Платное образование. Школы в России будут платными. Мифы и правда Закон о введении платного образования для средней школы

Фото: Денис Медведев / PhotoXPress.RU

Весело грызть гранит науки! Было бы на что.

С 1 января 2011 г. у нас опять начнётся новая жизнь. Госдума и Совет Федерации приняли закон, который реформирует бюджетные организации.

За сложными формулировками кроется простая цель - позволить школам и больницам взимать деньги за дополнительные услуги. Чиновники от образования уверяют нас, что финансирование не уменьшится, что лучше брать деньги легально, а не класть в карман нечистого на руку директора… Так ли это, как живёт школа на самом деле и сколько уже тратят родители на образование - в этом разбирались корреспонденты и эксперты « АиФ ».

Пока руководство большинства российских школ размышляет, где теперь заработать денег - на своих же учениках или ещё как-то, в сёлах новый закон даже не обсуждают - здесь нет вариантов вообще хоть где-то взять копейку. А детей учить всё равно надо.

«Где тут у вас можно сумку поставить?» - «В смысле? Ставьте, где хотите, у нас тут воровства нет никакого. 225 учеников, 15 учителей - все ж как на ладони, - Любовь Николаевна Цыбина, директор Беловской средней школы, что в Белгородской области, улыбается и раскрывает правую ладонь, показывая, как именно видно на ней её учеников и учителей. - Ставьте сумку и садитесь манную кашу есть, пока тёплая». Я ем, пытаясь нащупать языком непременные атрибуты всех школьных каш в мире - противные скользкие комочки. Их нет.

Компьютерами и не пахнет

« У нас каждое утро дети пьют молоко с булочкой, едят кашу или фрукты. Бесплатно, за счёт областного бюджета, много ж семей бедных, неимущих, откуда им деньги взять? У нас, например, 32 ребёнка из многодетных семей - у них и обеды бесплатные, как им выживать иначе? Да вы идите и посмотрите - сами увидите, как мы живём». Иду, смотрю и нюхаю - чем пахнет сельская школа?

В медицинском кабинете - почему-то сладким. Спрашиваю у медсестры Виктории Николаевны, на что дети сегодня жаловались. На головные боли. Их по науке лечили цитрамоном, а по-домашнему выводили во двор подышать, отпаивали чаем и кормили шоколадом (вот он откуда, конфетный запах!) для улучшения давления и настроения.

В библиотеке душевно пахнет старыми книгами. Трогательные стенды «С книгой жить - век не тужить», томики Сервантеса или Горького, вне регалий автора одинаково тщательно и любовно подклеены. «Учебники у нас бесплатные, стараемся ) no-repeat scroll right 2px; -moz-background-clip: border; -moz-background-origin: padding; -moz-background-inline-policy: continuous; padding-right: 15px; padding-bottom: 0px; border-bottom-style: dotted; border-bottom-width: 1px; color: rgb(153, 0, 0);">финансово семьи не нагружать, - объясняет Любовь Николаевна, - вот только, чтобы купить недостающие, нужно ещё 111 тысяч рублей». В бюджете этих денег нет, а с родителей взять нечего - значит, в один прекрасный момент учебники исчезнут вовсе?

В кабинете первоклашек пахнет детством. В шкафу - коробка с надписью «Маша-растеряша», в которой смешно перемешаны забытые вещи: краски - с варежками, носки - с зачитанными журналами. Никаких дорогостоящих платных «предпервоклассных» отделений, без которых не обходится ни одна модная московская школа, тут нет. Весной в местный садик начинают приходить школьные педагоги - в игровой форме готовят малышей к началу учёбы. Берут всех. Летом работает адаптационный лагерь - будущие первоклашки приходят в Беловскую школу играть и знакомиться.

В кабинете информатики пахнет… К сожалению, компьютерами здесь и не пахнет. Стоит всего четыре громоздкие машины. Ни одного ноутбука: если надо что-то показывать в другом классе, тащат тяжеленного допотопного монстра со всеми проводами, блоками и «запчастями». При этом ученики регулярно занимают призовые места на компьютерных олимпиадах. Как так? «Всё дело в преподавателе информатики, - шепчет мне директор, - это наш бывший выпускник, Николай Владимирович Молодик, отличник , умница. С утра до ночи в школе пропадает, компьютеры обожает, а дети - его. Все девчонки в него влюблены, но так, по-хорошему».

В столовой пахнет котлетами с пюре - уже обед, в актовом зале - мастикой и энтузиазмом, а в большинстве классов - старыми партами, из прошлого века. Два года делали ремонт, но на всё денег катастрофически не хватает. Удалось поставить где-то евроокно - никак не наберут на жалюзи. Оборудовали в спортзале душ и туалет, зато инвентаря спортивного совсем мало. Ситуация напоминает первоклашку, встреченную мною в коридоре: наверху - нарядный белый бант, внизу - старательно заштопанные колготки…

Сколько стоит любовь?

В Беловской школе каждый учитель знает всё про каждого ребёнка. «Чтобы дети с ума не сходили, не пили, не курили, как в сериале «Школа» показывают, их надо загружать побольше, - говорит директор школы. - У нас они и могилы неизвестных солдат ищут, и в кружке пчеловодства занимаются. Наш Руслан Буханов, умница, стал победителем всероссийского конкурса «Юннат». А ещё дети в ансамбле «Ладушки» танцуют, и английский учат, и деревья сажают, и фотографируют, и на соревнования ездят. Слава богу, в 2006 г. область выделила школьный автобус по губернаторской программе, вот только с бензином тяжело. Впрочем, занять их - мало, - вздыхает директор школы, - детей надо любить побольше, им в семьях этого очень не хватает. И в городе, и в селе. Кто-то из родителей пьёт, кто-то личную жизнь устраивает, кто-то деньги зарабатывает, а на любовь к ребёнку ни времени, ни сил не остаётся. Вот и ходят они недолюбленные, так что учителя стараются не только знания детям давать, а ещё и любовь».

За знания и любовь с 8 утра до 6-8 вечера (бесплатные допзанятия для детей - до конца дня!) учитель сельской школы получает копейки. Средняя зарплата педагога без стимулирующей части - 11 800 рублей (столько же стоят модные замшевые босоножки в центральных магазинах Белгорода!), базовая ставка воспитателя или социального педагога - около 8 тысяч рублей. И при этом с родителей не тянут деньги «на школьные нужды» (в селе людям взять «взносы на жалюзи» неоткуда), наоборот, стараются минимизировать расходы семьи на школу.

Президент Медведев сказал мне: «Я бы на месте государства побольше денег школе выделял, с неё ж всё самое главное в жизни начинается». Одиннадцатиклассник Михаил Медведев знает, о чём говорит, - он в Беловской школе президент детской организации самоуправления «Созвездие». Я с президентом Медведевым согласна. Голый энтузиазм - это похвально, конечно, только от него замёрзнуть можно. Беловской школе не нужны видеокамеры в туалете, как в пафосных московских школах. Они и без этого учат детей не хуже, а даже лучше: их проценту поступления в вузы позавидует любая столичная гимназия. А вот современные книжки библиотеке необходимы - а они по 300 руб. стоят.

Благодарим за содействие Управление образования администрации Белгородского района.

Мнение эксперта

Ефим Рачевский, член Общественной палаты, директор Центра образования № 548 (г. Москва):

Наш Центр образования оказывает платные услуги уже больше 10 лет, потому что закон это позволяет с 1992 года. Новый законопроект даёт дополнительные возможности. Например, если школа имеет http://b2bvideo.ru/images/icons/info.gif ) no-repeat scroll right 2px; -moz-background-clip: border; -moz-background-origin: padding; -moz-background-inline-policy: continuous; padding-right: 15px; padding-bottom: 0px; border-bottom-style: dotted; border-bottom-width: 1px; color: rgb(153, 0, 0);">статус автономного образовательного учреждения (АОУ), то она может иметь счёт в коммерческом http://b2bvideo.ru/images/icons/info.gif ) no-repeat scroll right 2px; -moz-background-clip: border; -moz-background-origin: padding; -moz-background-inline-policy: continuous; padding-right: 15px; padding-bottom: 0px; border-bottom-style: dotted; border-bottom-width: 1px; color: rgb(153, 0, 0);">банке, брать кредиты , сдавать в аренду часть площадей и сама распоряжаться всеми заработанными средствами. Правда, и все риски лягут опять-таки на школу.

Важно понимать, что платить вы будете лишь за услуги, которые не входят в утверждённую государством образовательную программу. Например, у вашего ребёнка английский только 3 часа в неделю, а вы хотите 10 часов. Тогда вы можете запросить дополнительные занятия и платить за них школе. Но никто не вправе заставлять кого бы то ни было быть потребителем платных услуг. Вы заключите со школой договор, где будут прописаны права и обязанности сторон. Отношения семьи и школы будут в таком случае регулироваться и Законом о правах потребителя.

От редакции

Совсем недавно мы писали о судьбе гениального математика Григория Перельмана (см. « АиФ » № 14). Огромным талантом он обладал от рождения, но без возможностей спецшколы, математических кружков и помощи бескорыстных преподавателей едва ли мог бы подняться на вершину мировой науки. Судя по тому, как сейчас живёт этот учёный, вряд ли его семья когда-либо обладала большими деньгами. А теперь представим себе, что где-то уже родился новый гений. И ему за каждый дополнительный урок, развивающий его талант, нужно платить. Будем ли мы через 30 лет гордиться новым россиянином, решившим задачу тысячелетия?

Странно получается: с одной стороны, страна вкладывает все силы в строительство иннограда «Сколково», а с другой - оставляет лишь самые призрачные гарантии всеобщего бесплатного образования. И какими бы благими намерениями ни объясняли потребность в новом законе, его авторы, возможно, не очень хорошо представляют себе жизнь российской глубинки. Она во многом теплится вокруг местных школ. А тем без бюджетной поддержки не выжить, и деньги им взять не с кого. Знают ли об этом законодатели?

Оглушительным хором родителям разъясняют: новый закон об автономных образовательных учреждениях принят на благо детей! Школам и ученикам будет только лучше! Бесплатную часть обучения не урежут! Короче, расслабьтесь, граждане, и не паникуйте: государство о вас позаботилось…

ОДНАКО: Разрешение превратить школу в «автономное учреждение» по факту означает новую стадию монетизации. Но уже не пенсионерских льгот, а жизненно важного права - права на образование. Кстати, медикам тоже дозволено стать АУ, так что готовьтесь.

КАК НА БУМАГЕ: Принят закон о реформировании сети бюджетных учреждений РФ. Отныне все такие учреждения разделяются на три группы: казённые, бюджетные, автономные. В «казённые» попадают детдома и спецшколы - их намерено содержать государство. Бюджетным будут оплачивать выполнение государственного заказа. Для школы это уроки по предметам, перечисленным в государственном стандарте образования. Но не в любом объёме, а столько часов и на таком уровне, который установлен этим самым стандартом. Автономной школе тоже оплатят госзаказ, но разрешат вводить дополнительные уроки, предметы, курсы. (Всё, что лучше, сложнее, больше - только за деньги родителей). Полученной прибылью школа распорядится сама.

КАК ПОЛУЧИТСЯ В ЖИЗНИ: Осенью обещают принять новый закон «О Государственном Стандарте Образования». То есть - о бесплатном минимуме обучения. Какие предметы и насколько урежет российская власть? Неизвестно. Но хорошо известно, что уже сегодня школа, по большому счёту, не даёт достаточно знаний для поступления в вуз. Родителям приходится выворачивать карманы на репетиторов, если ребёнок серьёзно нацелен на институт. А если в этих карманах уже пустовато? Папа безработный, у мамы снизили зарплату в связи с кризисом, всю семью ограбили очередным повышением коммунальных платежей? Опустят имеющийся уровень — и под вопросом реально окажется не только высшее, но и среднее специальное образование!

Преподавателям новый закон тоже не сулит особой радости. При действующей системе оплаты труда «дополнительные доходы» руководство школы сможет тратить на вознаграждение себя, любимых и особо приближённых лиц. Госзаказ будут оплачивать по принципу: конкретная сумма на каждую ученическую душу. От школ уже теперь требуют «конкурировать за привлечение учащихся». А это означает: за «неконкурентоспособность» своего учебного заведения шишки будут собирать обучающиеся в нём дети (оттуда побегут мало-мальски приличные преподаватели).

ОТКУДА ТАКАЯ УВЕРЕННОСТЬ? Вся двадцатилетняя реформа образования в России - это постепенное разрушение советской системы просвещения. Это непрерывное понижение качества образования. Это всё более резкое разделение школьников по главному признаку: толщине родительского кошелька.

Введение единого госэкзамена, деление высшего образования на бакалавриат (равный техникуму, но, пока, частично, бесплатный) и магистратуру (платная специализация), новая система оплаты труда учителей, рост числа «платных мест» в вузах, а теперь и закон об автономных учреждениях - это звенья одной цепи. Господ правителей не пугает закрытие школ, рост неграмотности, деградация науки и прочие неизбежные последствия.

ПОЧЕМУ? Потому что развитие образования было важнейшей задачей в социалистическом государстве, в СССР. Капиталистической России это до фонаря. Это невыгодно - прямой прибыли не даёт, а затрат требует огромных. Рынку не нужны широко образованные, всесторонне развитые люди - ему требуются узкие специалисты. А их наплодить во много раз проще! Когда такой «спец» уже не вписывается в новые требования рынка - его выбрасывают на свалку жизни. Дёшево и сердито. При этом образованный, мыслящий человек быстрее разберётся, откуда ноги растут у жгучих общественных проблем. Или, говоря попросту, не умеющими думать управлять легче! Они не пойдут менять гнилую систему.

ВЫБИРАЙ БОРЬБУ! Нас толкают в число стран «третьего мира», потому что на «развитом Западе», в Европе, заметно движение в другую сторону. Там расширяется сфера бесплатного высшего образования, затраты бюджета на просвещение в разы больше, чем в России. Но там общество, прежде всего - молодёжь - постоянно и жёстко БОРЕТСЯ со своим государством, ЗАСТАВЛЯЯ делать образование общедоступным.

У нас были митинги и даже перекрытия дорог в начале монетизации пенсионерских и инвалидских льгот. Тогда коммунисты призывали здоровых, молодых, работающих: «Поддержите борьбу своих стариков, борьбу инвалидов, многодетных! Позволите безропотно ограбить их - следующими станете вы!» Но… граждане решили, что проблемы это — чужие (каждый за себя!). Отмолчались и отсиделись. Результат налицо, и, к сожалению, это не конец. Отбирать ещё есть что!

Буржуазная власть приняла так много грабительских, живодёрских и людоедских законов, что устанешь воевать с каждым по отдельности. Коммунисты уверены: надо протестовать при очередных планах урезания прав и опустошения карманов трудящихся.

Но ещё нужнее - понять, что капиталистическая система собственности и власти улучшению не поддаётся. Победы в экономической борьбе лишь преходящи и не решают проблем трудового народа. При первой же возможности буржуазная власть сведет все свои уступки на нет.

Трудящимся нужно своё государство (советское), свой строй (социализм). Добиться этого можно организованной борьбой, под руководством своей рабочей коммунистической партии, вооружившись теорией Маркса-Ленина-Сталина. Не следует верить буржуазной пропаганде про то, что все это «утопия». Господа врут, вкладывая во вранье большие средства, так как понимают, что трудящиеся, понявшие, каким образом изменить существующее положение, сметут буржуазный строй с лица земли.

В последние годы российскую прессу и телеэфир заполняют информационные материалы, в которых российской системе образования предрекается переход на платную основу. Причиной такой негативной информации является подписание Президентом Федерального закона № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Слухи о том, что обучение в школе будет платным, возникают уже не впервые. Следуя этому закону, большинство учреждений, относящихся к социальной сфере, перейдут на самоокупаемость с бюджетного финансирования. В списке таких учреждений детские сады, школы, больницы. Бесплатно ребенок может получить несколько основных предметов: математика, русский язык, английский язык, физкультура - по 2 часа в неделю, история - 1 час в неделю. А вот остальные предметы будут платными.

По предварительным расчетам в среднем стоимость обучения составит 6-7 тысяч рублей в месяц. А в год получается 54-70 тысяч и примерно 630 тысяч за весь одиннадцатилетний период обучения. Начальная школа остается по-прежнему бесплатной и список предметов начальной школы также останется без изменения.

Авторы таких негативных статей проводят мысль о том, что в этой стране ничего хорошего уже быть не может. И тем более в сфере образования. Таким образом напряжение внутри общества растет, создаются предпосылки для революционной заварушки. В то же время создаются условия для внедрения «западных передовых образовательных технологий».

Всем этим высказываниям можно противопоставить Статью 43 Конституции РФ, в которой прописано, что

· Право на образование имеет каждый гражданин.

· Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях гарантируется государством.

· Каждый имеет право на получение высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии на конкурсной основе.

· Обязательным является основное общее образование.

Так чему верить?

Как заявляет Министр образования Андрей Фурсенко, в бюджетных учебных заведениях ничего не поменяется, только нелегальные поборы станут легальными. И если раньше определенная часть собранных средств оседала в карманах администрации учебного заведения, то теперь все деньги будут поступать только на счет учреждения.

Средства в бюджетные организации будут выделяться как субсидии, а не по статьям расходов. С момента вступления в силу нового закона распределением средств будут заниматься сами директора школ: на ремонт кабинетов, на покупку нового оборудования или на проведение выпускного бала.

Фурсенко считает принятый закон полезным, так как такие нововведения смогут удешевить образование и позволит исключить несанкционированные поборы за те услуги, которые уже оплачены государством. Кроме того, учащиеся будут обучаться в течение такого времени и изучать такое количество предметов, сколько это положено по Закону РФ.

Татьяна Нестеренко, заместитель министра финансов, говорит, что мнение о том, что часть предметов в школах будут платными, является ошибочным. В новом законе не предусматривается переход на платное образование, утверждает она. Школы обязаны выполнять госзаказ в сфере образования, причем делать это бесплатно. Платными будут только дополнительные услуги или дополнительные предметы.

Школы относятся к бюджетным организациям. Они могут предлагать услуги дополнительных факультативов и платных кружков. Однако, этой же деятельностью школы занимались и раньше. На самом деле в новом законе не прописано, сколько и кому денег давать. Речь идет лишь об изменении механизма доведения денежных средств до образовательных учреждений.

В положениях 83-ФЗ все статьи финансовых затрат для бюджетных организаций четко прописаны. Деньги на их деятельность поступают в строго определенное время через казначейство. К статусу бюджетных учреждений теперь отнесены детские дома, спецшколы, школы при колониях, малокомплектные школы и другие.

Таким образом, не стоит реагировать на публикации о том, что обучение в школах будет платным- в России платного школьного образования не будет! Всеобщее бесплатное образование является одной из гарантированных норм Конституции РФ. С другой стороны к школьному образованию нужно подходить более гибко с учетом современных тенденций.

Совсем недавно узнал об гуляющих в интернетах, причем уже довольно давно, слухах про федеральный закон, суть которого сводится к одному — реформа социального сектора. Причем реформа довольна масштабная, которая в той или иной мере затронет всех граждан страны. Речь идет о переходе государственных образовательных, медицинских, культурных учреждений на новые организационно-правовые формы. Согласно принятому закону (действие которого пока отложено до 1 июля 2012 года), большая часть учреждений социальной сферы – больницы, школы и детсады – перейдут с бюджетного финансирования на самоокупаемость .

Реальный это проект или утка? Давайте попробуем разобраться...

Для начала ознакомимся с самим документом (если найдутся такие желающие):

Федеральный закон РФ 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

Я прочитал его полностью. Закон сложный для понимания, составлен так, что даже специалисту трудно разобраться. И в нем реально есть некоторые факты, действия которых трактуется очень неоднозначно. Теперь я буду немного нагнетать и рассуждать.

Данный законопроект принят в третьем чтении 23 апреля 2010 года Государственной Думой РФ и одобрен 28 апреля 2010 года Советом Федерации. Его ещё называют «закон о монетизации средней школы», изменяющий порядок финансирования бюджетных организаций.

Нужно понимать, что процесс коммерциализации образования и медицины , увеличения количества платных услуг есть процесс постепенный, не одномоментный . Поэтому он не будет привязан к определенным числам. В этом смысле, платными могут стать с первого сентября только дополнительные занятия, кружки, секции, факультативы, остальное будет становиться платным постепенно. Однако это не означает, что не надо бить тревогу. Бюджетная реформа по своим масштабам и разрушительным последствиям для бюджетной сферы сопоставима с реформами Е. Гайдара и А. Чубайса для сферы материального производства. Тем более что и те, и другие реформаторы воодушевлены одной – либеральной, рыночной идеологией.

Итак, прочитайте для начала сей вкратце суть и последствия этого закона:

«Среднее образование в России станет платным с 2012 года. Государственной Думой, благодаря партии «Единая Россия», которая единогласно (314 голосов) проголосовала «за», был принят закон, согласно которому, с 1 сентября 2013 года среднее образование в России станет платным.

Иными словами, государство будет оплачивать не всю их деятельность, как сейчас, а только определенный объем услуг по госзаданию (субсидированию). Все остальное соцучреждениям придется зарабатывать самостоятельно.

Единственное, что ребенок может получить бесплатно – это несколько базовых предметов. Речь идет о русском языке (2 часа в неделю), английском языке (2 часа в неделю), математике (2 часа в неделю), физической культуре (2 часа в неделю) и истории (1 час в неделю). А за такие предметы как рисование, музыка, информатика, физика, химия, биология и др. родителю придется заплатить. По предварительным данным, стоимость обучения в месяц составит порядка 6-7 тысяч рублей. Это порядка 54-70 тысяч в год и около 630 тысяч за все 11 лет обучения.

Отметим, что первые три класса остаются бесплатными и в их программу входит весь набор предметов, что и раньше. Учитывая то, что по официальным данным, у нас 40% населения живет за чертой бедности, чуть больше трети россиян будут безграмотными и не поступят в институт из-за того, что родители этих детей не будут иметь возможности оплатить обучение.

Отметим, что сейчас выплачивается материнский капитал, который составляет 343 278 рублей, но он выплачивается, только если в семье появился второй ребенок. Основной его задачей является помощь семьям в улучшение жилищных условий и оплате обучения ребенка. Однако вышеупомянутая сумма выдается, если у вас два ребенка, и при не хитром подсчете стоимость обучения за двух детей в средней общеобразовательной школе за 11 классов составит около 1,2 миллиона рублей. При этом нужно учесть, что детям нужно еще оплатить детский сад, спортивные и развлекательные секции, снабдить учебниками, купить школьную форму и многое другое. В итоге получается, что в среднем родитель должен будет тратить на 1 ребенка в месяц порядка 20-25 тысяч рублей.

А о том, что сельские школы, которые еще не добила оптимизация, добьет новый закон и вообще лучше не говорить. Ведь на селе школа, которая вдобавок переведена на подушевое финансирование, прибыльной, самоокупаемой быть просто не сможет. А значит, ее просто закроют. Отказ государства от прямого финансирования большинства бюджетных учреждений и переход на госзадания сделают платными и те немногие кружки, которые пока еще остаются бесплатными. Чиновники говорят, что оплачивать нужно будет только дополнительные занятия сверх программы. Но будет ли стимул у педагогов давать нормальные знания в рамках бесплатных часов?

В заключение отметим, что при принятии этого решения мнения граждан Российской Федерации не учитывалось, их просто поставили перед фактом, что со следующего года им придется оплачивать обучение своих детей. Тем не менее, налоги гражданам никто снижать не собирается, напротив, ежегодно появляются всё новые материальные облегчения, которые вскоре, наверно, сравняются с зарплатой среднестатистического жителя России.

Вам, молодым людям, в самое ближайшее время предстоит стать родителями самим. Вы готовы к такому будущему?»

Что говорят об этом наши народные избранники:

Депутат Госдумы, член комитета по бюджету и налогам, экономист Оксана Дмитриева:

«По сути, бюджетные учреждения с вступлением в силу этого закона приобретают правомочия ГУПов, цель которых- не оказание услуг населению, а извлечение прибыли. Увеличение платного образования в сегменте среднего образования произойдет абсолютно точно . Сейчас меняются стандарты образования, и мы не знаем, какими они будут. Соответственно,неизвестно, как будет распределяться госзадание».

Олег Смолин депутат Парламентской комиссии по образованию критикует закон и Реформу:

«Это не школьная монетизация, а всеобщая монетизация всей социальной сферы. Она касается всего образования, а не только школьного. Этот законопроект коснется также всего здравоохранения, всей науки, культуры, физкультуры и спорта. В России 350 тысяч учреждений социального толка и поэтому изменения коснутся практически каждого гражданина России. Этот закон предусматривает коренное изменение характера работы всей социальной сферы. Если ранее, по действующему законодательству, задачей этой сферы было предоставление людям бесплатного образования и медицины, что является их конституционным правом , то по новому закону, бюджетные организации столкнутся с новой задачей - заработать денег на свое существование . И, только, во вторую очередь - оказывать людям свои непосредственные услуги. Если сейчас учредитель (государство или муниципальные органы) обязан финансировать учреждения, то теперь будут финансироваться только госзадания, выданные учреждениям. Есть задание - есть деньги, нет заданий - нет денег. Более отсталые регионы могут столкнуться с разложением социальной сферы. Может быть и другая ситуация: мы вам дали небольшую субсидию, а остальное зарабатывайте как можете. Но даже в Москве образовательные учреждения будут переводить на самоокупаемость. Директора школ уже готовятся к этому. Здесь полный произвол. Если есть деньги в регионе, и он социально ориентирован - то вред от закона сравнительно небольшой. Нет денег и политика антисоциальная - возможности для вреда просто колоссальные. Не выдал задание для школы или больницы, находящейся в центре города. Все она закрывается и на этой земле строят жилье, или торговые центры . По нашим оценкам, этот закон может привести и к переделу собственности в социальной сфере».

Что говорит об этом наша Конституция РФ:

1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального
образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном
или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми
основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает
различные формы образования и самообразования.

Что говорит об этом наше Министерство образования и науки РФ:

Министерство образования и науки Российской Федерации опровергает эти заявления о платном школьном образовании. Суть нового закона в том, чтобы предоставить школам большую самостоятельность, и возможность более гибко распоряжаться своими ресурсами. При этом вопросы образовательных программ и качества образования не затрагиваются.

1. Одной из функций Министерства образования и науки РФ является обеспечение каждого ребёнка качественным бесплатным образованием в школе. Конституция России гарантирует всем гражданам страны бесплатное и доступное школьное образование .
2. Ряд школ в России уже работают по новым финансовым принципам.
3. Существует опыт проекта «Образование», который показывает, что при совершенствовании финансирования и управления
в школах качество образования улучшается, происходит это, потому что:
— количество школьников, обучающихся в современных условиях (оснащённость школ новым оборудованием, благоустройство, высококвалифицированные педагоги) растет;
— информационная открытость школ (школьные советы; публичные отчеты);
— рост доходов учителей.
4. В рамках госстандартов предусмотрено финансирование за счёт бюджета основной образовательной программы, включающей обязательные предметы: русский язык, литературу (чтение), математику, физику, химию, биологию, историю, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технологию (труд), физическую культуру, географию, природоведение (окружающий мир), иностранные языки, родной (нерусский) язык и литературу, информатику и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности.

Реформа бюджетных учреждений никак не повлияет на финансирование школ и не станет причиной перехода к платному образованию, сообщает руководство Минобрнауки. Чиновники опровергают слухи о том, что государство будет финансировать только три бесплатных урока - математику, русский язык и физкультуру, а остальные предметы будут оплачивать родители.

Министр образования и науки Андрей Фурсенк о заявляет, что в связи с новым законом о бюджетных учреждениях расходы родителей на образование детей не вырастут. Информацию о том, что часть уроков в начальных классах станет платной, Андрей Фурсенко не подтвердил (но и не опровергнул) . По его мнению, государственное финансирование школьного курса не сократится. Относительно платных уроков, не входящих в государственную образовательную программу, министр сказал, что «руководство школы должно будет гораздо более серьезно обосновывать в отчетах и размещаемой в интернете информации, зачем сдавать эти деньги, и родители смогут сами решать, а стоит ли, и есть ли за что платить».

«Все разговоры о том, что бесплатными оставят только русский язык, математику и физкультуру- это из анекдотов». «В то же время», продолжил Фурсенко, «учредитель более «продвинутой» школы может расширить стандарт, и в этом случае бюджетное финансирование будет увеличено. Но школа может предложить родителям, помимо обязательных трех часов физкультуры, оплатить кружок, например, тенниса», - добавил он.

Директор института развития образования Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ) Ирина Абанкина назвала информацию о вытеснении бесплатных образовательных услуг «полной дезинформацией»: «Ходят слухи о неких трех бесплатных уроках. Но в законе этого нет. Я стала узнавать, смотрела документы, спрашивала у Игоря Реморенко (заместитель А. Фурсенко, директор департамента госполитики в образовании), не подтверждается и близко эта информация. Сам законопроект вообще не имеет отношения к коммерциализации школьного образования. Он вообще о другом. Закон реформирует не образовательные стандарты, а организационно-правовые формы учреждений социальной сферы. Дает им больше свободы и самостоятельности в распоряжении средствами в обмен на большую ответственность перед учредителем» .

Лариса Попович, заместитель заведующего кафедрой управления и экономики здравоохранения Высшей Школы Экономики (ГУ ВШЭ), эксперт автономных бюджетных учреждений в Татарстане , принимавшая участие в создании законопроекта, считает, что «количество бюджетных организаций, которых в России жесткая прорва, нужно сокращать»: «Большинство из них занимаются тем, что проедают бюджет и выдают на гора непонятно что. Социальная сфера скукоживаться не будет: все будет выполняться ровно в том же объеме, в котором выполнялось. Только выполнять ее будут наиболее эффективные. Что будут делать организации без госзадания? Либо закрываться, либо идти в конкурентный рынок. Да, задача государства разобраться в эффективности всех этих учреждений, которые оно наплодило. Переход к автономным учреждениям нужно ускорять, и это никак не приведет к замещению бесплатных услуг платными ». «Опасение в другом. Что у государства не будет денег на социалку и будут резать всех. И придется честно сказать населению: мы можем учить и лечить вас и ваших детей ровно на столько-то процентов, остальное, извините - сами. Но тратить деньги на содержание спящих от безделья сотрудников всех этих организаций уже невозможно. Те кто визжит и вопит, что этим законом убивают интеллигенцию,- это именно та самая интеллигенция, которая не хочет работать и думать, как развивать эту сферу. Надо смотреть практику, а не выступать с политизированными заявлениями».

Должны ли мы опасаться введения платного школного образования? Создатели законопроекта, чиновники утверждают — нет. Но школы смогут оказывать дополнительные услуги — платные уроки. Простенький пример: в школе преподается один иностранный язык (английский), а родители хотят, чтобы дети обучались ешё и итальянскому языку. Проводится подсчет, сколько будет стоить пригласить преподавателя, купить учебные пособия и т.п. Но, это считается дополнительной услугой, и за это уже платят родители. Семьи, желающие обучить ребенка ещё одному языку, и преподаватель заключают договоры. И на основании договоров семьи получают налоговые вычеты, т. к. деньги были затрачены на образование. Причем стоимость дополнительных услуг не должна превышать стоимость услуг государственных. А, если в школе есть бассейн, то можно создавать различные секции для всех желающих.

Немаловажно то, что школы смогут теперь распоряжаться выданными им государством деньгами на своё усмотрение. К примеру, сэкономили деньги на покупке мела или бумаги — можно их потратить на повышение зарплаты учителям. А раньше была строгая смета с указаниями, на что, конкретно, и сколько денег должно быть потрачено.

Всё это прекрасно. Но давайте еще немного поговорим о рисках этого закона:

Первое . Если не вдаваться в подробности, закон фактически превращает бюджетные (некоммерческие) учреждения в коммерческие организации. И всем понятно, что главная задача коммерческих организаций, в отличие от некоммерческих учреждений, – это уже не социальные блага, а прежде всего, результат коммерческий . В результате качество так называемых услуг в образовании, медицине и культуре может ещё более упасть.

Второе. Бюджетные учреждения, которые вынуждены будут, естественно, зарабатывать деньги, будут стремиться это делать преимущественно за счёт карманов граждан . 83-й закон приведёт к вытеснению бюджетного образования, медицины и культуры так называемыми платными услугами. Причём мы в настоящее время и без того являемся одними из мировых лидеров по развитию так называемых платных услуг.

Третье. Новый закон, предполагает финансирование учреждений путём предоставления им государственных заданий и, соответственно, государственных субсидий. Да, действительно начинается конкуренция за государственные задания на государственные субсидии, но это не конкуренция в рамках образовательного сообщества за внимание граждан, это конкуренция перед государственными чиновниками. Именно государственные чиновники будут определять, кому давать задание, в каком объёме, кому разрешать продавать имущество, какое именно: особо ценное или не особо ценное? А там, где есть возможность выбора для чиновников, есть поле для расширения коррупции . Очевидно, всем известно, можно к этому по-разному относиться, что по данным фонда НДМ, за прошедшее десятилетие объём коррупционных сделок в России увеличился с 40 до 300 миллиардов долларов, то есть сопоставим с федеральным бюджетом. И что, согласно международным рейтингам, мы за это время по уровню коррупции переместились с 90-го места на 154-е.

Четвёртое. Государственные задания, которые предусмотрены новым законом, являются хорошим средством для массовой реструктуризации бюджетных учреждений. Есть задание – существуют учреждения, нет задания – учреждения не существуют . Согласно Гражданскому кодексу, отныне учредитель негосударственного, частного учреждения обязан его финансировать. Государство или муниципалитет как учредитель учреждения финансировать его не обязан, он обязан финансировать только государственное задание. Это закон, резко повышающий ответственность учреждений, и увеличивающий одновременно безответственность государства и соответствующих структур государственного аппарата.

А дальше стоит ждать закрытия школ, больниц, учреждений науки, учреждений культуры . Причём закрытие далеко не всегда будет происходить по соображениям реальным. Например, уже сейчас из центров городов, где стремятся освободить место для будущего элитного жилья или офисов, постепенно вытесняются социальные учреждения .

Пятое . Понятно, что ликвидация учреждений может привести к значительному росту так называемых высвобождаемых или, говоря по-русски, безработных . И без того сокращение персонала в науке превысило два раза в послесоветский период. По заявлению министра образования и науки в ближайшее время нам предстоит сократить 100 тысяч вузовских преподавателей и 200 тысяч учителей. В последние годы сокращение числа учителей вдвое превосходило сокращение числа учеников.

Шестое. Вследствие этих причин можно ожидать роста социального напряжения в обществе . Это будет происходить постепенно, но социальное напряжение будет накапливаться, создавая потенциальную, труднопрогнозируемую угрозу. Наконец, закон приведёт к дальнейшему ухудшению данных человеческого потенциала в нашей стране. В конце советского периода мы входили в десятку, в 1992 году были тридцать четвёртыми, в конце 90-ых годов – пятьдесят пятыми, а в настоящее время мы занимаем шестьдесят шестое место в рейтинге ООН о развитии человеческого потенциала. Попытка интеллектуальной монетизации или монетизации духа, вызовет только дальнейшее падение интеллектуального потенциала нашей страны.

2) И еще почитайте статью Павла Дурова « ». Искренне хорошая статья.

3) А вот что уже делается в этом направлении:

Почему я пишу всё это. Мне не безразлично то, что происходит в стране. В частности, что касается образования и воспитания. Человечество, гражданское общество, люди в отдельности формируются на этапе воспитания и образования. И тот упадок, что с каждым годом наблюдается в сфере образования РФ как начального, среднего, так и высшего, заставляет очень сильно задуматься — а что дальше? Какое поколение придет на смену нашему. Я хочу, чтобы оно было здравомыслящим, умным, с живым любознательным блеском в глазах. Я хочу, чтобы это было поколение изобретателей, людей, которые привнесут в эту жизнь больше, чем заберут. Но пока действия государства говорят об обратной тенденции. А что вы думаете по-поводу этого закона?

  • Нет похожих статей.

В российских школах продолжается модернизация системы среднего образования, цель которой до сих пор не вполне понятна многим учителям и родителям школьников. Послание Дмитрия Медведева к Федеральному Собранию, в котором в очередной раз говорилось о необходимости повышения качества образования и мерах, которые для достижения этой цели президент считает нужным предпринять, встревожили педагогов еще больше. Как относятся к реформе среднего образования представители педагогической общественности?

В 2010 году, заявил Дмитрий Медведев, должны быть реализованы преобразования, закрепленные в специальном плане "Наша новая школа". Например, единый государственный экзамен останется основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, к работе в школах будут привлекаться те, кто "способен обеспечить более качественное профильное образование для старшеклассников". По мнению редактора сайта "Завуч.инфо" Евгения Барановского , учителя этих нововведений не одобряют:

– Педагогическое сообщество не понимает, к чему мы идем. Мне кажется, нужно больше информировать педагогов и родителей. Нужно, наверное, определить, какого выпускника в 2020 году мы хотим видеть, к чему ведем нашу реформу образования, кто будет работать в образовательных учреждениях - люди, которые проходят курсы педагогического мастерства, или все-таки профессиональные педагоги. Высказывания президента о том, что в школах могут работать люди, пройдя курсы либо мастер-классы по работе с детьми, не находят положительного отзыва у профессиональных педагогов…

В одной из последних новостей, опубликованных на сайте "Завуч.инфо", говорится о том, что в рамках модернизации средней школы в образовательных учреждениях останется только три бесплатных урока. Вторая тройка часов будет финансироваться государством только на 30 процентов.

– В надежности нашего источника информации мы абсолютно уверены, – комментирует новость Евгений Барановский . – Сопоставим информацию нашего источника и те предложения, которые выносит Министерство образования, а также заявление президента о том, что в отрасль образования нужно привлекать менеджеров из различных отраслей экономики без педагогического образования (менеджер по определению, наверное, не педагог, а человек, который умеет искать деньги и зарабатывать). Далее примем во внимание укрупнение школ, подушевое финансирование: сколько детей в школе, столько и денег выделяется школе. Не забудем и другие тезисы из послания президента - по поводу того, чтобы приравнять коммерческие образовательные учреждения к статусу государственных образовательных учреждений... Наверное, всё это подтверждает информацию нашего источника, что российское среднее образование идет именно к такой - платной - структуре.

В Министерстве образования и науки эту информацию опровергли, но комментировать не стали. Причину появления информации о введении частично платного общего образования объяснил заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию Олег Смолин :

– Подобного рода слухи появились еще в 2004 году, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко, выступая в Совете Федерации, внес предложение: сократить на четверть стандарты, учебную нагрузку, сделать четверть уроков факультативными и, следовательно, платными. А родителям из наиболее бедных семей компенсировать затраты на оплату этих уроков. Тогда это вызвало массовое возмущение граждан. Возможно, не все помнят, что в июне 2005 года Владимир Путин заявил: "Напротив, мы выступаем за закон об обязательном и бесплатном, общедоступном полном среднем образовании". Кстати, такой закон принят - правда, в очень усеченном, искаженном виде. На данный момент в моем понимании ни Конституция, ни действующее законодательство без внесения изменений не дают возможности внедрения частичной оплаты среднего образования.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал