Распространение семян и плодов животными. Класс птицы Какая птица участвует в распространении семян дуба

«Пади туда – не знаю куда…»

Урок биологии в 6-м классе с использованием ИКТ по теме: «Распространение плодов и семян» (программа В.В. Пасечника)

Оборудование: компьютер, слайдовая презентация, коллекции плодов и семян, раздаточный материал.

Ход урока

Учитель. Добрый день, ребята! Наш сегодняшний урок мы начнем с прослушивания звуковых посланий. Подумайте, что объединяет эти звуки?

(Звучат шум ветра, журчание ручья, пение птиц, ружейные выстрелы и т.п. )

Какое отношение к изучаемой нами теме ботаники они имеют?
Чем, на ваш взгляд, можно дополнить этот звуковой ряд?

(Ребята высказывают свои предположения, учитель должен подвести их к формулированию задач урока .)

Что же мы должны будем узнать? Что вас заинтересовало?

(Совместная формулировка вопросов, определяющих задачи урока, запись вопросов в тетрадь .)

Зачем растения распространяют плоды?
Какие приспособления позволяют им это сделать?
Кто помогает растениям в этой «работе»?
Как некоторые «помощники» находят растения?
Какое практическое значение имеют эти знания?

Как обычно, на уроке у вас есть возможность получить оценку за разные виды деятельности. Правильные ответы с места оцениваются плюсом на полях тетради, за 5 плюсов вы получаете оценку «отлично». Отдельно оценивается работа на уроке по заданиям, которые вы должны будете письменно выполнить в тетради.

Для всех растений чрезвычайно важно, чтобы созревшие семена оказались на расстоянии от родительского растения и там проросли. Для этого имеется немало веских причин.

Как вы думаете, почему необходимо, чтобы большинство семян оказались как можно дальше от материнского растения?

(После обсуждения демонстрируется слайд презентации, где указаны причины, объясняющие необходимость распространения растений:

– на небольшой территории не возникает внутривидовая конкуренция;
– облегчается перекрестное опыление;
– растения осваивают новые территории;
– обогащается видовое разнообразие растительных сообществ - фитоценозов. )

Публикация статьи произведена при поддержке KremlinStore – интернет-магазина, представляющего лучшие на сегодняшний день мобильные устройства и потрясающий выбор аксессуаров к ним. Ваш iPhone 5 ожидают экстремальные нагрузки? Вы хотите, чтобы он отражал вашу неординарную индивидуальность? Или подчеркивал ваши деловые и профессиональные качества? Ответ на этот вопрос один – приобретите чехлы для iPhone 5 . Стильный и строгий кожаный – для офиса, противоударный – для активной жизни, забавный – для отдыха. Разнообразие представленных моделей чехлов для iPhone 5 вас приятно удивит – силиконовые, пластиковые, со стразами, премиум-модели, бамперы.

Семенные растения господствуют на Земле во многом и потому, что имеют разнообразные способы распространения семян и плодов. Правда, при этом часть семян гибнет, попав в неподходящие условия. Потому и называется наш урок «Пади туда – не знаю куда…».

Переноситься могут отдельные семена (такие растения обычно имеют вскрывающиеся плоды), плоды, соплодия, отдельные части растения и даже целые растения.

Переносимые части растения называются диаспорами (от греч. diaspeiro – рассеиваю, распространяю).

(В течение урока учащиеся записывают термины с расшифровкой в словарь в конце тетради. Термины, не предусмотренные школьной программой, рекомендуется записывать только ученикам, увлекающимся биологией, т.к. они встречаются в заданиях олимпиад .)

Немногие растения распространяют свои семена самостоятельно, у большинства есть многочисленные «помощники». В зависимости от того, каким образом происходит распространение семян и плодов, различают автохорию и аллохорию.

Хория – часть сложных слов, обозначающая распространение (от греч. choreo – иду вперед, двигаюсь, продвигаюсь, распространяюсь).

Познакомимся с основными способами распространения диаспор растений.

Автохория (от греч. autos – сам, choreo – продвигаюсь) представляет собой распространение семян и плодов самим растением без участия каких-либо внешних факторов.

В наиболее простом варианте автохорию можно наблюдать при опадании созревших плодов (например, грецкого ореха или дуба) под действием силы тяжести – барохория (от греч. baros – тяжесть).

В каких еще словах вы встречали этот корень?

(Предположительные ответы: барометр, изобары. Ученики, давшие правильные ответы, ставят плюсы на полях тетради. )

Узнайте барохорное растение, назовите его диаспоры.

Сидели до поры на ветках
Детишки-голыши в беретках.
В срок с веток детки повскакали,
Свои беретки растеряли.

(Желуди дуба. )

Барохория встречается среди растений с тяжелыми плодами и семенами, однако у многих из них упавшие плоды впоследствии разносятся животными или водой, т.е. автохория сочетается с другими типами распространения.

Семена некоторых растений после созревания разбрасываются за счет внутренних сил натяжения, давления в живых или мертвых клетках. Такие растения называют баллистами : это герань болотная, чина, фиалка и др. У недотроги семена разлетаются, когда с силой скручиваются створки созревшей коробочки.

Сообщение ученика. Растение бешеный огурец можно назвать настоящим бомбардиром! Его плод стреляет по принципу работы пистолета-распылителя. Сам плод напоминает продолговатую сливу и имеет очень прочные стенки. При отделении зрелого плода от плодоножки в месте отрыва образуется отверстие, через которое выбрасывается смесь из клейкого сока и семян. Это вызвано тем, что содержимое плода находится под давлением 6 атм.

Дальность стрельбы бешеного огурца исключительно высока: 12 м – обычное дело. А скорость полета семян достигает почти 10 м/с! Если плод случайно сбивается проходящим мимо животным, то семена вместе со слизью попадают на его шерсть, прилипают, а когда подсохнут, постепенно отпадают (т.е. в этом случае возможно, комбинированное распространение семян). Так же распространяет семена другой представитель семейства тыквенных – циклантера взрывающаяся.

Учитель. У кислицы клетки наружного слоя семенной кожуры содержат много сахаров, из-за чего к моменту созревания они сильно обводняются и набухают. Когда тургорное давление становится чрезмерным, наружный слой кожуры с силой разрывается и выбрасывает семена из коробочки на расстояние 1–1,5 м. Дальше семена кислицы растаскивают муравьи.

У других баллист семена разбрасываются из-за возросшего напряжения в мертвых клетках плода. Например, когда зрелый боб раскрывается, его створки быстро скручиваются, отбрасывая семена. Летом в жаркий солнечный день около кустов желтой акации можно услышать легкое потрескивание – это растрескиваются и разбрасывают семена созревшие бобы. Разбрасывают свои семена также плоды гороха и фасоли. Поэтому плоды этих растений собирают до их полного высыхания, иначе они выбросят семена и урожай погибнет.

Бобы растения баухинии пурпурной, высыхая, разбрасывают семена на расстояние до 15 м!

Вывод (здесь и далее можно предложить учащимся формулировать выводы самостоятельно в процессе обсуждения, с проставлением плюсов на полях тетради): у растений-баллист имеются приспособления для разбрасываются семян за счет внутренних сил натяжения, сил внутреннего давления в живых или мертвых клетках.

Автохоры умеют не только стрелять, но и ползать. Ползучие диаспоры имеют щетинки, которые способны поглощать водяной пар из атмосферного воздуха (такое свойство называется гигроскопичностью), в результате этого щетинки изменяют свою форму и, отталкиваясь от земли, передвигают семя на некоторое расстояние. Щетинки то высыхают, то набухают вновь, и семена могут отодвинуться от родительского растения на довольно большое расстояние. Так распространяются, например, семена ковыля и овса.

А теперь перейдем к изучению другой группы способов распространения семян и плодов, которое осуществляется «помощниками растений».

Аллохория (от греч. alios – другой, choreo – отхожу, продвигаюсь) представляет собой распространение семян и плодов какими-то внешними силами.

Обычно плоды или семена аллохорных растений имеют какие-либо приспособления, помогающие им распространяться. Чтобы отправиться в путешествие за чужой счет, нужно привлечь «транспортное средство» или прикрепиться к нему и постараться не погибнуть во время нередко дальнего странствия. Полагают, что именно из-за приспособления к конкретному типу переноса возникло такое богатое разнообразие особенностей строения различных плодов.

(Ученики начинают составлять схему «Способы распространения семян и плодов» с примерами растений и заполнять таблицу «Особенности строения плодов и семян, приспособленных для распространения разными способами». )

Таблица. Особенности строения плодов и семян, приспособленных для распространения разными способами

Распространение семян и плодов животными называется зоохорией (от греч. zoon – животное, choreo – отхожу, продвигаюсь).

Многие сочные плоды охотно поедают птицы. В поисках пищи птицы обычно ориентируются на внешний вид и вкус поедаемых плодов и семян, поэтому распространяемые ими диаспоры должны быть ярко окрашенными и вкусными (с точки зрения птиц, конечно). И вот что интересно – до созревания плоды и семена имеют зеленую окраску и содержат много кислот и горечей, что отпугивает птиц. А вот запах для птиц не имеет никакого значения – обоняние у них играет меньшую роль при поиске пищи, чем зрение. Остается добавить, что перенос семян и плодов птицами называется орнитохорией (от греч. ornis – птица).

При прохождении по пищеварительному тракту птиц семена не перевариваются и сохраняют жизнеспособность. Поэтому, выйдя с пометом, они оказываются не только на значительном расстоянии от родительского растения, но и находятся в окружении питательных органических веществ (самого помета), которые обогащают почву вокруг семени и способствуют его прорастанию и дальнейшему развитию. В помете ворон и галок, например, находят совершенно целые косточки костянок.

Такой способ распространения семян животными называется эндозоохорией (от греч. endon – внутри).

Учитель. Наибольшее значение для эндозоохоров имеют птицы. Их дальние перелеты и очень быстрое перемещение позволяет диаспорам оказаться на расстоянии в несколько сотен километров от родительского растения.

У определенных растений семена вообще не могут прорасти без предварительного прохождения через пищеварительный тракт птиц, где они подвергаются воздействию пищеварительных ферментов, размягчающих покровы семени. Так, семена некоторых растений после истребления человеком нелетающей птицы дронта на протяжении нескольких столетий не давали проростков. Однако когда эти семена скормили гусям, а потом посадили в почву, они проросли!

Кроме птиц, эндозоохорные диаспоры могут разносить млекопитающие. Чаще всего это различные обезьяны, грызуны и рукокрылые. Семена многих злаков без повреждений проходят через пищеварительную систему копытных, а всхожесть у них при этом даже повышается. В эндозоохории могут принимать участие и хищники: например, спелые арбузы при возможности включают в свой рацион лисы и шакалы, медведи охотно кормятся на ягодниках, и т.д.

Как вы думаете, какими органами чувств, в отличие от птиц, руководствуются звери в поисках пищи?

(Предположительные ответы: в отличие от птиц, звери в поисках пищи в большей степени ориентируются на обоняние, чем на зрение, поэтому семена и плоды, которые они поедают, обычно имеют сильный аромат, привлекающий распространителей. Правильные ответы отмечаются плюсами на полях тетради. )

Значительно меньшую роль в распространении семян и плодов путем эндозоохории играют другие животные, однако их также следует назвать. Это, например, некоторые черепахи – заурохория .

Вывод : эндозоохорные растения имеют сочные плоды или соплодия с яркой окраской, чтобы быть хорошо заметными, или с сильным ароматом, чтобы привлекать животных с большого расстояния, особенно в темное время суток. Также семена обладают прочной оболочкой, предохраняющей их от переваривания. Благодаря оболочке семена проходят через пищеварительную систему целыми и невредимыми.

Очень часто животные не поедают сразу семена или плоды, а уносят их и складывают про запас, особенно в период изобилия пищи. Когда, например, белки едят семена, они никогда не съедают их все. Потерянных семян вполне достаточно, чтобы растения расселились. Часто животные уносят шишки далеко от того места, где их собирают. Про некоторые свои кладовые они и вовсе забывают, кроме того, владелец может попросту погибнуть прежде, чем успеет ими воспользоваться. В таких случаях семена через некоторое время прорастут, причем часто на значительном расстоянии от родительских растений.

Такой способ распространения диаспор получил название синзоохории (от. греч. syn – вместе).

Запасы делают многие птицы (например, сойка, ореховка и др.) и грызуны (мыши, белки, бурундуки, хомяки и др.). Причем количество запасенной пищи может быть весьма значительным.

Какими должны быть плоды и семена, чтобы выдержать долгое хранение?

(Предположительные ответы: как правило, синзоохорные плоды сухие, что обеспечивает их способность к долгому хранению (понятно, что сочные плоды животным запасать невыгодно, поскольку сочная мякоть быстро сгниет и плод потеряет для распространителя пищевую ценность), и богаты питательными веществами. Правильные ответы отмечаются плюсами на полях тетради. )

Сообщение ученика. В распространении семян и плодов большую роль играют муравьи. Это явление называется мирмекохория (от греч. myrmex – муравей). Многие муравьи приносят в свое жилище семена и плоды различных растений. Одни из них впоследствии поедаются целиком и поэтому не могут прорасти, однако другие растения выработали особые приспособления для распространения своих семян муравьями. На таких семенах есть специальные выросты с питательным и вкусным маслом – элайосомы (от греч. elaion – масло, soma – тело). Муравьи съедают не все семя, а только эти питательные выросты. Ими растения «рассчитываются» с муравьями за услуги по распространению семян.

Такие семена имеют первоцвет, подснежник, фиалка, молочай, хохлатка, копытень, чистотел, иван-да-марья, гусиный лук, перелеска, звездчатка, ясменник и др.

Учитель. Наиболее часто мирмекохоры произрастают в нижних ярусах широколиственных лесов. Например, среди травянистых растений дубрав относительная доля таких растений составляет 46%.

Почти всегда муравьи переносят семена раннецветущих растений, плоды которых созревают не позже середины лета. Ближе к осени муравьи перестают собирать семена.

Муравьи не могут унести крупные семена, поэтому диаспоры мирмекохоров обычно невелики, кроме того, в отличие от птиц или даже грызунов, муравьи перемещают семена относительно недалеко (обычно не далее 10 м от родительского растения, редко дальше), однако они уносят почти все опавшие диаспоры, что практически гарантирует их распространение.

Вывод : растения, чьи плоды и семена распространяют муравьи, обычно имеют мелкие семена с особыми питательными выростами. Это в основном травы.

При распространении плодов и семян отношения между растениями и животными, как правило, взаимовыгодные, по принципу ты – мне, я – тебе.

Как называются такие отношения? Приведите известные вам примеры отношений такого рода в природе.

(.)

В старших классах мы узнаем, что такой тип симбиотических отношений в экологии называют мутуализмом.

Далеко не всегда животные переносят съедобные семена и плоды, довольно часто им приходится распространять диаспоры, которые они сами не едят, причем делают это отнюдь не по собственной воле. Многие виды цветковых растений выработали приспособления, благодаря которым их диаспоры способны прикрепляться к телу проходящего мимо животного, а оно переносит их на значительные расстояния.

Такой способ распространения получил название эпизоохории (от греч. epi – на, над, сверху).

Сообщение ученика. Способы прикрепления диаспор весьма разнообразны. Чаще всего для этого используются различные прицепки, которые образуются на отдельных плодиках, плодах или целых соплодиях, но никогда на семенах. У репейника шипиками-прицепками снабжена целая корзинка, несущая десятки плодов. Так распространяются плоды всем известных лопуха и череды. Плод череды несет зазубренные шипы.

Учитель. У других растений плоды или семена выделяют клейкие вещества, с помощью которых диаспоры приклеиваются к телу животного. Очень клейкие плоды имеет тропическое растение пизония. Если его плодов приклеивается слишком много, то зверь или птица оказываются настолько скованными в движениях, что могут из-за этого даже погибнуть. Можно также вспомнить семена бешеного огурца, которые выбрасываются из плода, окруженные клейкой слизью, и прилипают к телу оказавшегося рядом животного

Эпизоохория наиболее характерна для растений самого нижнего, травянистого, яруса. На высоких деревьях плодов с прицепками не встретишь.

Вывод : эпизоохорные растения имеют приспособления – липучки или прицепки на плодах.

А теперь взгляните на коллекции семян, переносимых ветром, лежащие у вас на партах. Эти объекты не имеют ни яркой окраски, ни сильного аромата, ни цепких крючочков. Кто же ими заинтересуется? Что за странные помощники у них? А вот вам словесный портрет-подсказка:

Хоть бескрылый, а летает,
Безголовый, а свистит,
Хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает –
Так порою он сердит!
Только что он был везде –
Миг – и нет его нигде.

Распространение семян и плодов ветром называют анемохорией (от греч. anemos – ветер).

У некоторых растений семена очень мелкие и легкие, как пыль. Поэтому, когда они высыпаются из плодов, их могут переносить даже слабые потоки воздуха. Например, семя орхидеи можно рассмотреть только под микроскопом. Много орхидей встречается в дождевых тропических лесах. Их мелкие семена заносятся воздушными потоками в кроны деревьев. На ветвях они и прорастают.

Весной или в начале лета в еловом лесу можно найти засохшие прошлогодние побеги грушанки с плодами коробочками. Коробочки вскрываются узкими продольными щелями. Если щелкнуть по упругому стеблю, то из щелей высыпятся очень мелкие, как пылинки, семена, и их струйкой отнесет в сторону даже слабым потоком воздуха.

Семена мака высыпаются из отверстий в созревших коробочках. Если растение при этом еще и раскачивается ветром, то дальность распространения семян заметно увеличивается (например, у мака снотворного семена в ветреную погоду могут разлетаться на расстояние до 15 м).

Рассмотрите изображения семян и назовите их приспособления к распространению ветром.

(Правильные ответы отмечаются плюсами на полях тетради .)

Если семена относительно крупные, то у них образуются плоские выросты-крылья или различного рода «оперение». Крылатые семена имеют вяз, береза, граб, ольха, хмель и др. Плоское крыло позволяет семени планировать в полете, а благодаря смещенному центру тяжести семя крутится в воздухе и совершает поступательное движение, что позволяет ему улететь на некоторое расстояние от родительского растения, даже если ветра нет вообще.

У семян других растений бывают выросты в виде хохолка из тонких волосков, крылышка или крыловидной окраины вокруг семени. Хохолок из волосков есть у семян ивы, иван-чая, осины, тополя. Вспомните «тополиную метель» в начале лета.

У ели, сосны, лиственницы на семенах есть крылышки. Одни плоды ветер несет по воздуху, другие гонит по воде, по земле или по снежному насту. Зимой над снежным покровом возвышаются засохшие прошлогодние побеги пижмы, тысячелистника, полыней. Их довольно мелкие плоды осыпаются, и ветер гонит их по снежному насту.

На самом деле анемохорно могут распространяться семена и плоды всех растений, т.к. очень сильный ветер способен перенести и тяжелые диаспоры. Однако в этом случае говорить о приспособлении растения к анемохории, конечно, нельзя.

А вот жизненная форма перекати-поле свойственная травянистым растениям степей и пустынь, приобретающим во время цветения шарообразную кустистую форму, – именно приспособление к анемохории. В этом случае в качестве диаспоры выступает целое растение, которое после созревания семян высыхает и отрывается от корня. Ветер легко гонит такие высохшие кусты, которые, перекатываясь, рассеивают свои семена. К перекати-полю относятся клоповник, василек раскидистый и целый ряд других растений.

Вывод : ветром могут распространяться приспособленные для этого диаспоры – очень мелкие и легкие семена, семена и плоды с крылышками, волосками или же форма перекати-поле.

Распространение семян водой называется гидрохорией (от греч. hydro – вода).

Сообщение ученика. Этот способ присущ в основном водным растениям – кувшинкам, кубышкам, частухе, стрелолисту. Семена или плоды, которые переносятся таким способом, должны обладать двумя качествами: защитой семени от порчи водой и плавучестью. Ткань таких плодов позволяет им оставаться на плаву до нескольких месяцев, а гладкая плотная кожура защищает семена от намокания. Нередко такие семена похожи на надувной матрац. Семя кувшинки, например, окружено особым, похожим на мешок покровом, наполненным воздухом.

Учитель. У разных растений диаспоры способны держаться на воде не одинаково долго. Дольше всего способны находиться в соленой воде без потери всхожести семян плоды некоторых пальм (например, кокосовых) – до нескольких лет. Это свойство позволяет пальмам заселять отдаленные острова.

Вообще гидрохория широко распространена в природе: реки, ручьи, паводковые воды переносят семена и плоды многих растений, причем зачастую на большие расстояния.

Водой распространяются плоды и семена не только водных, но и некоторых наземных растений. Ольха часто растет по берегам рек. Ее плоды, попадая в воду, не тонут и течение уносит их далеко от материнских растений.

Вывод : гидрохоры – водные растения, семена которых не разрушаются водой, легко плавают и долгое время сохраняют жизнеспособность.

В наше время очень важное значение имеет антропохория (от греч. antropos – человек) – распространение семян и плодов человеком.

Роль человека в качестве распространителя диаспор растений проявляется весьма разнообразно. Во-первых, человек способен распространять семена и плоды всеми способами, которые были описаны выше для зоохории (поедая съедобные диаспоры, перенося их на своей одежде, и т.д.). Во-вторых, человек вольно или невольно распространяет растения, когда путешествует, пересылает почту и товары, производит передислокацию войск и т.д. В-третьих, человек часто осознанно распространяет семена, прежде всего в соответствии со своими хозяйственными нуждами или для внедрения новых растений в уже имеющиеся фитоценозы.

Очевидно, в доисторический период роль человека как распространителя диаспор мало чем отличалась от роли животных или птиц. Но по мере становления цивилизации участие человека в распространении растений становилось все более выраженным. Переход от собирательства к оседлому образу жизни сопровождался культивированием вблизи жилища полезных для человека растений. Миграция населения, военные походы, путешествия также способствовали переносу семян и плодов на новые территории. Открытие и освоение новых территорий человеком сопровождалось взаимным обогащением местной флоры. После открытия Америки Колумбом в Старый Свет были перевезены неизвестные доселе растения: томаты, картофель, кукуруза и, к сожалению, табак. Все эти растения, а также много других пришлись по вкусу европейцам и к настоящему времени широко распространились. Вместе с культурными растениями в Европу попали такие сорняки, как мелколепестник канадский, ромашка пахучая и др., а из Европы в Америку – пырей, василек, куколь и др. Однако далеко не всегда искусственная интродукция человеком новых видов оказывается полезной для местных видов, гораздо чаще это приводит к нарушению связей в сообществах. Например, перенесенный на новые территории водяной гиацинт настолько размножился, что полностью вытеснил из водоемов местные виды растений, нарушив тем самым трофические связи, и даже сделал водоемы несудоходными.

Плоды и семена некоторых растений прилипают или прицепляются к мешкам или тюкам с грузом и попадают в вагоны, в трюмы кораблей, в автомобили и самолеты. При разгрузке семена попадают на землю, прорастают, и выросшие из них растения часто находят на новых территориях хорошие условия для жизни. Так из Европы в Америку в свое время был завезен подорожник – обычное растение тропинок и дорог. Коренные жители Америки – индейцы – назвали подорожник «следом белого человека», т.к. его появление – результат передвижения по континенту белых людей.

А теперь вспомните вопрос, прозвучавший в начале урока: чем, на ваш взгляд, можно дополнить этот звуковой ряд?

(Предположительные ответы: отсутствует звук, который ассоциируется с передвижением человека, например любого транспортного средства. )

Как вы думаете, почему вопрос о способах распространения семян так заинтересовал людей? Какое практическое значение могут иметь эти знания?

Человек для пользы дела подглядывает за всем, что его окружает. У природы есть чему поучиться: принципы и механизмы жизнедеятельности растений и животных могут пригодиться в строительстве и архитектуре, создании приборов. Этим занимается сравнительно молодая наука бионика.

Попробуйте установить, какие способы распространения растений подтолкнули человечество к следующим изобретениям: пропеллер, вентилятор, застежка-липучка?

(Предположительные ответы: анемохория, зоо хория. Правильные ответы отмечаются плюсами на полях тетради. )

Если учесть, что среди растений выделяется группа сорных со своими характерными способами распространения, то знание этих способов просто необходимо всем садоводам и огородникам. Для чего?

(Правильные ответы отмечаются плюсами на полях тетради. )

А теперь закрепим то, что вы узнали на уроке. Выберите из предложенных ниже вопросов один, учитывая, что их «стоимость» неодинакова.

Вопросы для закрепления

Вопросы репродуктивного характера (оцениваются как 1/2 +)

1. Что за диво: плод плюется,
Целым в руки не дается?

О каком способе распространения семян говорится в загадке? Назовите это растение.

2. Выбери правильный ответ. Семена некоторых голосеменных и покрытосеменных растений распространяются животными, так как они:

а) очень мелкие и легкие;
б) имеют парашютики или крылышки;
в) содержат питательные вещества, которыми питаются животные.

3. Рассмотрите на рисунке плоды и семена, определите способ их распространения. Ответ обоснуйте.

4. Решите головоломку.

Впишите слова, обозначающие способы распространения плодов и семян, так, чтобы буква «О» у них была общей.

Вопросы на применение полученных знаний в новой обстановке (оцениваются +)

1. Определите способ распространения семян у следующих растений:

– череда трехраздельная;
– одуванчик лекарственный;
– горох полевой;
– кувшинка белая.

2. Плодами вишни лакомятся воробьи и галки. Галка проглатывает вишню целиком, а воробей склевывает мякоть. Какая из птиц является распространителем семян?

3. На открытых пространствах, где пожары полностью уничтожают растительные сообщества, су-
ществовавшие ранее, первыми поселяются определенные виды растений. Подумайте, какой у них может быть способ распространения семян. Ответ обоснуйте. Приведите примеры.
(Это растения, семена которых распространяются ветром. Из травянистых, например, иван-чай. Из деревьев – береза, осина, ива, сосна, ель. )

4. Перечислите способы распространения следующих растений, назовите распространителей.

Вопросы, для ответа на которые требуются дополнительные знания (оцениваются ++)

1. Этот цветок называют слоновым или цветком носорогов. Что это за растение и откуда такое странное название?

2. Плоды шиповника охотно едят мыши и дрозды. Кто из них играет роль распространителя семян?

(Дрозд, т.к. мышь зубами разгрызает семена и этим губит их, а дрозд глотает целиком. )

3. Укажи растение, которое в перечне является «третьим лишним». Ответ обоснуй.

Ель, рябина, кувшинка.

(Вопрос не имеет однозначного ответа, т.к. классификация может производиться по нескольким признакам (цветковые и голосеменные растения, жизненная форма, среда обитания и т.д.). Учителю следует отметить при ответах учащихся те, которые непосредственно связаны с темой урока. )

4. С Галапагосских островов в Калифорнийский университет привезли семена местных помидоров, однако вырастить из них растения не удавалось, пока семенами не накормили гигантских черепах, привезенных с этих же островов. Предложите объяснение этому явлению.

Олимпиадные вопросы

1. Из каких органов растений и частей цветка могут быть образованы крылатые приспособления плодов и семян различных растений?

2. Очень многие растения имеют плоды с мякотью – мясистой сахаристой тканью. А вот происхождение этой мякоти может быть различно. Из чего образуют привлекательную для птиц, человека и других распространителей мякоть различные растения?

3. У некоторых растений цветочные стрелки и стебли, несущие цветки, после отцветания сильно растут. Что это дает растениям? Приведите как можно больше версий.

4. Какими преимуществами и недостатками обладают мелкие и крупные семена?

5. Какую пользу могут получать растения от животных, которые их едят?

Загадки и пословицы

Утверждены

на заседании Ученого совета

Иркутского научно-исследовательского

института эпидемиологии и микробиологии

ЗНАЧЕНИЕ СИНАНТРОПНЫХ ПТИЦ В РАСПРОСТРАНЕНИИ ПРИРОДНООЧАГОВЫХ ИНФЕКЦИЙ И МЕТОДЫ ИХ ИЗУЧЕНИЯ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ (АНТРОПУРГИЧЕСКИХ) ОЧАГАХ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)

Современные знания о природной очаговости болезней человека постоянно дополняются сведениями о значении птиц в распространении многих инфекций. В настоящее время накопился большой фактический материал, свидетельствующий о том, что пернатые, являясь носителями (резервуарами) различных возбудителей и прокормителями их переносчиков, нередко представляют непосредственную или опосредованную опасность для здоровья людей. Уже сейчас можно назвать только для нашей страны более двух десятков патогенных микроорганизмов общих для человека и птиц. Вместе с тем известно, что перелетные птицы заносят на территорию Советского Союза большое число возбудителей и их переносчиков с мест зимовок, расположенных для многих видов в других климатических поясах земли.

В наши дни, когда многими исследованиями доказано огромное значение птиц в инфекционной патологии человека, появилась необходимость передачи опыта их изучения практическим органам здравоохранения и в первую очередь местным (региональным) подразделениям санитарно-эпидемиологической службы.

Настоящие Методические рекомендации предназначаются для ознакомления широкого круга работников санитарной службы и специалистов инфекционных отделений лечебных учреждений со значением наиболее близкой к человеку синантропной группы птиц в поддержании и распространении природноочаговых инфекций в Восточной Сибири, а также с методами их изучения.

Предлагаемые материалы могут быть использованы для распознания клинически неясных форм заболеваний, связанных с "птичьим фактором", для более полной расшифровки эпизоотологической обстановки в обследуемых очагах и служить методическим руководством при исследованиях птиц в таких очагах.

К синантропным обычно относят таких птиц, которые обитают в близком соседстве с человеком и во многом зависят от проявлений его хозяйственной деятельности. Они как правило гнездятся в черте населенных пунктов или в ближайших их окрестностях. Питание синантропных птиц часто носит антропогенный характер, т.к. в их рацион обычно входят семена культурных растений и всевозможные бытовые (пищевые) отходы.

К синантропным птицам относится довольно большое число видов, но не все из них одинаково приближены к обжитым человеком местам. По степени такой приближенности их можно разделить на 3 группы:

1. Облигатные синантропы - виды полностью связанные с населенными пунктами гнездовыми и кормовыми интересами. К ним принадлежат сизый голубь, домовый воробей и ласточка касатка (деревенская ласточка).

2. Факультативные гнездящиеся синантропы - виды селящихся в естественных биотопах и в населенных пунктах. Это скалистый голубь, черный и белопоясый стрижи, удод, малый пестрый дятел, ворона, скворец обыкновенный, полевой воробей, трясогузка белая, большая синица, обыкновенная и сибирская горихвостки, воронок (городская ласточка).

3. Факультативные не гнездящиеся синантропы - виды, не заселяющие населенные пункты, но тесно связанные с ними кормовыми интересами. К их числу относятся орел могильник, коршун, ворон, грач, галка даурская, сорока обыкновенная, сорока голубая, свиристель.

Надо отметить, что не все из названных видов встречаются в Восточной Сибири повсеместно и не везде проявляют себя как представители строго определенной группы синантропов. Например, на территории Восточной Сибири смыкаются границы ареалов двух видов голубей - сизого, в том числе его одомашненной формы, и скалистого. При этом, если сизый голубь, проникая далеко на восток по городам и крупным населенным пунктам сельского типа, повсеместно остается облигатным синантропом, то скалистый голубь в одних местах селится в населенных пунктах, а в других проявляет себя как свободно живущая птица или иначе говоря как представитель третьей группы синантропов. К восточному виду относится голубая сорока, которая в западных районах встречается крайне редко. Редко гнездится на западе Восточной Сибири, притом только в естественных биотопах, удод. Обыкновенный скворец, наоборот, - западный вид, но тоже по мере продвижения на восток сначала проявляет себя как представитель второй группы синантропов, а затем - как представитель третьей группы.

Кроме синантропов в черту городов, поселков и сел проникают десятки не синантропных птиц, однако характер пребывания их в населенных пунктах не носит постоянного устойчивого характера.

Наконец, говоря о роли птиц в поддержании и распространении природноочаговых инфекций, не следует забывать о непосредственных контактах людей с птицами, а именно, с охотничье-промысловыми и птицами, содержащимися в неволе или разводящимися на дому.

В поисках источника инфекции, связанного с птицами, прежде всего следует обратить внимание на орнитоз - заболевание, возбудитель которого в нашей стране распространяется главным образом голубями, дикими водоплавающими и декоративными птицами. В Восточной Сибири антитела к вирусу орнитоза выявлены у домового и полевого воробья, большой синицы, коршуна, вороны и у сизой чайки.

Несомненный интерес представляют птицы как распространители Ку риккетсиоза, т.к. его возбудитель отличается способностью длительно сохраняться во внешней среде и особенно на предметах и продуктах животноводческих хозяйств - на шкурах, шерсти, пере, сыром мясе, в яйцах домашней птицы и даже в яичном порошке. Более того, при Ку риккетсиозе известны множественные пути передачи риккетсий - алиментарный, воздушно-пылевой, трансмиссивный.

Среди сибирских птиц антитела к этому возбудителю зарегистрированы у скалистых и сизых голубей, полевых и домовых воробьев, у большой синицы, вороны, грача, галки, сизой и обыкновенной чаек.

С птицами могут оказаться связаны заболевания токсоплазмозом и лептоспирозами, антитела к которым регистрируются у синантропных птиц.

Наконец, такие инфекции, как клещевой энцефалит и клещевой риккетсиоз Азии, отличающиеся трансмиссивным путем передачи возбудителей, не следует исключать из числа заболеваний, которыми люди могут заразиться в хозяйственных очагах. Это связано с тем, что птицы достаточно часто заносят возбудителей и клещевого энцефалита, и клещевого риккетсиоза Азии в населенные пункты и в места сельскохозяйственного производства - животноводческие фермы, зерновые тока и т.п. В то же время практика клинического и серологического обследования людей не всегда может связать отдельные случаи заболеваний или выявления антител с нападением иксодовых клещей - основных переносчиков возбудителей этих инфекций. Антитела к возбудителям клещевого энцефалита и клещевого риккетсиоза Азии отмечены у большинства представителей всех трех групп синантропных птиц (табл. 1).

Таблица 1

ВСТРЕЧАЕМОСТЬ АНТИТЕЛ У СИНАНТРОПНЫХ ПТИЦ

В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

Группа синантропов Антитела к возбудителям:

¦ КЭ ¦ КРА ¦ КУР ¦ Орн ¦ Тз ¦ Лз

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

I. Облигатные синантропы: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

Голубь сизый ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ -

Воробей домовый ¦ - ¦ + ¦ + ¦ + ¦ - ¦ -

Ласточка касатка ¦ - ¦ - ¦ - ¦ + ¦ - ¦ -

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

II. Факультативные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

гнездящиеся синантропы: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

Голубь скалистый ¦ + ¦ + ¦ - ¦ + ¦ - ¦ -

Удод ¦ + ¦ + ¦ + ¦ - ¦ - ¦ -

Воробей полевой ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ - ¦ -

Синица большая ¦ - ¦ + ¦ + ¦ + ¦ - ¦ -

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

III. Факультативные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

гнездящиеся синантропы: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

Горлица большая ¦ + ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ -

Коршун ¦ - ¦ - ¦ - ¦ + ¦ - ¦ -

Ворона ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ - ¦ -

Грач ¦ + ¦ + ¦ + ¦ - ¦ - ¦ -

Галка ¦ + ¦ + ¦ + ¦ - ¦ + ¦ -

Сорока ¦ + ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ -

Чайка сизая ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ - ¦ -

Чайка обыкновенная ¦ + ¦ + ¦ + ¦ - ¦ - ¦ +

КЭ - клещевой энцефалит, КРА - клещевой риккетсиоз Азии, КуР - Ку риккетсиоз, Орн - орнитоз, Тз - токсоплазмоз, Лз - лептоспирозы.

В связи с вышеизложенным представляется весьма важным показать те формы контактов птиц с человеком и человека с птицами, которые могли бы послужить путем инфицирования людей в хозяйственных очагах.

Непосредственные контакты

К непосредственным контактам относятся: добывание птиц и их гнезд, утилизация охотничьих трофеев, содержание и разведение птиц в неволе.

Наиболее распространенные способы добывания птиц - это ружейная охота и ловля западнями, реже сетями (понцами). Птиц добывают и взрослые, и дети, но дети, кроме того, занимаются разорением гнезд. Как правило, это гнезда воробьев, ласточек, а иногда ворон, сорок и других птиц, гнездящихся в окрестностях населенных пунктов.

В утилитарном отношении наибольшее значение имеют промысловые птицы - куриные (глухари, тетерева, рябчики и др.) и водоплавающие (утки, кулики). Их употребляют в пищу, от них собирают перо, крылья и хвосты используют в качестве декоративных украшений, например, от глухарей, либо как предмет кухонной утвари - крылья уток. В пищу кроме промысловых птиц нередко употребляют голубей, которых отлавливают на чердаках сельских клубов или других строений. Поскольку употребление в пищу добытых птиц связано с предварительной обработкой - ощипыванием, потрошением, то в контакт с такими птицами вступают не только добывающие, но и обрабатывающие лица (члены семьи, экспедиционных отрядов, коллективов, находящихся временно на сельскохозяйственных работах). Кроме самих птиц, в пищу нередко употребляют и птичьи яйца, чаще голубиные, реже яйца глухарей, тетеревов и других птиц.

В последние годы в крупных городах распространилось изготовление чучел, которыми занимаются профессиональные таксидермисты и частные мастера. Такие чучела предлагаются широкому покупателю как сибирские сувениры.

Ловля птиц в Сибири - старинный промысел. Связан он главным образом с отловом и продажей снегирей, синиц, клестов и чечеток. В последнее десятилетие диапазон лова расширился за счет повышения интереса к певчим птицам. Теперь ловят и продают длиннохвостых снегирей, сибирских чечевиц, красноухих овсянок. Исключительно популярными у птицеловов и покупателей стали щеглы и чижи, появившиеся в Восточной Сибири в последние годы в больших .

Кроме традиционных видов певчих птиц птицеловы ловят и случайных. Например, мелких сов, серых сорокопутов, дроздов, овсянок, горихвосток, завирушек, юрков и других. В число птиц, содержащихся в неволе, нередко попадают птенцы ворон, сорок, грачей, галок, сов и дневных хищников. Довольно часто приносят к себе в дом охотники подранков.

В крупных городах Сибири широко практикуется разведение канареек и волнистых попугайчиков. Этих птиц продают в зоологических магазинах и на птичьих рынках. Через зоомагазины постоянно ведется распродажа необычных для Восточной Сибири птиц, которых ввозят в нашу страну из-за рубежа или отлавливают в южных республиках нашей страны. Некоторые любители сами привозят в сибирские города декоративных птиц из Средней Азии, Москвы, Ленинграда и других крупных городов.

В Восточной Сибири повсеместно разводят голубей, не препятствуют заселению ими жилых строений и производственных помещений. Нередко голубей привлекают к жилью, устраивая для них искусственные гнездовья на карнизах и наличниках окон.

Для привлечения птиц в населенные пункты жители городов, чаще на дачных участках, и жители сел у себя во дворах выставляют скворечники и устраивают зимние кормушки.

Непосредственное общение с птицами, уход за ними при содержании в неволе всегда представляют определенную опасность заражения природноочаговыми инфекциями и в первую очередь орнитозом.

Фекальное загрязнение пищевых продуктов птицами

Наиболее интенсивно загрязняются птицами зерновые продукты на открытых и закрытых зерновых токах и зернохранилищах. В этом повинны сизый и скалистый голуби, домовый и полевой воробьи и отчасти вороны и сороки.

Загрязняются птицами и пищевые продукты (мясные, молочные, хлеб и хлебные изделия), если они хранятся на открытых верандах, кладовых и сенях, имеющих крупные щели или незастекленные окна. В городах такие продукты загрязняются птицами на балконах и на карнизах окон многоэтажных домов. Чаще других пищевые продукты загрязняют большая синица, воробьи и голуби.

На открытых и закрытых рынках, а иногда и в хозяйственных магазинах птицы загрязняют овощи, фрукты и другие сельскохозяйственные товары, т.к. воробьи и голуби, постоянно питаясь на рыночных площадях, загрязняют открытые прилавки. В отдельных случаях они проникают в закрытые помещения колхозных рынков, где способны не только находиться длительное время, но даже гнездиться, например, сизый голубь.

Загрязнение птицами производственных и жилых строений

Жилые и производственные постройки загрязняют представители первой и второй групп синантропов, т.е. всеми видами птиц, гнездящимися в населенных пунктах. Наибольшему загрязнению подвергаются чердачные помещения, наличники окон и карнизы. В таких местах, кроме большого количества птичьего помета, скапливается линное перо, перхоть, скорлупа яиц, трупы птиц, неразвившиеся яйца, а также строительный материал гнезд - тряпичная и бумажная ветошь, перо диких и домашних птиц, шерсть сельскохозяйственных и домашних животных и т.п.

Постройки и прилегающие к ним территории в местах обитания синантропных птиц подвергаются интенсивному фекальному загрязнению. Кроме того, птицами загрязняются стены и крыши строений, складские помещения, материалы и имущество, хранящиеся на складах, складская техника. Наиболее интенсивно птицы загрязняют зернообрабатывающую технику и сушильные приспособления на зерновых токах.

Особо следует обратить внимание на фекальное загрязнение тротуаров в местах постоянной прикормки голубей, т.к. это один из путей попадания птичьего помета в жилые помещения.

Все перечисленные формы загрязнения представляют собой опасность заражения людей природноочаговыми инфекциями алиментарным и воздушно-пылевым способом, особенно такой инфекцией, как Ку риккетсиоз, возбудитель которого способен длительное время сохраняться во внешней среде.

Относительно постельных клопов известно, что они совершают перекочевки на лето к гнездам голубей, а с наступлением холодов возвращаются обратно в жилые помещения. При этом они способны сохранять в своих организмах риккетсий - возбудителей Ку риккетсиоза и заражать людей при кровососании.

Связи синантропных птиц с природными очагами

Третья группа синантропов, которую составляют птицы, гнездящиеся в естественных биотопах, но питающиеся в местах сельскохозяйственного производства и в ближайших окрестностях населенных пунктов, выполняют роль посредника между природными очагами и населенными пунктами. Именно эта группа птиц оказывает значительное влияние на зараженность природноочаговыми инфекциями птиц, гнездящихся в населенных пунктах. Немалое значение имеет связь некоторых факультативных гнездящихся синантропов с естественными биотопами. Например, такая связь имеется у полевых воробьев, часть которых гнездится за пределами населенных пунктов, а большую часть послегнездового периода проводит в местах сельскохозяйственного производства или в городах, поселках и селах.

Такие птицы имеют тесные связи с сельскохозяйственными животными и домашней птицей, что является также одной из форм контактов (опосредованных) человека со свободноживущими видами синантропных птиц.

Заключая первый раздел Методических рекомендаций, можно сделать такой общий вывод: птицы (в первую очередь синантропные, певчие и декоративные) представляют собой постоянный элемент природы, сопутствующий человеку в местах его поселений и оказывают на него не только благоприятное (об этом тоже не следует забывать), но и отрицательное в гигиеническом и эпидемиологическом отношении влияние.

Говоря о практическом приложении настоящих сведений о синантропных птицах можно остановиться на ряде вопросов, которые следует задать больному при сборе анамнеза в тех случаях, когда имеются подозрения на орнитозах или при отсутствии обычных доказательств, позволяющих выяснить источник инфекции при обследовании больных клещевым энцефалитом, клещевым риккетсиозом Азии, Ку риккетсиозом, токсоплазмозом и лептоспирозами, а также при дифференцировании диагнозов - "летних гриппов" и лихорадящих состояний с неясной этиологией.

2. Разводит ли больной голубей?

3. Заселен ли дом голубями, в котором проживает больной?

4. Населяют ли голуби и воробьи в большом количестве производственные строения на службе у больного?

5. Были ли случаи нападения очень мелких, с маковое зерно клещей? (Имеется в виду куриный клещ).

6. Есть ли дома клопы и как далеко расположены жилые помещения от мест гнездования голубей?

7. Ловил ли больной (ребенок) птиц и на каких фермах, в поселке, во дворе?

8. Разорял ли он птичьи гнезда?

9. Имеются ли в школе, в зоологических уголках вороны, сороки и другие птицы?

10. Пролегает ли пешеходный путь больного через места кормежки голубей и насколько он постоянен?

11. Добывал ли больной птиц на охоте и каких: промысловых или других?

12. Предшествовала ли заболеванию обработка птиц перед приготовлением пищи и каких - охотничье-промысловых, голубей или других?

Методы исследования птиц в хозяйственных

(антропургических) очагах

Первоначально при работе в очаге необходимо выяснить видовой состав и численность птичьего населения. Видовой состав орнитофауны очага (отдельной фермы, тока, поселка, части города и т.п.) определяют преимущественно визуальным способом путем непосредственного наблюдения и наблюдения с помощью бинокля, а также путем определения отловленных или отстрелянных (в сельской местности) птиц. Видовая принадлежность птиц устанавливается квалифицированным зоологом. В тех случаях, когда не имеется возможности привлечь зоолога, можно ограничиться выявлением голубей, воробьев, ласточек и стрижей. Для определения других птиц можно использовать местные названия как предварительные, рабочие определения. В дальнейшем добытые птицы (по одному, два экземпляра) должны быть переправлены специалисту орнитологу (в областную санитарно-эпидемиологическую станцию, в университет или в научно-исследовательское учреждение, связанное с изучением природы). Не следует доверяться кажущейся простоте обычных птиц, например, определению вороны или большой синицы, т.к. первую можно легко спутать с грачом или вороном, а вторую с синицей московской. Ошибки в определении птиц могут привести к неправильной оценке эпизоотологической ситуации в очаге.

Если в очаге нет других птиц кроме голубей и воробьев, то в таких случаях можно ограничиться собственными определениями, хотя и здесь необходимо четко различать домовых и полевых воробьев.

Домовый воробей в отличие от полевого имеет выраженный половой деморфизм, т.е. у этой птицы самец окрашен иначе, чем самка. Он имеет серую шапочку на темени, а у самок голова окрашена однотонно с остальным оперением.

Для того, чтобы сохранить птиц для определения, достаточно у крупных видов отрезать клюв, крылья, хвост и лапы. Затем присолить места срезов, высушить, оберегая сырой материал от мух под пологом из марли, все завернуть в бумажный (не целлофановый) пакет и снабдить его этикеткой, на которой должен быть указан вид (предварительное определение), номер журнальной записи, дата и место сбора.

Мелких птиц можно мумифицировать путем введения шприцом 10% раствора формалина в кишечник, голову, грудную полость и мышцу. Этикетку следует привязать к лапе.

Численность птиц в очаге определяют визуально и оценивают по трем относительным показателям - низкая, умеренная и высокая. Если за день наблюдений встречено до 10 птиц одного вида, то его численность считают низкой, до 25 - умеренной и свыше 25 - высокой.

Для обследования самих птиц их можно отлавливать живыми с тем, чтобы доставить потом в лаборатории, либо собирать от них первичный материал непосредственно в очаге. Птиц можно отлавливать ночью с помощью электрического фонаря и марлевого сачка в пустующих помещениях и на чердаках. Ослепленные ярким пучком света птицы становятся легкой добычей сборщика. Таким способом можно ловить голубей, воробьев, ласточек и других ночующих в помещениях птиц. В темные ночи тем же способом можно ловить птиц снаружи строений на карнизах, различных выступах строения, в нишах и даже на деревьях. Осенью в городах воробьев можно ловить ночью при уличном освещении, заменив сачок длинной палкой с прикрепленной на конце петлей из рыболовной лески.

Для отлова живыми таких птиц, как ворона, грач, галка, сорока, коршун вблизи ферм и токов можно применить приманки со снотворными препаратами. Приманку готовят по следующему рецепту: к разведенному в горячей воде агар-агару добавляют кровь сельскохозяйственного животного. Для этой цели удобно использовать сгустки, оставшиеся после исследования крови скота в лаборатории. Горячий кровяной агар разливают по лункам доски, предназначенной для постановки серологических реакций, на 1/2 объема. Сверху засыпают смесь порошка, составленного из 3-х частей хлоралгидрата и 1-ой части барбамила или люминала. Затем лунки заполняют агаром доверху. Для этой цели в качестве основы приманки можно использовать мясную обрезь, сырой фарш, рыбу, яйца кур, зерно. В таких случаях снотворные препараты заворачиваются вовнутрь приманки или приманка пропитывается насыщенным раствором препарата. В сырые куриные яйца такой раствор вводят шприцом. Смесь снотворных препаратов и приманочную основу приготавливают в день отлова птиц. Заготавливать приманки впрок и хранить не рекомендуется, т.к. приготовленные из сырых продуктов они быстро портятся. Приманку готовят из расчета: 10 г смеси препаратов на 50 г приманочной основы.

Приготовленные приманки разбрасывают в местах постоянного скопления птиц на кормежках - свалках, скотомогильниках и других кормных местах. Заснувших птиц находят по крику стаи, которая всегда преследует "опьяневшую" птицу или в местах отдыха под отдельно стоящими деревьями, кустами, за фермами у прясел.

Для транспортировки отловленных птиц их размещают по клеткам из следующего расчета: для мелких - не более 10 в клетке с площадью дна 20 х 20 см и для крупных - не более 15 - 20 в клетке с площадью дна 50 х 50 см. В тех случаях, когда нет заранее приготовленных клеток, пойманных птиц можно перевозить в любых ящиках с крышками. Следует помнить, что превышение норм размещения птиц по клеткам ведет к большой гибели их даже при кратковременном содержании в таких условиях.

При массовом обследовании птиц в очагах от них собирают кровь для постановки серологических реакций. Однако со взятием достаточного количества крови нередко возникают затруднения. Это и небольшие, а иногда и слишком мелкие размеры птиц, быстрая сворачиваемость птичьей крови и, наконец, отсутствие опыта в сборе такой крови.

Наиболее эффективен сбор крови у птиц из сердца. Для этой цели пойманную птицу усыпляют хлороформом, поместив ее в плотно закрывающийся сосуд (широкогорлую банку, кастрюлю и т.п.). Затем, для того чтобы приготовить операционную поверхность, перо на груди птицы смачивают дезраствором - 5% раствором лизола или 96% - спирта. Смоченное перо легко и быстро ощипывается и не мешает потом при вскрытии на краях ощипанной поверхности. Шкуру разрезают от нижнего края грудины до зоба и затем отодвигают к бокам птицы. Для того, чтобы проникнуть в трудную полость, защищенную у птиц мощной мышцей и килем, нужно прорезать на операционной поверхности достаточно широкое отверстие. Для этого ножницами срезают нижний край грудины, поперек. В образовавшуюся щель вводят нижнюю браншу ножниц и, прижимая ее режущую поверхность к килю изнутри полости, рассекают грудину от краев щели двумя встречающимися наверху разрезами. После удаления вырезанного клина сердце становится доступным. Сердце сбоку прокалывают пастеровской пипеткой и отсасывают кровь грушей.

Пробирки, приготовленные для крови, и пипетки предварительно надо прополоскать физраствором для избежания преждевременного свертывания крови, а также для хорошего отделения сыворотки. Сыворотку приготавливают обычным способом, помещая кровь сначала в теплое место для образования плотного сгустка, а затем в прохладное для отделения сыворотки.

От крупных птиц таким способом можно взять 10 - 20 мл крови и сыворотки будет достаточно даже для комплексного исследования с несколькими антигенами. Для того, чтобы иметь достаточное количество крови от мелких птиц, можно кровь от 2 - 3 особей объединять в одну пробу.

Синантропных птиц можно добывать путем отстрела вблизи ферм, если имеются условия для соблюдения всех мер предосторожности при стрельбе.

У отстрелянных птиц и даже подранков взять кровь таким же способом, как у отловленных живыми, как правило, не удается. В таких случаях кровь нужно собирать на беззольные фильтры или на фильтровальную бумагу. Фильтр смачивают сначала в области ранения, а затем во вскрытой грудной полости. Желательно пропитать равномерно всю поверхность фильтра. Влажные фильтры просушивают вдали от источника тепла или прямых солнечных лучей. Каждый фильтр должен быть подписан простым карандашом с указанием номера журнальной записи или названия вида, даты и места сбора. Высушенные фильтры можно сохранять в течение 1 - 2 месяцев до лабораторной обработки. Такой способ позволяет доставлять материал из отдаленных мест обследования хозяйственных очагов. Сыворотку крови из фильтров вымывают физиологическим раствором перед постановкой реакции.

Серологическое изучение птичьей крови производится в вирусологической лаборатории областной санитарно-эпидемиологической станции, куда должен поступать материал, собранный в очаге.

Исследование крови птиц с антигенами вируса клещевого энцефалита и возбудителей токсоплазмоза и лептоспирозов не представляет собой особой трудности, т.к. производится по общепринятым методикам, которыми пользуются в практических вирусологических лабораториях. Что касается риккетсиозов и орнитоза, то при серологическом обследовании птиц в реакции связывания комплемента можно получить сильно заниженные или вообще отрицательные результаты. Это связано с тем, что у птиц преимущественно вырабатываются неполные (ингибиторные) антитела. Поэтому для установления действительной инфицированности птиц тем или иным риккетсиозом или орнитозом необходимо исследовать их сыворотки в ингибитерной реакции связывания комплемента, порядок постановки которой приведен на нижеследующем примере работы с антигеном из риккетсий - возбудителей клещевого риккетсиоза Азии.

Для постановки ингибиторной реакции связывания комплемента используют тот же антиген из риккетсий, что и для обычной реакции связывания комплемента. В качестве индикаторной сыворотки можно взять сыворотку крови морских свинок, предварительно иммунизированных возбудителем испытуемого риккетсиоза. За единицу антигена и иммунной комплементсвязывающей сыворотки принимают наибольшее разведение, задерживающее разведение на ++++. Рабочую дозу комплемента устанавливают его титрованием в присутствии антигена. В основной опыт берут одну единицу комплемента. Гемолитическую систему готовят из равных объемов 3% бараньих эритроцитов и гемолитической сыворотки, содержащей три гемолитические единицы. Перед каждым опытом следует определить рабочий титр необходимых ингредиентов реакции путем постановки реакции связывания комплемента шахматным способом в объеме 0,5 мл. Общий объем основного опыта составляет 0,6 мл. Все ингредиенты добавляют в реакцию в объеме 0,1 мл за исключением гемолитической системы, которую берут в объеме 0,2 мл. Оценку результатов реакции проводят по четырехкрестовой системе, принятой при постановке реакции связывания комплемента, но только в обратном порядке.

Схемы постановки ингибиторной реакции:

1. Инактивация испытуемых сывороток в водяной бане при температуре 56° в течение 30 минут.

2. Титрование рабочих ингредиентов.

Основной опыт

1. К испытуемой сыворотке в объеме 0,1 мл прибавить 0,1 мл антигена и 0,1 комплемента.

Приготовленную смесь выдержать в термостате при температуре 37° в течение 25 минут.

Добавить 0,1 мл индикаторной сыворотки и снова выдержать в термостате в течение 45 минут в том же режиме.

2. Добавить по 0,2 мл гемосистемы и снова поставить в термостат до прохождения реакции в контролях.

Опыт сопровождают постановкой контролей всех ингредиентов на антикомплементарность и контролем индикаторной системы.

Профилактические мероприятия в хозяйственных

(антропургических) очагах, направленные на борьбу

с орнитозом и другими, связанными с птицами, инфекциями

Говоря о профилактике в связи с участием птиц в поддержании очагов инфекций в населенных пунктах и местах сельскохозяйственного производства, следует заметить, что она должна быть обязательным элементом общих профилактических мероприятий в очаге. Поэтому нет необходимости здесь описывать известные профилактические приемы, а можно ограничиться специфическими, связанными только с птицами.

В практике санитарной службы широко проводятся дератизационные мероприятия по борьбе с грызунами. В отношении птиц такая мера борьбы может носить лишь ограниченный характер и пожалуй в направлении частичного сокращения численности голубей в неблагополучных по орнитозу хозяйствах и предприятиях. Это связано с тем, что вопрос об истреблении птиц по существу не изучен.

Положительный эффект в борьбе с голубями дает ликвидация гнездовий. Для этого необходимо заколачивать чердачные двери и окна, очищать карнизы и ликвидировать искусственные гнездовья. Эти меры должны в обязательном порядке сопровождаться дезинсекцией гнезд и гнездовий.

На токах, зерноскладах и других хранилищах зерна в сельской местности можно организовать регулярный отстрел голубей с соблюдением правил стрельбы или производить отлов в ночное время.

В целях ограничения распространения птицами инфекций в сельской местности необходимо обратить внимание ветеринарной службы на усиление контроля за порядком и соблюдением правил захоронения трупов сельскохозяйственных животных.

Необходимо включить в программы санитарной пропаганды материалы о значении птиц в инфекционной патологии людей.

Одной из форм санитарной пропаганды должно стать сочетание медицинской тематики с общими проблемами охраны природы в лекциях и беседах для школьников, что послужит относительной мерой сокращения непосредственных контактов детей с птицами.

Басова Н.Н., Черникова Т.М. и др. "Ку лихорадка и орнитоз у диких птиц". Ж. Вопросы вирусологии, 1960, 5.

Бялик З.М. "Лептоспирозы птиц". Тр. 3-й Всесоюзной конф. по лептоспирозам человека и животных. М., 1962.

Вишнякова Л.А. "Ингибиторная реакция связывания комплемента в изучении орнитозной инфекции". Тр. НИИЭМ им. Пастера, Л., 1963.

Дайтер А.Б. "Постельный клоп как возможный резервуар риккетсий Бернета". Ж. Вопросы вирусологии, 1960, 5.

Жовтый И.Ф., Балдаруев В.О. "Случай массового нападения куриного клеща на человека в Сибири". Изв. Иркутского противочумного и-та Сибири и Дальнего Востока, 1957, т. XVI.

Земская А.А. "Гамазовые клещи (Gamasidae) как переносчики возбудителей болезней". Зоологич. ж., 1967, XIV, 12.

Зубкова Р.Н. "Выживаемость риккетсий Бернета в молоке и молочных продуктах". ЖМЭИ, 1957, 9.

Игнатович В.Ф. "К вопросу о сохранении риккетсий Бернета на предметах внешней среды". ЖМЭИ, 1959, 5.

Корытин С.К. "Использование снотворных веществ для отлова диких зверей и птиц живыми". М., 1960.

Краминский В.А., Краминская Н.Н., Живоляпина Р.Р. "Некоторые итоги изучения клещевого энцефалита противочумными учреждениями Сибири и Дальнего Востока". Докл. Иркутского противочумного ин-та, Чита. 1963, 6.

Павловский Е.Н., Токаревич Н.К. "Птицы и инфекционная патология человека" Изд. "Медицина". Л., 1965.

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Задание 1. Тестовые задания .

1. Сколько видов птиц живет сейчас на Земле:

А. 5 тыс.

Б. 7 тыс.

В. 9 тыс.

Г. 12 тыс.

2. Дикие птицы распространены:

A. На всех материках и островах Земли

Б. На всех островах и материках, кроме Антарктиды

B. По всей поверхности Земли

Г. По всей поверхности Земли, кроме Антарктиды

3. Средняя температура тела у птиц равна:

A. Примерно 30 °C

Б. Температуре тела человека

B. Примерно 40 °C

Г. Примерно 45 °C

4. Тело птиц покрыто:

A. Только перьями

Б. Перьями и роговыми чешуями

B. Только чешуями

Г. Перьями и шерстью

5. Лапа птиц не бывает:

А. Двупалой

Б. Трехпалой

В. Четырехпалой

Г. Пятипалой

6. Птицы не строят гнезда:

А. На зданиях

Б. На деревьях

В. В воде

Г. В норах

7. Самое большое количество яиц содержат кладки:

А. Фазана

Б. Воробья

В. Страуса

Г. Орла

8. Яйца птиц покрыты:

A. Мягкой пергаментной оболочкой

Б. Твердой известковой оболочкой только белого цвета

B. Твердой известковой оболочкой разной окраски

Г. Твердой и мягкой оболочкой

9. Кожные железы у птиц:

A. Имеются у всех видов

Б. Отсутствуют у всех видов

B. У всех видов имеется копчиковая железа

Г. У некоторых видов имеется копчиковая железа

10. Пингвины питаются:

A. Только рыбой

Б. Рыбой, ракообразными, моллюсками

B. Рыбой, ракообразными, насекомыми

Г. Водорослями

11. Главные враги пингвинов:

А. Акулы

Б. Акулы и касатки

В. Морские змеи

Г. Люди

12. Главные особенности скелета страусов:

A. Только отсутствие киля грудины

Б. Только отсутствие скелета крыльев

B. Только мощный скелет лап

Г. Мощный скелет лап и отсутствие киля

13. Все гусеобразные хорошо плавают и добывают корм в воде; но к этим способностям не имеют отношения:

A. Плотное оперение, регулярно смазываемое секретом копчиковой железы

Б. Длинная шея

B. Мощные грудные мышцы

Г. Кожистые перепонки на лапах, соединяющие три передних пальца

14. Характерные признаки дневных хищных птиц:

A. Длинные крылья

Б. Длинные лапы

B. Крючковатый клюв и острые когти

Г. Яркая окраска оперения

15. Совы отличаются от дневных хищных птиц:

A. Острым крючковатым клювом

Б. Острыми когтями

B. Рыхлым оперением

Г. Основными объектами питания

16. Наиболее развитые органы чувств у дневных хищных птиц:

А. Зрение

Б. Слух

В. Обоняние

Г. Осязание

17. Наиболее развитые органы чувств у сов:

А. Зрение

Б. Слух

В. Обоняние

Г. Осязание

18. Для большинства куриных птиц характерны:

A. Одинаковые размеры самцов и самок

Б. Одинаковая окраска самцов и самок

B. Более яркая окраска более крупных самок

Г. Более яркая окраска более крупных самцов

19. Воробинообразным птицам свойственно широкое разнообразие; например, по весу самые крупные (назовите) и самые мелкие (назовите) различаются:

А. Вдвое

Б. В 10 раз

В. В 100 раз

Г. В 300 раз

20. Какие признаки не характерны для большинства голенастых птиц:

А. Длинный клюв

Б. Длинная шея

В. Длинный хвост

Г. Длинные лапы

Задание 2. Вставьте пропущенные слова .

1. Больше всего видов птиц в отряде...

2. Меньше всего видов птиц в отряде...

3. Самая крупная ныне живущая птица – ...

6. Самая быстро плавающая птица – ...

7. Более столетия общепризнанным прародителем современных птиц считался..., но за последние два десятилетия обнаружены остатки... и некоторых других наиболее вероятных предков ныне живущих пернатых.

8. Крупные специализированные контурные перья крыльев (...) обеспечивают полет птиц, а перья хвоста (...) – его маневренность.

9. Регулярная, 1–2 раза в год, смена перьевого покрова называется...

10. Пингвины великолепно плавают благодаря перепончатым лапам и крыльям, похожим на...

11. Недоразвитые крылья почти неразличимы у...

12. В отличие от дневных хищных птиц, совы иногда относились к... хищным птицам, благодаря их способности охотиться в...

13. Из одомашненных человеком птиц больше всего видов принадлежит к отряду...

14. Тетерева иногда проводят морозные ночи в рыхлом снегу, ныряя в него по вечерам с...

15. Скворцы, синицы и многие другие дуплогнездники, занимают дупла, выдолбленные...... или искусственные гнездовья, изготовленные людьми.

16. Серые цапли, береговые ласточки, дрозды-рябинники, грачи и некоторые другие птицы для размножения образуют гнездовые...

17. Самая крупная птица, которая охотно поселяется в селах Европейской России и оберегается местными жителями, это... ...

Ответы . 1. Воробьинообразных; 2. Страусообразных (один вид); 3. Африканский страус; 4. Сокол-сапсан; 5. Африканский страус; 6. Пингвин; 7. Археоптерикс, амбиортуса (может быть назван и любой из трех перечисленных за ним видов); 8. Маховые, рулевые; 9. Линька; 10. Ласты; 11. Казуара (крылья полностью отсутствуют у родственного казуарам киви из Новой Зеландии); 12. Ночными, темноте (сумерках); 13. Куриных; 14. Деревьев; 15. Дятлами; 16. Колонии; 17. Белый аист.

Задание 3. Ответьте на вопрос .

1. У большинства птиц птенцов оберегают и выкармливают оба родителя. Но из этого правила есть исключения. Самец какого вида проявляет основную заботу о потомстве: насиживает кладку и заботится о выводке птенцов?

2. У каких птиц самцы не принимают никакого участия в заботе о потомстве?

Ответы . 1. Африканского страуса. 2. Куриных и гусеобразных.

Задание 4. Найдите соответствие .

1. Распределите перечисленных ниже птиц по отрядам:

Пингвины

Казуарообразные

Совы

Куриные

Голенастые

Филин, эму, пингвин Адели, сплюшка, рябчик, выпь, глухарь, китоглав, белый аист, перепел.

(Внимание: один из перечисленных видов, останется нераспределенным, так как он принадлежит к отряду Длиннокрылых.)

Ответ : Пингвины: пингвин Адели; Казуарообразные: эму; Совы: филин, сплюшка; Куриные: рябчик, глухарь, перепел; Голенастые: выпь, китоглав, белый аист.

2. Распределите перечисленных ниже птиц по отрядам :

Страусообразные

Нандуобразные

Гусеобразные

Дневные хищники

Воробьинообразные

Грач, африканский страус, снегирь, сойка, нанду, кряква, скопа, краснозобая казарка, кобчик, гоголь.

Ответ : Страусообразные: африканский страус; Нандуобразные: нанду; Гусеобразные: кряква, краснозобая казарка, гоголь; Дневные хищники: скопа, кобчик; Воробьино-образные: грач, снегирь, сойка.

3. Распределите перечисленных ниже птиц по отрядам :

Гусеобразные

Дневные хищники

Куриные

Голенастые

Воробьнообразные

Иволга, черный аист, серая куропатка, обыкновенная пустельга, белоголовый сип, пеночка-весничка, большая белая цапля, ястреб-тетеревятник, рябчик, лебедь-шипун.

Ответ : Гусеобразные: лебедь-шипун; Дневные хищники: пустельга, ястреб-тетеревятник, белоголовый сип; Куриные: серая куропатка, рябчик; Голенастые: черный аист, большая белая цапля; Воробьнообразные: иволга, пеночка-весничка.

4. Выберите из приведенного ниже списка виды, обитающие в степях, тундрах, на полях, болотах и других открытых пространствах, и распределите их по отрядам.

Казуарообразные

Гусеобразные

Дневные хищники

Куриные

Воробьинообразные

Степной орел, кречет, черная казарка, розовый скворец, серая куропатка, лунь, жаворонок, малый лебедь, белая куропатка, эму.

Ответ : Казуарообразные: эму; Гусеобразные: малый (тундровый) лебедь, черная казарка; Дневные хищники: степной орел, кречет (живет в тундрах), лунь; Куриные: серая куропатка, белая куропатка (живет в тундрах); Воробьинообразные: розовый скворец (живет в степях), жаворонок (полевой)

Казалось бы, зимой сложно наблюдать за жизнью растений – деревья и кустарники в глубоком сне, трава скрыта под снегом. Однако именно зимой мы начинаем наши ботанические экскурсии – вторая половина зимы подходит для того, чтобы начать проращивать на подоконниках семена, пересаживать комнатные растения.

Начнем со знакомства с семенами. Во время прогулки наберите увядшие, но сохранившие форму соцветия травы и сорняков, которые растут в городе (полынь, пижма, тысячелистник, подорожник и пр.). Сразу же сложите их в полиэтиленовый пакет соцветиями вниз. Можно также сорвать плоды деревьев и кустов, которые остались на деревьях зимой – ясеня, сирени, чубушника, рябины, шишки сосны и ели.

Дома возьмите белый лист бумаги и потрясите коробочки семян над листом. Ягоды можно разрезать пополам, коробочки – аккуратно раскрыть.

Какое разнообразие семян! Рассмотрите их форму, размер. Можно зарисовать соцветия или плоды — и семена, которые находились в них, крупным планом.

Задача растения – обеспечить своим «детям»-семенам как можно более комфортные условия для роста. А значит, взойти семена должны как можно дальше от растения-родителя, чтобы не мешать друг другу. Поэтому все семена тем или иным образом путешествуют. Посмотрите на те семена, которые удалось найти вам.

Способы распространения семян растений

Если среди них есть шишки сосны или ели, аккуратно откройте чешуйки шишки. Внутри прячется маленькое семечко-крылатка. Подбросьте его вверх – семечко, кружась, полетит к земле. Сосновые и еловые семена путешествуют по воздуху . Попробуйте вспомнить, какие еще растения отправляют своих детей «в полет»? (Клен, липа, береза, одуванчик, бодяк)

Если вам попались ягоды, извлеките из мякоти семена. Они тоже путешествуют, но совершенно другим способом. Семена рябины переносят свиристели, дрозды и снегири. Ягода – приманка для птицы, но сами семечки птицы не переваривают. Вместе с птичьим пометом семечко окажется на новом месте. Какие еще растения пользуются птичьей любовью к вкусненькому? (Зимой – боярышник, калина, черноплодная рябина. Летом — вишня, клубника, малина)

Кстати, при помощи птиц и белок ищет себе новое место для жительства и дуб. Плоды дуба – желуди – с удовольствием запасают на зиму сойки и белки . Только вот вспоминают про свои запасы не всегда – сойка, к примеру, прячет до ста желудей за сезон, а находит – не больше половины. Остальные желуди взойдут весной на новом месте. (В лесу таким же образом «путешествует» лещина – лесной орех).

Есть у растений и еще один способ передвижения, в котором ему помогают как животные, так и человек. Не попалось ли вам торчащих из снега соцветий подорожника? Есть предание, что в Америке индейцы называли это растение «следом белого человека». Почему? Оказывается, семена подорожника – липкие, они пристают к подошвам обуви . На подошвах семена перебрались через Атлантический океан, где и взошли по обочинам тропинок и дорог, по которым путешествовали переселенцы из Европы. Кстати, русское название подорожника тоже намекает нам на этот хитрый способ перемещения.

Но таким образом путешествует не только подорожник – за одежду и шерсть животных крошечными «крючками» цепляются репешок и череда, прилипает к подошвам полынь. Дети точно могут вспомнить растение, которому сами оказали помощь, играя его цепкими шариками – это лопух со своим плодом–репейником, который так хорошо виснет на куртках и рубашках.

В нашем климате мы не найдем растений, которые используют для перемещения водные пути сообщения. Но есть и такие растения, которые активно их используют. В Ботаническом Петербурга хранится один экспонат: огромное семя. Его нашли в 1921 году на берегу Ледовитого океана. Семена такого размера не растут в суровом северном климате, поэтому находку передали Ботаническому музею. Здесь семя определили — оно оказалось гигантским семенем тропического растения энтады, «слоновой лианы». Наиболее интересная особенность этих твёрдых семян с толстым прочным покровом - их большая плавучесть, семена энтады могут плавать в морской воде и не тонуть в течение целого года. Морские течения разносят эти нетонущие семена по всем тропическим странам. Одно из таких семян и приплыло к побережью Ледовитого океана. Можно попытаться проложить по карте его маршрут! От берегов тропической Америки через весь Атлантический океан до берегов северной Европы проходит громадное течение Гольфстрим. Семя, очевидно, начало своё путешествие где-нибудь на берегу Антильских островов, попало в Мексиканского залива, там его подхватил Гольфстрим и понес мимо полуострова Флориды к северу, а дальше — через Атлантический океан. Проплыв между Исландией и Норвегией к европейским берегам, семя попало в холодное Баренцево море. Тут-то в непогоду его и выкинуло на песок. Таким же образом умеют путешествовать кокосовые орехи.

У вас остались семена, которые вы рассматривали. Если у вас есть возможность – попробуйте посадить их! Горшок лучше всего накрыть полиэтиленовым пакетом, создав таким образом маленький «парник». Можно подписать горшки и провести настоящую научную работу – пронаблюдать, какие семена взойдут первыми, каких всходов окажется больше.

Предлагаю в комментариях делиться своими наблюдениями и дополнениями о том, как перемещаются семена! Очень любопытно! И конечно жду фото

Природа очень настойчива в стремлении помочь растениям распространить свои семена. Она придумала и воплотила в жизнь огромное количество приспособлений, позволяющих появляться новым росткам на огромных расстояниях от материнского растения. Так, например, легкие семена одуванчика снабжены парашютиками, позволяющими им перелетать по ветру, а семена чертополоха прочно цепляются за одежду человека и шерсть животных маленькими колючками-крючочками. А кто может помочь дубу?

Как выглядит желудь?

Дуб - мощное и сильное дерево. У него массивный ствол и могучая крона. Немудрено, что и его семена не отличаются легкостью. Сеятель дуба должен иметь достаточно сил, чтобы поднять и перенести тяжелый и гладкий плод.

Желудь имеет кожистый околоплодник и твердый плюсок (шапочку). Это односемянный плод, образованный из сросшихся упрощенных соцветий дуба. Плоды каштана и бука тоже являются желудями, но в шапочке желудя дуба всегда только один плод, а у бука и каштана плюсок может содержать несколько плодов.

Птица, питающаяся желудями

В лесу живет небольшая птичка с ярким оперением. Называется она сойка. Эта птица - сеятель дуба. По размерам птичка не больше голубя. У нее короткие крылья и сильный клюв. Птичке тяжело преодолевать большие расстояния, но в кронах деревьев она чувствует себя вполне уверенно и способна перемещаться по веткам достаточно быстро.

Чаще всего сойки поселяются в лиственных лесах, где растет множество дубов. Основа рациона птиц - растительная пища, но птенцов они выкармливают насекомыми, да и взрослые сойки не отказываются от животного корма полностью. Но любимое лакомство пернатых непосед - желуди. Птицы раскалывают плотную оболочку клювом, а когда наедаются, начинают растаскивать в укромные места. Готовясь к зиме, сойка может сделать до четырех килограммов запасов, в разных тайниках. Многие тайники забываются, и желуди, спрятанные в хвойной подстилке, прорастают. Именно поэтому люди считают, что сойка - сеятель дуба. Благодаря маленькой запасливой птичке молодая дубовая поросль появляется в разных местах. Это помогает сохранить величественные деревья.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал