Формирование новых знаний
Цель: Познакомить детей с составом числа 7 из двух меньших.
Задачи:
- познакомить с числом и цифрой 7;
- учить детей составлять число 7 из двух меньших чисел;
- закреплять знания состава чисел 2-6;
- закреплять названия дней недели;
- упражнять в счете в пределах 10, учить называть «соседей» названных чисел, различать и называть цифры по порядку;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать логическое мышление учащихся;
- продолжат формировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение; умение работать самостоятельно;
- продолжать развитие математической речи уч-ся в ходе комментирования, объяснения;
- тренировать внимание;
- развивать творческие способности учащихся;
- воспитывать любознательность.
Ход занятия
Организационный момент
Мы гостей сегодня ждали
И немного все переживали.
Хорошо ли мы умеем
И решать, и отвечать?
А теперь вперед, за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.
Математическая разминка:
Выложите числовой ряд от 1 до 10;
Мальчики считают от 1 до 10, девочки от 10 до 1;
Счет от 4 до 9, от 8 до 2;
Назовите число, следующее за числом 4, 8;
Назовите число, которое стоит перед числом 3, 7;
Назовите число, которое стоит между числами 8 и 6, 4 и 2;
Назовите соседей числа 5, 9.
Состав числа 6 (1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1)
Воспитатель : Ребята подскажите, как называется этот цветок, и из какой он сказки?
Дети : Цветок называется цветик-семицветик, из сказки Катаева «Цветик – семицветик».
Воспитатель : А кто может сказать, почему волшебный цветок назвали цветик-семицветик?
Дети : Потому что у него 7 лепестков и все они разного цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).
Воспитатель : Правильно, у этого волшебного цветка лепестки раскрашены в семь цветов. Ребята, вспомните, а где ещё встречается такое сочетание цветов?
Дети : В радуге тоже 7 цветов.
Воспитатель : А кто знает стихотворение, которое помогает запомнить название и расположение цветов в радуге
Дети : “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.
Воспитатель : Давайте его повторим и запомним.
Воспитатель : Лепестки и у семицветика, не простые, а волшебные. На каждом лепестке написано задание, которое нужно выполнить.
Постановка темы урока
Задание 1
Воспитатель : Давайте прочитаем ряд чисел; все ли в порядке?
Дети : Не хватает числа 7.
Воспитатель : Между какими числами стоит число 7? Ваш правильный ответ помог вернуть число на место.
Воспитатель : Посмотрите, как выглядит цифра 7. (прописать в воздухе).
Задание 2
Воспитатель : Вспомните в названиях, каких сказок встречается число 7?
Дети : «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»…
Воспитатель : Ребята, а вы знаете кто автор этих сказок?
Дети : «Волк и семеро козлят»- русская народная сказка, «Белоснежка и семь гномов» сказка братьев Гримм, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»- А.С. Пушкин.
Задание 3
Воспитатель : Отгадайте загадку:
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний -
Появляется передний.
(дни недели)
Воспитатель : Сколько дней в неделе? Назовите первый день, третий. Какой сегодня день? Какой день был вчера? Какой будет завтра?
Задание 4
Физминутка
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем.
На счет три - прижмем к плечам, на 4 - к небесам
Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись
Про пятерку не забудем - добрыми всегда мы будем.
На счет шесть прошу всех сесть.
Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я.
Изучение нового материала
Задание 5
Состав числа 7
Воспитатель : Ребята нам нужно заполнить все этажи в домике, возможными вариантами состава числа.
Я нашел в дупле у белки
6 лесных орешков мелких.
Да ещё 1 лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка!
Воспитатель : Сколько орешков у белки?
Дети: всего 7 (6 и еще 1, дети заполняют домик).
Воспитатель :
Пять синиц на ветку сели,
К ним две галки прилетели.
Сосчитайте быстро детки,
Сколько птиц сидит на ветке?
Дети: всего 7 (5 синиц и 2 галки, дети заполняют домик)
Воспитатель :
Группа малышей- утят
Плавать и нырять хотят
Четверо уплыли далеко,
Три нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Дети : всего 7 (4 уплыли и 3 нырнули, дети заполняют домик)
Воспитатель :
Три книжки у Павлушки,
Четыре – у Андрюшки.
Сколько книжек у детей?
Ну-ка, сосчитай скорей.
Дети: всего 7 (3 у Павлушки и 4 у Андрюшки, дети заполняют домик)
Воспитатель :
Два щенка-баловника
Бегают, резвятся.
К шалунишкам пять друзей
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей?
Дети : всего 7 (2 и еще 5, дети заполняют домик)
Воспитатель :
В лесную школу на урок
Бежит, торопится сурок.
А в классе том уже сидят
6 пушистеньких зайчат.
Я прошу вас отвечать,
Сколько зверей учиться хотят?
Дети : всего 7 (1 сурок и 6 зайчат, дети заполняют домик).
Воспитатель : Молодцы, весь домик заселили! Давайте повторим состав числа 7.
7 – это 6 и 1; 5 и 2; 4 и 3; 3 и 4; 2 и 5; 1 и 6.
Задание 6
Воспитатель: Ребята, понравился вам цветик – семицветик? Я хочу предложить вам сделать свой волшебный цветок. Посмотрите какие геометрические фигуры лежат у вас на столе? (квадраты и круг) Посчитайте, сколько квадратов? (7) Сколько кругов? (1). Чтобы сделать лепестки, нам надо сложить квадрат по диагонали, какая фигура у вас получилась? (треугольник). Складываем уголки к линии сгиба, и получаем лепесток. Сколько у вас должно получиться лепестков? (7). А как вы думаете зачем нам круг? (сделать у цветка серединку). Дети выполняют задание.
Молодцы какие красивые цветики-семицветики у вас получились, можете загадать желание и оно обязательно исполнится.
Воспитатель : А на нашем семицветике остался последний лепесток с заданием.
Задание 7
Воспитатель : Вспомните в каких пословицах и поговорках встречается число 7.
Дети : Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Лук от семи недуг.
Подведение итогов
Воспитатель : Молодцы, справились со всеми заданиями. Давайте перечислим все цвета по порядку. Кто запомнил волшебную фразу? Какое число было главным сегодня на уроке?
Чем лучше ребенок представляет в своей голове состав числа и чем быстрее и правильнее он может разложить число на 2 других, тем легче ему будет решать любые уравнения на сложение и вычитание. Поэтому тема важная и нужно проработать ее с ребенком со всей ответственностью, чтобы он на загибал пальцы, считая 6-3, а сразу сказал 3. Для начала познакомьте ребенка с домиками на состав числа, заселенными циферками. Скачать и распечатать их можно на странице Домики "состав числа" >> Затем знания необходимо закрепить. А самое лучшее средство доведения навыков до автоматизма - это математический тренажер. В нашем тренажере задания разноплановые. Чтобы ребенок не уставал, мы предложили на одном листе не только домики, но и примеры на сложение и вычитание по составу числа, на нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого или уменьшаемого, и умные задачки. Кликайте по нужным страницам и открывайте их в полном размере, далее можно сохранить картинку себе на компьютер и распечатать. При печати на листе а4 есть возможность разрезать один лист на 2 и растянуть задания на 2 дня, чтобы уменьшить нагрузку на ребенка. После выполнения задания ребенок или взрослый отмечает, как он его оценивает: не очень хорошо - тучка, хорошо - смайлик, отлично - солнышко.
Скачать и распечатать тренажер на состав числа от 2 до 10
А теперь вразброс. Так же разрезаем на 2 части и решаем.
Ергалиева Курманай Казикановна, учитель начальных классов
I квалификационной категории КГУ «Чувашинская средняя общеобразовательная школа» Зелёновского района
Западно-Казахстанской области
Тема урока: «Состав числа 7». Учебно-воспитательные задачи:
- образовательная:
обучение составу числа 7, составление соответствующих равенств, их запись и чтение, повторение состава чисел 2, 3, 4, 5, 6;
развивающая:
развитие вычислительных навыков, памяти, математической речи, наблюдательности;
воспитательная:
подготовка к практической деятельности, привитие познавательного интереса к предмету.
Ход урока
- Оргмомент.
Речёвка: «Математика пришла,
Занимай свои места.
Найди для головы
Полезное занятие.
Чтоб от безделья не страдать,
Полезно голову ломать!»
- Устный счёт:
Работа по учебнику.
Задание 1.
Что вы видите на рисунке? (молотки)
Сколько их? (7)
Сравните их.
(6 молотков с коричневой ручкой, а 1 – с красной. Всего 7.
5 молотков с пятиугольной головкой, а 2 – с фигурной. Всего 7.
4 маленьких молотка и 3 больших. Всего 7.)
Задание 2.
Составьте выражения на сложение и вычитание, используя рисунки. Запишите выражения в тетради.
Назовите компоненты сложения и вычитания.
(Слагаемое, слагаемое, значение суммы. Уменьшаемое, вычитаемое, значение разности.)
Задание 3. Измерьте красный и синий отрезки.
Какой длиннее? Почему? Какой короче? Почему?
Минутка отдыха (изображение цифры 7).
Задание 4. Сравните числа.
0 5 см 3
7 = 7 7 см = 7 см 7 > 6 7 см > 4 см
Задание 5. Восстановите числовой ряд.
Задание 6.
Кто в домике живёт? (1, 5, 3)
Задание 7. Найдите значение выражения.
5 + 2 = 7 7 – 2 = 5 7 – 5 = 2
4 + 3 = 7 7 – 3 = 4 7 – 4 = 3
0 + 7 = 7 7 – 7 = 0 7 – 0 = 7
7. Итог урока. - Что нового узнали на уроке? - Назовите состав числа 7. 8. Оценка работ учащихся.Под каждым заданием, для изучения цифры 7 вы найдете картинку, которую можно распечатать и использовать как дидактический материал для занятия с ребенком.
Задание 1. Написать в прописи цифру 7.
Задание 2.
Найти на картинке все цифры 7 и обвести их в кружочки.
Задание 3.
Соединить цифры по порядку и раскрасить получившуюся картинку. (цифры от 1 до 7)
Задание 4.
Раскрасить фрагменты картинки с цифрой 7 синим карандашом. Что получилось.
Задание 5. Провести лягушку к болоту, следуя по цифрам 7.
Задание 7. Вписать в цифровые ряды недостающие цифры (от 1 до 7 и от 7 до 1)
— Рассмотреть кости домино и дописать на пустой половине количество точек, чтобы получилось 7. На их основе расписать состав числа в виде примеров на сложение.
— Заселить домик. (состав числа 7)
— Напротив каждого примера закрасить нужное количество клеток двумя разными цветами (Взять синий и красный карандаш. Напротив примера 6+1=7 — 6 красных клеток и без пропуска 1 синяя клетка.7+0=7, 6+1=7, 5+2=7, 4+3=7, 3+4=7, 2+5=7, 1+6=7, 0+7=7)
— Решить веселые примеры. Результат записать в квадратики. (примеры на сложение и вычитание одинаковых предметов, на основе состава числа 7)
— Раскрасить грибочки, сумма чисел на которых равна 7
— Решить задачи, используя счетный материал (результат должен равняться 7)
- На яблоне сидело 5 птиц, к ним прилетели еще 2 сороки. Сколько птиц сидело на дереве?
- Собака сгрызла 6 косточек, потом еще 1. Сколько косточек сгрызла белка?
- У Даши было 7 шаров, 2 шара лопнуло. Сколько еще шаров осталось у Даши?
— Перечислить дни недели. Как называется седьмой день.
— Чего больше цветов или бабочек? (бабочек 7, цветов 6. Соединить линиями. Чего больше, меньше. Сколько не хватило цветов?)
— Раскрасить 7 бананов желтым цветом, а остальные – зеленым.
— Найти цифру 7 и раскрасить ее.
— Сосчитать количество животных в рамке. Вписать соответствующее число.
— В каждом ряду пронумеровать предметы по порядку, начиная с самого маленького.
— Решить пример и соединить белочку с соответствующим орешком. (на белочке написан пример, на орешке ответ)
— Сосчитать количество бананов, апельсинов, ананасов на рисунке. Результат записать в соответствующие окошки. Сравнить. (бананов 6, апельсинов 7, ананасов 8)
— Решить примеры на яблоках и грушах. Соединить линиями яблоки и груши, на которых получились одинаковые ответы.
Видео задания, «Пиши правильно цифру 7»
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра. Именно поэтому всё обучение должно проходить в игровой форме.
Состав числа начинают учить в подготовительной к школе группе. Материал для дошкольника сложный, но игровые приёмы помогут успешно справиться с задачей.
Примеры игр и заданий. (Все игры приводятся для изучения состава числа 5)
1. Игра с цветными кружками.
Для игры вам нужно подготовить двусторонние цветные круги. Одна сторона красная, вторая - синяя (к примеру)
Сколько здесь всего кругов?
Вы переворачиваете один круг синей стороной кверху.
Сколько стало кругов?
Выясняете, что количество не изменилось, но число 5 составили другим способом 1 + 4.
Аналогичную работу проводите до тех пор, пока все красные круги окажутся перевёрнутыми.
2. Решение "весёлых" задач.
Так называются задачи - вопросы в стихотворной форме. Перед началом игры нужно подготовить те же круги, которыми мы пользовались в первом задании и сделать подборку задач.
Например:
Два рыжих кота на крылечке сидели, (ребёнок откладывает в сторону 2 красных круга)
Три чёрных кота в окошко глядели. (3 синих круга)
Ну, и кто же ответить готов,
Сколько здесь всего котов?
Ребёнок пересчитывает круги, говорит ответ. Если у вас получится создавать картинки, по которым вы сможете ещё раз проверить решение задачи, вы получите дополнительную возможность закрепить состав числа.
3. Игра "Кто в домике живёт?"
Ребёнку необходимо вписать цифру, дополняющую цифру в первом столбце до 5.
4. Игра "Угадай - ка"
У вас коробка с кубиками. Вместе с ребёнком пересчитываете количество кубиков (В данном случае их 5), затем накрываете коробку салфеткой и вынимаете некоторое количество кубиков из коробки.
Я вынула 1(2, 3, 4) кубик. Сколько кубиков осталось в коробке? Как ты догадался?
- Осталось 4(3, 2, 1) кубика. 5 это 1 +4.
5. Игра "Магазин"
Вы можете продавать всё, что вам удобно - книги, чашки, ложки, карандаши... Единственное условие - цена на товар одинаковая (в нашем случае, 5 рублей) и соответствует изучаемому числу. Ребёнку нужно дать набор цифр, так, чтобы он мог складывая 2 числа получить нужное. Если вы дадите ему " настоящие" детские рубли - игра станет более привлекательной.