расширяются более комплексной теорией - резонансной теорией пения . Она практически не обсуждает работу самих голосовых связок, поэтому и не была перечислена выше. Хоть из названия этой теории и следует, что основное направление исследования касается именно певческого голоса, многие выводы касаются речи и голосообразования в целом. В этой теории акцент смещается со связок на систему естественных резонаторов нашего тела, к которым относятся грудная клетка (трахея и бронхи), надгортанное пространство (глотка , ротовая полость , носовая полость , некоторые пазухи носа и др.). Все эти полости обеспечивают усиление звука, производимого связками. Дело в том, что звук, извлекаемый самими связками, без резонаторов очень слаб и не годится ни для обычной речи, ни тем более для профессиональной деятельности актеров, учителей, ораторов и певцов. Без резонаторов также не могут быть различимы гласные звуки: форма ротовой, носоглоточной и прочих полостей во время речи и пения изменяется с помощью нижней челюсти, губ, языка, мышц мягкого нёба , гортани и т. д. Это придает этим полостям особые резонаторные свойства в соответствии с так называемой формантной структурой гласной, которую мы хотим произнести.

Получается, что голос - это результат работы целого голосового аппарата , в состав которого входят, помимо гортани с голосовыми складками, еще и дыхательная система, система резонаторных полостей и система, регулирующая формы этих полостей и создающая преграды на пути воздуха - артикуляционный аппарат . Из-за того, что голосовой аппарат состоит из большого количества составляющих, многие из которых без специальной тренировки не работают и даже не ощущаются нами отдельно от других, затруднено определение и лечение недугов голосового аппарата.

Один из них - усталость голоса, временное негативное ощущение в горле и ухудшение качества голоса после продолжительного его использования. Усталость голоса знакома многим из нас, практически каждый человек когда-нибудь это испытывал, но особенно ей подвержены представители «голосовых профессий»: учителя, ораторы, актеры и певцы. Это явление комплексно по своей природе, но исследователи стремятся разложить его на составляющие для совершенствования методов диагностики, лечения и предупреждения более серьезных голосовых недугов, возникающих в результате избыточного использования голосового аппарата. В первую очередь об усталости голоса судят по показаниям пациента. Анализ многочисленных данных показывает, что симптоматика очень индивидуальна, однако существуют некоторые наиболее часто встречающиеся жалобы, характерные и для обычных людей, и для тех, кто много говорит по работе (или просто любит много говорить): уменьшение разницы громкости между самым громким и самым тихим звуком, на который способен голосовой аппарат пациента (уменьшение динамического диапазона), уменьшение разницы между самым высоким и самым низким возможным звуком (уменьшение звуковысотного диапазона), ослабление дыхания, дискомфорт/напряжение в мышцах голосового аппарата, снижение управляемости голоса и увеличение количества усилий, необходимых для продолжения работы голосового аппарата в нормальном режиме (N. V. Welham, M. A. Maclagan, 2003. Vocal fatigue: current knowledge and future directions).

Физиологические основы этого состояния голосового аппарата изучены еще хуже. Но есть несколько предположений о том, что порождает субъективное ощущение усталости голоса у пациентов. Во-первых, не смотря на существующее мнение о том, что мышцы гортани значительно устойчивее к утомлению, чем скелетная мускулатура, предполагается, что они все же устают (V. J. Boucher, T. Ayad, 2010. Physiological attributes of vocal fatigue and their acoustic effects: a synthesis of findings for a criterion-based prevention of acquired voice disorders). Во-вторых, при активном использовании мускулатуры связок в них ухудшается кровообращение, что приводит к их нагреванию, а долгая вибрация может вызывать небольшое воспаление и набухание тканей всей гортани, в результате происходит высыхание и изменение эластичности и упругости голосовых складок. В-третьих, усталости подвержены мышцы дыхательной системы и артикуляционного аппарата.

С помощью функциональной спектроскопии в ближней инфракрасной области по изменению концентраций окси- и дезоксигемоглобина можно оценить изменения насыщенности тканей гортани кислородом. Именно это и проделали исследователи на 60 подопытных (в исследовании участвовали 30 женщин и 30 мужчин) из Тайваня. Чтобы вызвать усталость голосового аппарата, они попросили исследуемых читать вслух с громкостью около 90 дБ в течение часа с тремя перерывами по 5 минут (рис. 2). До и после задания исследователи фиксировали изменения в концентрации гемоглобинов в области голосовых складок, а также записывали и анализировали голос испытуемых с помощью оптического микрофона , который позволяет снизить количество записываемых посторонних звуков практически до нуля, чего очень трудно добиться при других методах аудиозаписи.

Оказалось, что и до чтения вслух, и после него насыщенность тканей кислородом у женщин и мужчин разная. А также, - что и у тех, и у других после искусственно вызванной усталости голосового аппарата динамика концентраций окси- и дезоксигемоглобина в голосовых складках значительно отличается от нормальной (рис. 3). Причем у мужчин эта разница устойчива, а у женщин - нет: у них происходит быстрое, заметное даже на 30 секундном интервале, восстановление нормального соотношения гемоглобинов. То есть после интенсивного использования голоса наблюдается гипоксия в голосовых складках, которая у мужчин сохраняется дольше, чем у женщин.

После функциональной спектроскопии испытуемые произносили букву «а» в течение 6 секунд на удобной для них высоте и громкости. Это записывали с помощью оптического микрофона и полученные записи исследователи разбивали на составляющие частоты (ведь наш голосовой аппарат не генерирует звук на одной определенной частоте, а создает целый спектр частот разной интенсивности, который усреднено слышится как голос одной определенной высоты). Результаты показаны на рис. 4. Видно, что различия между записями до и после утомления голоса (длительного чтения вслух) находятся в области низких частот, в то время как высокие частоты практически не изменили своей относительной интенсивности. У мужчин эта разница выражена сильнее, чем у женщин.

Основной тон (высота) звука у мужчин обычно ниже чем у женщин из-за бо льшей длины голосовых связок. Усталый голос и у женщин, и у мужчин оказался немного ниже нормального, однако у женщин это лишь тенденция, а у мужчин - статистически значимая разница.

Кроме того, усталый голос звучит несколько грубее и неувереннее по сравнению с нормальным. Графически это выражается в непостоянстве интенсивности звука, его дрожании, снижении соотношения сигнал/шум . В данном исследовании только некоторые частные показатели этих деформаций голоса значимо отличались между записями до и после чтения, однако общая тенденция к «огрублению» голоса после его интенсивной работы имеется как у женщин, так и у мужчин. При этом среди мужчин голоса значимо грубее и в отдохнувшем и в уставшем состоянии по сравнению с женскими голосами, также среди мужчин большее количество показателей значимо различалось до и после чтения.

Несколько записей из Саарбрюккенской базы голосов (Saarbruecken Voice Database) позволяют услышать разницу между здоровым голосом и усталым: заметно «огрубление» и снижение основного тона голосов. Пациенты произносят на немецком фразу „Guten Morgen. Wie geht es Ihnen? “ («Доброе утро. Как у Вас дела?»): женский голос в нормальном состоянии , уставший женский голос (та же пациентка), мужской голос в нормальном состоянии , уставший мужской голос (тот же пациент).

Данное исследование показало, что снабжение тканей голосовых складок кислородом ухудшается после их интенсивного использования, заодно изменяется спектр звука и снижается основной тон, выбранный испытуемым как «удобная для него высота». Эти изменения, а также огрубление голоса после продолжительного громкого чтения вслух оказались более постоянными и более выраженными у мужчин по сравнению с женщинами. Почему это так, пока остается неизвестным, но можно предположить, что это как-то связано с длиной голосовых связок и размером всего голосового аппарата. А пока исследователи выясняют и уточняют физиологические основы усталости голоса, нам остается лишь стараться не переутомлять наш рабочий инструмент, чтобы не вызвать более серьезных голосовых недугов.

Многие педагоги по вокалу советуют почувствовать звук в животе, на диафрагме, на кончике носа, во лбу, в затылке... Где угодно, но только не в горле, где расположены голосовые связки. А ведь это ключевой момент в устройстве голосового аппарата! Голос рождается именно на связках.

Если вы хотите научиться петь правильно, эта статья поможет вам лучше понять устройство голосового аппарата!

Физиология голоса — колебания голосовых связок.

Вспомним из курса физики: звук — это волна, не так ли? Соответственно, голос — звуковая волна. Откуда берутся звуковые волны? Они появляются, когда «тело» колеблется в пространстве, сотрясает воздух и образует воздушную волну.

Как у любой волны, у звука есть движение. Голос необходимо посылать вперед, даже когда вы поете тихо. Иначе звуковая волна быстро угаснет, голос прозвучит вяло или зажато.

Если вы занимаетесь вокалом, но до сих пор не знаете, как выглядят и где находятся голосовые связки, видео ниже обязательно к просмотру

Устройство голосового аппарата: как работают связки и голос.

Ошибки в работе голосовых связок.

Устройство голосового аппарата складывается из всех вышеописанных этапов. Если возникнут проблемы хотя бы на одном из них, вы не получите свободный и красивый голос. Чаще ошибки возникают на первом-втором этапе, когда мы . Связки не должны вступать в борьбу с выдохом! Чем ровнее струя воздуха, который вы выдыхаете, тем ровнее колебания голосовых связок, голос звучит однороднее и красивее.

Если не контролирует поток дыхания, то неуправляемая струя воздуха выходит за раз большой волной. Голосовые связки не в состоянии справиться с таким давлением. Произойдет несмыкание связок. Звук будет вялым и сиплым. Ведь чем плотнее смыкаются связки, тем громче голос!

И наоборот, если вы задерживаете выдох и , происходит гипертонус диафрагмы (зажим). Воздух практически не пойдет на связки, и им придется колебаться самостоятельно, прижимаясь друг другу через силу. И тем самым натирать мозоли. Они же узелки на голосовых связках. При этом во время пения возникают болезненные ощущения — жжение, першение, трение. Если в таком режиме работать постоянно, голосовые связки теряют эластичность.

Конечно, есть такое понятие как «белтинг», или вокальный крик, и делается он с минимальным выдохом. Связки смыкаются очень плотно для громкого звука. Но петь таким приемом правильно можно, лишь разобравшись в анатомии и физиологии голоса.

Голосовые связки и гортань — ваши первые вокальные инструменты. Понимание, как устроен голос и голосовой аппарат дает вам безграничные возможности — вы можете менять краски: петь то более мощным звуком, то звонким и летящим, то нежно и трепетно, то с металлическим звенящим оттенком, то на полушепоте, берущим зрителей за душу...

За движение связок отвечает около 15 мышц гортани! А в устройстве гортани есть еще и различные хрящи, которые обеспечивают правильное смыкание связок.

Это интересно! Кое-что из физиологии голоса.

Человеческий голос устроен уникально:

  • Голоса людей звучат по-разному, потому что у каждого из нас разная длина и толщина голосовых связок. У мужчин длиннее связки, и голос поэтому звучит ниже.
  • Колебания голосовых связок у певцов находятся в примерных пределах от 100 гц (низкий мужской голос) до 2000 гц (женский высокий).
  • Длина голосовых связок зависит от размера гортани человека (чем длиннее гортань, тем длиннее связки), поэтому у мужчин связки более длинные и толстые в отличие от женщин с короткой гортанью.
  • Связки могут тянуться и укорачиваться, становиться толще или тоньше, смыкаться только краями или по всей длине благодаря особому строению вокальных мышц одновременно продольных и косых — отсюда получается разная окраска звука и сила голоса.
  • В разговоре мы задействуем лишь одну десятую диапазона , то есть голосовые связки способны растягиваться в десять раз больше у каждого человека, а голос звучать в десять раз выше разговорного, это заложено самой природой! Если это осознать, будет проще .
  • Упражнения для вокалистов делают голосовые связки эластичными, заставляют их лучше растягиваться. С эластичностью связок голосовой диапазон увеличивается.
  • Некоторые резонаторы не могут называться резонаторами, так как не являются пустотами. Например, грудная клетка, затылок, лоб — они не резонируют, но вибрируют от звуковой волны голоса.
  • С помощью резонации звука можно разбить бокал, а в книге рекордов Гиннеса описан случай, когда школьница перекричала шум взлетающего самолета благодаря силе голоса.
  • Связки есть и у животных, но только человек может управлять своим голосом.
  • В вакууме звук не распространяется, поэтому важно создавать движение выдоха и вдоха для воспроизведения звука при колебаниях голосовых связок.

Какой длины и толщины голосовые связки именно у вас?

Каждому начинающему вокалисту полезно сходить на прием к фониатру (врачу, лечащему голос). К нему я отправляю учеников прежде, чем приступить к первым урокам вокала.

Фониатр попросит вас спеть и покажет с помощью техники, как устроен голос и как работают голосовые связки именно у вас в процессе пения. Расскажет, какой длины и толщины голосовые связки, насколько хорошо смыкаются, какое подсвязочное давление имеют. Все это полезно знать, чтобы лучше использовать свой голосовой аппарат. Профессиональные певцы ходят один-два раза в год к фониатору для профилактики — убедиться, что с их связками все хорошо.

Нам привычно использовать голосовые связки в жизни, мы не замечаем их колебаний. А работают они даже, когда мы молчим. Не зря говорят, что голосовой аппарат имитирует все звуки вокруг нас. Например, проезжающий мимо дребезжащий трамвай, крики людей на улице или басы из колонок на рок-концерте. Поэтому прослушивание качественной музыки положительно влияет на голосовые связки и повышает ваш вокальный уровень. А беззвучные упражнения для вокалистов (есть и такие), тренируют голос.

Педагоги по вокалу не любят объяснять физиологию голоса ученикам, а очень зря! Боятся, что ученик, услышав, как голосовые связки правильно смыкать, примется петь “на связках”, голос зажмется.

В следующей статье мы разберем технику, которая помогает легко управлять голосом и брать высокие ноты лишь благодаря тому, что голосовые связки работают правильно.

Самый древний музыкальный инструмент — голос. И связки основная его составляющая. Всегда чувствуйте работу голосовых связок при пении! Изучайте свой голос, будьте любопытнее — мы сами не знаем своих возможностей. И оттачивайте вокальное мастерство каждый день.

Подписывайтесь на новости блога O VOCALE, где скоро появится небольшой лайфхак, как почувствовать правильно ли вы смыкаете ваши голосовые связки на дыхании.

Вам понравится:


КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал