Где находился Вавилон? Какой город находится сейчас на месте древнего Вавилона? Вавилония Эдем в Ираке

В истории человечества есть много полулегендарных периодов. Существовавшие тогда города и царства порой окутаны целым сонмом мифов и преданий. Даже у профессиональных археологов и историков имеется достаточно мало данных, относящихся к тем временам, что уж говорить о рядовых обывателях. Знаете ли вы, когда образовалось Вавилонское царство?

Вавилон - город библейского масштаба, его постоянно упоминают практически все выдающиеся мыслители, ученые и военачальники тех лет, но об истории этого удивительного памятника древних цивилизаций рассказывается намного реже. Дабы развеять завесу тайны над этой историей, мы приготовили эту статью. Читайте и узнавайте!

Предпосылки возникновения

В XIX-XX веках до Рождества Христова распалось Шумеро-Аккадское царство, которое находилось на территории Месопотамии. В результате его развала образовалось множество других государств меньшего размера.

Город Ларс на севере тут же объявил себя самостоятельным. На реке Евфрат образовалось царство Мари, Ашшур возник на Тигре, в долине же Диялы появилось государство Эшнунна. Именно тогда началось возвышение города Вавилона, название которого можно перевести как Врата Бога. На трон тогда взошла Аморитская (первая Вавилонская) династия. Историки считают, что ее представители правили в период от 1894 до 1595 годов до нашей эры. Совершенно точных данных нет, но ее основателем принято считать царя Сумуабума. Вот когда образовалось Вавилонское царство. Разумеется, что в те годы до полного расцвета и могущества ему было еще далеко.

Преимущества

Вавилон выгодно отличался от многих своих соседей своим положением: оно одинаково хорошо подходило как для обороны, так и для экспансии на территории противоборствующих царств. Находился он в том месте, где величественным Тигр сливался с Евфратом. Здесь было полно воды, которая использовалась в ирригационных системах, тут же сходились важнейшие торговые артерии того времени.

Расцвет города связывают с именем знаменитого Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), который был не только талантливейшим управленцем, но и ученым, астрономом, полководцем и софистом. Сперва он заключает военный союз с Ларсой, чтобы развязать себе руки для нападения на южные города. Вскоре Хаммурапи заключает союзнический договор с Мари, где в то время правил дружественно к нему настроенный царь Зимрилим. С его помощью правитель Вавилона полностью разгромил и подчинил себе Эшнунну. Проще говоря, Вавилонское царство образовалось в период с XX по XIX век до нашей эры, после чего быстро стало набирать вес в политической нише того времени.

После этого Мари стала не нужна Хаммурапи: он разорвал союзнический договор и напал на владения вчерашнего партнера. Сперва ему удалось быстро подчинить себе город, и даже Зимлирим остался на своем троне. Но впоследствии тому не понравилось быть пешкой, а потому он восстал. В ответ Вавилон не только повторно завоевал город, но и сравнял с землей его стены и дворец правителя. На Севере к тому времени оставалась могучая когда-то Ассирия, но ее правители тут же признали себя наместниками Вавилона.

Вот когда образовалось в современном понимании этого слова. Оно было большим и могучим, его правители привечали ученых, инженеров и архитекторов, философов и медиков.

Законы Хаммурапи

Но царь Вавилонского царства Хаммурапи во многом известен вовсе не своими завоеваниями, а тем сводом законов, которые издал лично:

  • В том случае, когда строитель, построивший дом, сделал это плохо, и здание рухнуло, убив его владельца, строителя следует казнить.
  • Врач, сделавший неудачную операцию, лишался кисти правой руки.
  • Свободный человек, укрывавший в своем доме раба, будет казнен.

Эти законы Вавилонского царства были высечены на огромных базальтовых столбах, которые стояли во всех концах Вавилонского царства.

В чем заключался подъем Вавилона?

Во времена этого правителя в тех краях бурно начало развиваться сельское хозяйство. Большие успехи ученые Вавилона делали в области ирригации пустынных земель: один из каналов был настолько велик, что его уважительно прозвали «Рекой Хаммурапи».

Не менее активными темпами шло становление скотоводства. В государстве появляется все больше и больше ремесленников. Растет и ширится внутренняя и международная торговля. В частности, по тем временам именно эта страна стала основным центром экспорта дорогих кож, масла и фиников. На внутренний же рынок рекой текли металлы, керамика и рабы. Словом, Вавилонское царство при Хаммурапи процветало.

Социальные особенности

Считается, что в стране было три Во-первых, свободные люди. Этот слой именовался "авелум", что значило "человек". Дети свободных людей до совершеннолетия назывались "мар авелим" - "дитя человека". К этому социальному слою мог принадлежать ремесленник и воин, торговец и государственный клерк. Словом, каких-то кастовых предрассудков не было, законы Вавилонского царства гласили, что свободным мог быть любой.

Был еще класс зависимых людей (не рабов!), которых называли "мушкенум" - "склоняющийся "служащие". Проще говоря, зависимыми были люди, которые работали на царской земле. Не следует путать их с рабами: у "склоняющихся" было имущество, их права отстаивались в суде, у них были свои рабы.

Наконец, низший слой общества, без которого Вавилонское царство не могло обойтись - рабы, вардум. В их число можно было попасть следующими путями:

  • Если человек был военнопленным.
  • Должники, которые не смогли расплатиться по долгам.
  • Ставшие рабами по приговору суда (за какие-то тяжкие проступки).

Особенность вавилонских рабов была в том, что у них могло быть какое-то имущество. Если рабовладелец имел детей от своей рабыни, то они (с согласия отца) вполне могли стать его официальными наследниками с получением статуса свободного человека. Проще говоря, в отличие от той же Древней Индии, в Вавилоне рабы могли надеяться на серьезное улучшение своего Должник, отработавший долг, вновь становился свободным. Ценный военнопленный мог купить себе свободу. Хуже было преступникам, которые, за редким исключением, становились рабами на всю жизнь.

Государственная структура

Царь, стоявший во главе государства, обладал «божественной», неограниченной властью. Ему лично принадлежало порядка 30-50% всех земель в стране. Царь мог заботиться об их использовании сам, а мог сдавать в аренду. За исполнением царских повелений и законов следил царский суд.

За сбор налогов отвечало податное ведомство. Их взимали серебром, а также в виде натуральных продуктов - например, зерна. Брали налоги скотом, ремесленной продукцией. Чтобы обеспечить беспрекословное повиновение царской власти, государство использовало отряды тяжелых и легких воинов, редум и баирум. С тех самых пор, как произошло образование Вавилонского царства, город Вавилон всегда привлекал профессиональных воинов: им здесь благоволили, они получали почет и уважение. Неудивительно, что даже в период упадка армия государства оказалась способна надолго задержать падение страны.

За службу хороший солдат мог легко получить дом с садом, немалым наделом земли и скотом. Расплачивался он за это только исправной службой. Бедой Вавилона с самого начала стал гигантский бюрократический аппарат, представители которого следили за исполнением царских наказов на местах. Чиновники государя, шакканакку, должны были организовывать эффективное взаимодействие царской администрации и местных органов самоуправления. К числу последних относились общинные советы и советы старост, рабианумы.

Религия склонялась к монотеизму: несмотря на существование разнокалиберных божеств, существовал один главный бог - Мардук, который считался творцом всего Сущего, отвечал за судьбы людей, животных и растений, за все Вавилонское царство.

Первое падение

В период правления сына Хаммурапи, Самсу-илуны (1749-1712 гг. до н. э.), уже начали резко обостряться внутренние противоречия. С юга государство стали теснить эламиты, которые захватывали города шумеров один за другим. Город Исин заявил о самостоятельности, а царь Илумаилу стал основателем новой династии. На Северо-Западе также возникает новое государство - Митанни.

Это был тяжелый удар, так как Вавилон оказался отрезан от важнейших торговых путей, которые вели в Малую Азию и на Средиземноморское побережье. Наконец, регулярно стали совершать набеги воинственно настроенные племена касситов. В общем-то вся история Вавилонского царства наглядно показывает, что ослабевшее государство мгновенно оказывается добычей более сильных и удачливых соседей.

Точку в 1595 году до н. э. поставили хетты, которые разгромили армию и захватили Вавилон. Так завершился Старовавилонский период, продолжавшийся всего триста лет. Первая династия прекратила свое существование. Началось образование Вавилонского царства «касситского образца».

Касситская династия

Сами касситы вышли из множества горных племен, которые активизировались сразу после смерти Хаммурапи. Около 1742 г. до н. э. их вождь Гандаш вторгся на территорию царства и сразу же объявил себя «Царем четырех сторон света». Но в реальности подчинить себе все царство у касситов получилось только после удачного похода хеттов. Они сразу привнесли много нового в военную доктрину Вавилона, начав активно использовать конницу. Зато в сельском хозяйстве начался некоторый застой. Завоеватели благосклонно принимали богатую и древнюю вавилонскую культуру.

Более того, царь Агум Второй смог вернуть статуи бога Мардука и богини Царпанит, которые были захвачены хеттами. Касситы показали себя прекрасными правителями, при которых активно строились и реставрировались храмы, быстро развивалась культура и наука. Довольно быстро они полностью были ассимилированы вавилонянами.

Впрочем, политиками и воинами они были не слишком хорошими. Древнее Вавилонское царство быстро попадает в зависимость от Египта, а вскоре - и от государства Митанни с Хеттским царством. Быстро развивается Ассирия, войска которой уже в XIII веке до нашей эры наносят касситскому Вавилону ряд болезненных поражений. В 1155 году династия завоевателей также прекратила свое существование, проиграв ассирийцам.

Промежуточный период, правление Навуходоносора Первого

Ассирийцы, которые пристально наблюдали за своим дряхлеющим соседом, не преминули воспользоваться его все возрастающей слабостью. Помогали им и стремления эламитов, которые регулярно начали вторгаться на территорию Вавилона. Уже в середине XII века до нашей эры они смогли полностью сломить его сопротивление, а последний царь касситов, Эллиль-надин-аххе, оказался пленен. Эламиты в это время продолжили совершать военные походы в прочие области страны.

Бывший какое-то время независимым город Исин в это время успел скопить силы, а потому принял эстафету в борьбе с вражеским нашествием. Вершиной его могущества стало правление царя Навуходоносора І (1126-1105 гг. до н. э.), который в очередной раз привел державу к расцвету (кратковременному). Близ крепости Дер его войска нанесли эламитам тяжелейшее поражение, а затем, вторгшись в Элам, поработили его.

Борьба с арамейцами

Приблизительно в середине XI века до нашей эры кочевые арамейские племена стали настоящим проклятием для вавилонян и ассирийцев. Перед лицом этой опасности непримиримые соперники несколько раз объединялись, образуя прочные военные союзы. Несмотря на это, предприимчивым арамеям уже через три века удалось прочно осесть на северо-западных рубежах Вавилонского царства.

Впрочем, не все племена доставляли столько проблем. Приблизительно в то же время в жизни государства стал играть немалую роль народ халдеев. В те века они жили по берегам Персидского залива, в нижнем течении Евфрата и Тигра. Уже в девятом веке они прочно оккупировали южную часть Вавилонского царства и начали движение на юг, постепенно ассимилируясь с вавилонянами. Как и касситы в недавнем прошлом, они предпочитали заниматься скотоводством и охотой. Сельское хозяйство играло в их жизни куда меньшую роль.

В те годы страна была поделена на 14 округов. Начиная с XII века до нашей эры Вавилон вновь становится столицей. Как и прежде, царь имел на руках обширные наделы земель, которыми одаривал воинов за службу. В армии, помимо традиционной пехоты, огромную роль стали играть кавалерия и отделения боевых колесниц, которые в то время были чрезвычайно эффективны на поле боя. Но границы Вавилонского царства уже начинали атаковать старые враги…

Вторжение ассирийцев

С конца IX века за свое вновь взялись ассирийцы, все чаще вторгаясь в пределы страны. Сама Ассирия постепенно приобретала черты могущественного и сильного государства. В середине VII века до нашей эры их царь Тиглатпаласар Третий вторгается в северные рубежи Вавилона, нанося жестокие поражения халдеям. В 729 году царство уже в который раз оказалось полностью захвачено.

Впрочем, ассирийцы (вопреки своему обыкновению) сохранили отдельный статус Вавилона. Но во времена Саргона Второго они на какое-то время утратили контроль над недавно завоеванными землями. Связано это с тем, что халдейский государь Мардук-апла-иддин объявил себя единоличным царем страны, захватив ее столицу. Он вступил в союз с эламитами, своими недавними врагами. Сперва союзникам сопутствовал успех, но вскоре Саргон, сильно уязвленный и раздосадованный произошедшим, послал свои лучшие войска на подавление восстания, а затем сам короновался в Вавилоне, окончательно укрепив свой царский статус.

В начале 700-703 годов неугомонный Мардук-апла-иддин снова попытался пойти против Ассирии, но и на сей раз его затея ничем хорошим для страны не закончилась. В 692 г. до н. э царство заключает военный союз с арамеями и эламитами. В битве при Халуле ассирийцы и вавилоняне понесли одинаково тяжелые потери, явного успеха не было ни у одной из сторон.

Но уже через два года царь Ассирии Синанххериб устроил осаду Вавилона. Через год город пал и началась страшная резня. Большая часть жителей была убита, остальные стали рабами. Некогда величественная столица была полностью разорена и затоплена. На ту пору карта Вавилонского царства была бита, государство прекратило свое существование. Впрочем, ненадолго.

Восстановление Вавилона

Вскоре на трон взошел преемник Синанххериба, Асархаддон, который не слишком приветствовал «перегибы» своего предшественника. Новый царь не только повелел восстановить разрушенный город, но и освободил многих его жителей и велел им возвращаться домой.

Царем стал Шамаш-шум-укин, который правил страной на правах наместника. Но в 652 году и он, желая всеобщей власти, заключает союз с арабами, арамеями и эламитами, после чего снова объявляет войну Ассирии. Сражение вновь состоялось у крепости Дер и снова убедительной победы не смог одержать никто. Ассирийцы пошли на хитрость: устроив дворцовый переворот в Эломе, они вывели могучего союзника вавилонян из строя. После этого они осадили Вавилон и в 648 году до нашей эры устроили жестокую расправу над всеми уцелевшими жителями.

Падение Ассирии и Новый Вавилон

Несмотря на это, стремление сбросить гнет жестоких ассирийцев не ослабевало. Приблизительно в 626 году до нашей эры вспыхнуло очередное восстание, во главе которого встал халдей Набопаласар (Набу-апла-уцур). Он снова заключил союз с Эламом, уже оправившимся после козней ассирийцев, после чего союзные войска все же сумели нанести общему врагу ряд серьезных поражений. В октябре 626 года Набопаласара признала вавилонская знать, после чего он короновался в городе, основав новую династию.

Но захватить первый крупный город - Урук - повстанцам удалось только через 10 лет. Они сразу попытались захватить ассирийский Ашшур, но успеха добиться не удалось. Помощь пришла откуда не ждали. В 614 году захват провинций Ассирии начали мидийцы, с которыми вавилоняне вскоре заключили союз. Уже в 612 году они, мидяне и скифы осадили Ниневию, столицу врага. Город пал, а все его жители были вырезаны. С тех пор границы Вавилонского царства при Хаммурапи Втором стали быстро расширяться.

В 609 году до нашей эры были разгромлены остатки ассирийской армии. В 605-м вавилоняне удачно захватывают Сирию и Палестину, на которые в тот период претендовал Египет. Тогда же на трон Вавилона взошел Навуходоносор Второй. К 574 г. до н. э он сумел захватить Иерусалим и Тир. Началась эра процветания. Именно тогда были заложены знаменитые невероятно развилась наука, архитектура и политика. Таким образом, Вавилонское царство образовалось в 605 году вторично.

Впрочем, эра процветания закончилась довольно скоро. На границах государства появились другие противники, персы. Не выдержав противостояния с ними, в 482 году Вавилон окончательно превратился в одну из персидских сатрапий.

Теперь вы знаете, когда образовалось Вавилонское царство. Надеемся, что статья оказалась интересной.

Расцвет и падение древнего Вавилона

Положение меняется при шестом царе Вавилона - Хаммурапи, одном из величайших политиков древности. Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н. э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по меркам того времени государства, включавшего в себя основную часть Междуречья.

Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников, причём нередко - чужими руками. В условиях бесконечных междоусобных войн Хаммурапи не раз заключал и легко расторгал военные союзы, которые были необходимы ему для реализации своих далеко идущих планов.

Первые годы своего правления Хаммурапи занимался возведением храмов и, как показали дальнейшие события, активно готовился к военным действиям.

На седьмой год царствования при поддержке Римсина, сильного эламского правителя в Ларсе, Хаммурапи подчинил себе южные города Урук и Иссин. Для укрепления своего влияния на захваченных землях, дальновидный политик за два года строит канал, о значении которого говорит его название - «Хаммурапи изобилие».

Следующим дальновидным шагом Хаммурапи становится заключение союза с северо-западным соседом - государством Мари. Оба государства-союзника, Вавилон и Мари, теперь действовали согласованно. Зимрилим и Хаммурапи вели активную дипломатическую переписку, из которой видно, что правитель Мари предоставлял царю Вавилона свободу действий в Средней Месопотамии.

Таким образом, подчинив себе южные области и имея сильнейшего союзника на севере, Вавилон уже к 15-16 го-дам правления Хаммурапи превращается в одно из самых влиятельных государств в Месопотамии.

К 30-му году правления Хаммурапи удалось нанести поражение царству Эшнунне и его союзнику - войскам Элама. Спустя год царь Вавилона разгромил Римсина, правителя Ларсы. Зимрилим, правитель Мари, был хорошо осведомлен о деятельности своего союзника благодаря наличию налаженной дипломатической службы в государстве Хаммурапи. Уже во время похода на Ларсу, почувствовав изменения в политике Вавилона, Зимрилим отказался от совместных боевых действий и отозвал свои войска. Теперь пришла очередь и царства Мари, на которое Хаммурапи совершил два опустошительных набега. Несмотря на то, что Хаммурапи на 33-м году царствования захватил земли недавнего союзника, Зимрилим не сдавался. Через два года Хаммурапи предпринял еще один поход на Мари, разрушив даже стены столицы. В руины был превращен и великолепный царский дворец, символ былого могущества Мари, известный далеко за пределами царства.

Так постепенно под властью Вавилона оказывались все новые территории. Хаммурапи завоевал также территорию Ассирии со столицей Ашшуром. Похоже, что сферой влияния Вавилона стали и эламские замки, о чем говорят сообщения о военнопленных из Элама.

За сорок лет талантливому и удачливому политику Хаммурапи удалось объединить под своей властью основную часть долин Тигра и Евфрата и создать мощное централизованное государство, первое в полном смысле этого слова в Западной Азии - Старовавилонское царство. Вавилон прочно становится новым центром Двуречья.

Таким образом, на рубеже XIX-XVIII веков до н. э. в результате ожесточенной борьбы в Двуречье стал выделяться Вавилон, со временем превратившийся в один из величайших городов мира.

После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. Чтобы его владения опять не распались на отдельные области, власть царя должна быть сильной. С другой стороны, Хаммурапи не мог отбирать у крестьян землю, вновь создавать крупные царские хозяйства, собирать ремесленников в царские мастерские. Такие действия привели бы к быстрому упадку страны - люди успели привыкнуть к самостоятельности, относительной свободе, к доходам от рыночной торговли. Мудрый Хаммурапи нашёл приёмы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных.

Хаммурапи не стал создавать царские поместья, отбирая землю у крестьян. Он воспользовался участками, которые общины выделяли ему как царю. На эти земли Хаммурапи посылал своих людей - воинов и так называемых «мушкенум».

Мушкенум считались приближёнными царя и получали от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Кража имущества у мушкенум каралась строже, чем кража у простого крестьянина. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей. Пришлось царю заниматься и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги в основном зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Однако далеко не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у тамкаров за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого-нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял накопившиеся в стране долги, ограничил долговое рабство тре мя годами, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось. Не мудрено, ведь среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны.

В 1901 г. французские археологи обнаружили во время раскопок в Сузах (ныне Шуш) - столице древнего Элама, большой каменный столб с изображением царя Хаммурапи и текстом 247 его законов, написанных клинописью. Из этих законов в основном и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной.

Во введении к законам Хаммурапи говорит: «Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей». Напомним, что Мардук был самым почитаемым богом Вавилона. Царь, таким образом, пытается примирить интересы разных людей- тамкаров, мушкенум, воинов, простых общинников, опираясь на волю верховного божества. Мардук, по словам Хаммурапи, не просто награждает покорных и наказывает ослушников - бог даёт людям свод правил, устанавливающих справедливость в их взаимоотношениях друг с другом. Но - через царя!..

Однако, Хаммурапи так и не удалось создать крепкое государство. Уже при правлении его сына Самсуилуны Вавилония потерпела ряд тяжёлых поражений от своих соседей, и её владения сократились. Началась полоса неудач. В 1595 г. до н. э. старовавилонское царство было уничтожено вторгшимися хеттами и касситами, которые потом правили Междуречьем около 400 лет.

Но Хаммурапи всё же добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из правителей древности соразмерил силу закона с силой царя и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Правда, некоторые учёные считают текст на столбе в Сузах не сводом законов, а отчётом государя перед богами.

Начиная с правления Хаммурапи Вавилон около 1200 лет был культурным и научным центром Передней Азии. С XIX по VI столетия до н. э. он являлся столицей Вавилонии. Об исключительном значении этого экономического и культурного центра говорит то, что всю Месопотамию часто называли Вавилония. Многие достижения древних вавилонян вошли в современный быт: вслед за вавилонскими жрецами стали делить год на двенадцать месяцев, час - на минуты и секунды, а круг - на триста шестьдесят градусов.

В 689 году до н. э. после долгой осады ассирийцы захватили Вавилон. По приказу Синахериба в Ассирию была вывезена статуя главного бога Вавилона - Мардука. Многие жители были казнены, а тех, кто остался в живых, угнали в плен. После этого Синахериб приказал затопить город водами Евфрата.

В 605 году до н. э. Вавилонская армия под командованием сына Набопаласара Навуходоносора напала на город Каркемиш на Евфрате, который оборонял египетский гарнизон, состоявший из греческих наемников, В ходе ожесточенного сражения все защитники города были перебиты, а сам Каркемиш превращен в груду пылающих развалин. Теперь дорога к Средиземному морю была открыта, и вся Сирия и Палестина подчинились Вавилону.

В 604 году до н. э, Набопаласар умер, и Навуходоносор II стал царем огромной Нововавилонской империи.

Сразу после прихода к власти Навуходоносор совершил походы против Египта и арабов в Северной Аравии. В 598 году до н. э. иудейский царь Иоаким, ранее признавший власть Вавилона, отказался подчиняться Навухооносору и заключил союз с фараоном Нехо. Вскоре вавилонская армия уже стояла под стенами Иерусалима. Иоаким не получил от египтян обещанной помощи, и 16 марта 597 года до н. э. Навуходоносор вошел в город. Иоаким вместе с 3 тыс. знатных евреев в качестве заложников отправился в Вавилон, а царем Иудеи стал Седекия. Царь Седекия правил ровно 10 лет. Как и его предшественник, он заключил союз с Египтом, который стоил ему царства. Фараон Априй захватил Газу, Тир и Сидон. Однако вой-ска Навуходоносора II оттеснили египтян обратно и осадили Иерусалим. В 587 году до н. э. город был взят, разрушен, а его жители уведены в плен. Затем вавилоняне осадили Тир, который был захвачен только спустя 13 лет, в 574 году до н. э.

Царствование Навуходоносора II стало временем расцвета Нововавилонской державы. Вавилон стал самым большим городом на Древнем Востоке, численность его населения превышала 200 тыс, человек.

Однако созданное Набопаласаром и Навуходоносором Нововавилонское государство просуществовало недолго. За 5 лет, прошедшие после смерти Навуходоносора II, в Вавилоне сменилось три царя.В конце концов царем в 556 году до н. э. стал Набонид, вождь одного из арамейских племен. Арамейцы еще в VIII веке до н. э. пришли в Месопотамию и постепенно оттеснили халдеев. Царь Набонид стал выступать против жречества, традиционно поддерживавшего царей Вавилона, стараясь насадить в государстве культ арамейского бога Луны. Это привело к серьезному конфликту со жречеством, признававшим верховным божеством исконного вавилонского бога Мардука.

Царь Набонид стремился объединить вокруг себя все многочисленные арамейские племена. Он достаточно недальновидно помог молодой Персии расправиться с Мидией, захватив принадлежавший мидянам Харран. Поскольку к этому времени побережье Персидского залива было занесено песком, и кромка моря отступила от старых портов далеко вперед, что сделало невозможным морскую торговлю в этом районе. Поэтому Набонид захватил оазис Тайма в Центральной Аравии, который позволял контролировать торговые пути в Египет и Южную Аравию. Царь даже перенес в этот район свою столицу, передав управление Вавилоном своему сыну и наследнику Белшур-уцуру (Валтасару).

Политика Набонида, пренебрегавшего интересами влиятельного жречества бога Мардука, вызывала сильное недовольство в Вавилоне.Именно поэтому персы, провозгласившие веротерпимость, свободу и равенство любой религии, с такой легкостью заняли Вавилонию. Валтасар был убит своими же слугами, и Вавилон открыл ворота персидскому царю Киру, который в октябре 539 года до н. э. триумфально въехал в столицу.В соответствии со своим обычаем, Кир сохранил жизни, Набониду и его семье, обеспечив им почести, соответствующие бывшему высокому положению. Однако Вавилония превратилась в провинцию (сатрапию) Персидской державы и навсегда утратила свою независимость.

О значимости Вавилона в мировой истории говорят множество упоминаний в книгах пророков: книге пророка Исайи, книге пророка Иеремии, иодной из самых загадочных книг Библии, книге пророка Даниила, которая приковывает к себе внимание людей на протяжении вот уже 2500 лет Зловещие апокалиптические звери, огненная печь, львиный ров, математические расчеты сочетаются в ней с описанием веры бесстрашных еврейских юношей, внутренних противоречий и душевных терзаний древнего владыки, дворцового пира накануне гибели царства. Одни видят в этой книге интересное литературное произведение Востока, другие - неуемную странную фантазию древнего автора, третьи - Божественное откровение, приподнимающее завесу истории человечества на 2500 лет, с описанием взлетов и падений грядущих государств и народов.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ancientvavilon.narod.ru

Во втором центре рабовладельческой цивилизации того времени - Двуречье, тогда почти ещё изолированном от цивилизации Нильской долины, на рубеже III и II тысячелетий произошли события, не только приведшие к падению царства Шумера и Аккада, созданного III династией Ура, но и повлекшие за собой существенные изменения в общественной жизни. В результате этих событий была разрушена система громадных, сильно централизованных царских хозяйств, созданных трудом многочисленных отрядов людей, подвергавшихся рабовладельческой эксплуатации. Страна распалась, подобно Египту Древнего царства, на множество мелких государств, в которых, как это имело место и в Египте, всё более развиваются рабовладельческие хозяйства частных лиц. Царские хозяйства теперь получают несколько иной характер, чем раньше.

В первой половине II тысячелетия до н. э. произошло новое объединение почти всей долины Двуречья вокруг города Вавилона (так называемое «Старо-Вавилонское царство» в отличие от «Ново-Вавилонского царства», сложившегося тысячелетием позже). Экономическая необходимость, в том числе необходимость ведения единого ирригационного хозяйства в масштабе всей долины Двуречья, определяла и необходимость политического объединения страны. В течение примерно 2 тысяч лет, начиная с этого времени, город Вавилон оставался важнейшим экономическим и культурным центром не только Двуречья, но и всего древнего мира. Этим и объясняется, что позже всё древнее Двуречье часто называли Вавилонией.

Возникновение Старо-Вавилонского царства.

Государства Исина и Ларсы.

После разгрома державы III династии Ура единое государство Шумера и Аккада сменили два самостоятельных царства на севере и юге Двуречья, основанные вторгнувшимися аморейскими племенами. Последние осели в стране, постепенно смешавшись с местным населением, в противоположность эламитам, вернувшимся после разграбления богатых городов Шумера и Аккада в свои горы. На севере, в Аккаде, образовалось государство со столицей в Исине, в 25 км от Ниппура. На юге амореи основали после ухода эламитов другое царство со столицей в Ларсе. Цари обеих династий пытались продолжать традиции династии Ура и поэтому называли себя «царями Шумера и Аккада».

Путём сопоставления ряда фрагментов клинописных табличек, раскопанных в Нпппуре, удалось восстановить, хотя и в неполном виде, сборник законов пятого царя династии Исина, Лицитиштара. Созданный по повелению царя-аморея, т. е. семита, он был тем не менее написан на шумерском языке и составлен, судя по введению, с учётом в первую очередь интересов населения городов Ниппура, Ура и Исина. Из сохранившихся отрывков видно, что в законах уже не делалось различия между рабом-военнопленным, купленным рабом и рабом-должником. Законы царя Исина не предусматривали никакого отличия в правовом отношении между аморейскими завоевателями и покорённым ими населением Шумера и Аккада, что, надо думать, вызывало недовольство среди амореев. Оно, повидимому, вылилось в конце концов в открытое восстание. Торжество победителей не было длительным, и восстание было подавлено преемником Липитиштара Урнинуртой, при котором рабовладельческая знать Шумера и Аккада на некоторое время восторжествовала.

Эта знать достигла власти и на юге, в государстве Ларсы. От времени её господства до нас также дошёл фрагмент законов. На основании сохранившихся 9 статей можно судить, что закон оберегал интересы рабовладельцев: он сохранял, например, за ними право на труд их приёмных детей и не защищал последних от произвола приёмных родителей,. Имеются основания для утверждения, что закон в то время не ограничивал ростовщические устремления крупных рабовладельцев. О сравнительно высоком по тому времени развитии юридической мысли говорит тот факт, что при определении наказания здесь уже делаются попытки учесть и момент злой воли со стороны липа, нанёсшего ущерб.

Другие государства Месопотамии.

Владения царства Исина и Ларсы не выходили за пределы Двуречья. Непосредственными соседями царства Исина было государство Мари на северо-западе, расположенное на среднем течении Евфрата, и государство Эшнунна на северо-востоке, в долине реки Диялы, притока Тигра. В обеих указанных областях были проведены многочисленные археологические исследования, результаты которых пролили яркий свет на историю и культуру Передней Азии начала II тысячелетия до н. э.

Мы лучше знаем общественные отношения государства Эшнунны благодаря тому, что был найден сборник или часть сборника законов царя этого государства Билаламы (начало XX в. до н. э.). В противоположность законам Исина и Ларсы законы Эшнунны были составлены не на шумерском, а на аккадском языке, на языке первых семитических племён, осевших в Двуречье и в смежных с ним областях. Всего от законов Билаламы сохранилось около 60 статей самого разнообразного содержания, Так, первые две статьи.посвящены определению пен на различные товары, причём цены в первой статье выражены в серебре, а во второй - в зерне. Ряд статей рассматривает различные формы найма. Несколько статей имели целью защитить собственность так называемых мушкену (неполноправных свободных) и определить их место в обществе. Статьи, касающиеся заёмных сделок, свидетельствуют о значительном развитии ростовщичества. Как и в прочих древневосточных законах, большое место занимают статьи, связанные с решением различных вопросов семейного права.

Законы Билаламы, правителя Эшнунны, в общем но своим установкам не слишком отличаются от дошедших до нас и рассмотренных выше правовых памятников Двуречья. Здесь, как и в Исине в Ларсе, кража или укрывательство раба карались не казнью, а лишь штрафом, взимаемым с виновного. При таких условиях крупные рабовладельцы вполне могли рисковать, похищая рабов у мелких рабовладельцев. В законодательстве Эшнунны начало сглаживаться различие между полноправными гражданами (предположительно аморейскими завоевателями) и мушкену («подчинёнными», «покорными»: как мы увидим, есть различные объяснения этого термина). Телесные повреждения и по отношению к полноправным гражданам карались в Эшнунне одним лишь денежным штрафом: Правда, на юге - ив Исине, и в Ларсе - термин «подчинённый» постепенно исчез, а в Эшнунне хотя он и сохранился, но почти потерял своё первоначальное значение. Сближение в правовом положении между завоевателями и «подчинёнными» (мушкену) было, конечно, обусловлено давностью завоевания Эшнунны и происходившим слиянием вторгнувшихся амореев с местным аккадским населением.

Государство Эшнунна, подобно своему западному соседу - царству Мари, приняло участие в той ожесточённой борьбе государств Двуречья между собой, которая в конце концов привела к созданию мощной и обширной, хотя и весьма недолговечной, державы вавилонского царя Хаммурапи.

Возвышение Вавилона. Царствование Хаммурапи.

Вавилон находился в северной части Двуречья, на реке Евфрате. Название города «Бабили» (Вавилон) означает «Врата бога». Вавилон, как самостоятельное государство, сравнительно поздно выступил на арену истории, поэтому в списке царских династий составленном писцами династии Исина, не упоминается ни одна вавилонская династия. Поздневавилонская жреческая легенда упоминает Вавилон, рассказывая о том, что боги наказали Саргона, цари Аккада, за зло, причинённое Вавилону. Сохранилась легенда и о каре, понесённой крупнейшим представителем III династии Ура Шульги за ограбление храма Мардука, бога Вавилона. Уже во времена III династии Ура Вавилон, очевидно, стал играть значительную роль: в документах он упоминается наряду с такими городами, как Умма, Киш, Сиппар.

Около 1895 г. до н. э вновь вторгшимся аморейским племенам удалось захватить северную часть царства Исин и создать здесь самостоятельное государство, столицей которого и стал город Вавилон. Новое государство в течение примерно столетия не играло большой роли. Но к началу XVIII в. до н. э. Исин, ослабленный отпадением Ванилона, погерял прежнее значение, а Ларса незадолго до этого (в 1834 г. до н. э.) была завоёвана эламитами. На севере наступил период временного усиления Ассирии, поставившей в зависимость от себя некоторые области Аккада, в частности области городов Мари и Эшнунны.

Эти обстоятельства и были использованы вавилонским царём Хаммурапи (1792- 1750). Чтобы развязать себе руки в борьбе за господство в Двуречье, Хаммурапи, как кажется, временно признал свою зависимость от ассирийского царя Шамшиадада I.

Уже в 7-м году своего царствования Хаммурапи завоевал Урук и Исин, использовав при этом помощь Римсина, представителя эламской династии в Ларсе, с царями которой поддерживались в то время дружественные отношения. Соорудив в 9-м году имевший большое хозяйственное значение канал, получивший название «Хаммурапи- изобилие», он пытался примирить население завоёванных областей со своей властью. Достигнув первых значительных успехов, Хаммурапи стал опасаться вмешательства со стороны ассирийского царя Шамшиадада 1 и его союзников - степных племён. Он стал принимать меры к укреплению своих северных границ и начал завоевание пограничных областей.

После смерти Шамшиалада Хаммурапи содействовал изгнанию его сына из Мари. С помощью Хаммурааи снопа на престол сел представитель старого царского дома Мари - Зимрилим. Наступил новый расцвет государства Мари, которое успешно отражало набеги степных племён и вторжения войск царства Эшвунны. Торговые связи Мари доходили до далёкого Крита. Хаммурапи, помогавший Зимрилиму завоевать престол, стал его союзником. Они называли друг друга «братьями»: Зимрилим имел своих постоянных представителей при дворе вавилонского царя, но последний в письмах часто обращался непосредственно и к самому Зимрилиму и к его сановникам. В своей внешней политике оба царя обычно выступали согласованно.

Положение Хаммурапи, завоевавшего на юге Исин и Урук, опиравшегося на севере на союз с Мари, было чрезвычайно выгодным. Уже тогда (около 15-16-го года своего царствования) он был одним из самых могущественных правителей Двуречья.

Но вскоре отношения между правителем Ларсы Римсином и Хаммурапи обострились, и это временно поставило вавилонского царя в трудное положение.

В результате отпадения южных областей и отторжения северной пограничной полосы для Хаммурапи создалась тяжёлая политическая обстановка. Накопив силы для решающего удара, он в 30-м году своего царствования начал победоносное наступление на своих врагов. Хаммурапи победил своих северных врагов во главе с Эшнунной и разбил войско Элама, пытавшегося прийти им на помощь. В следующем, 31-м году своего правления (1762 г. до н. а.)он обрушился на своего основного противника- Римсина, захватив его столицу Ларсу; возможно, что Римсин при этом бежал в Элам.

Усиление могущества вавилонского паря вызвало сильную тревогу за участь собственного царства у его союзника Зимрилима, и он во время войны уклонился от оказания помощи Хаммурапи. После победы над Эшнунной Хаммурапи вторгся в царство Зимрилима. В 33-м году своего правления он подчинил себе царство Мари и союзные с ним области. Зимрилим не пожелал примириться с подчинённым положением, но тогда его постигла ещё более жестокая кара. В 35-м году своего царствования Хаммурапи разгромил Мари, разрушил пышный дворец Зимрилима и стены города. В последующие годы вавилонский парь подчинил себе область вдоль течения Тигра, включая Ашшур.

Объединив основную и важнейшую часть долины Тигра и Евфрата, Хаммурапи стал хозяином торговых путей на восток, север и запад. Он подчинил своему влиянию на востоке значительные области Элама. В документах того времени неоднократно упоминаются эламские военнопленные. Все области Малой Азии и Сирии, которые находились в торговых сношениях с царством Мари, были теперь включены в орбиту вавилонской торговли.

В этот период усилилось воздействие вавилонской культуры на сирийские города, на хеттский племенной союз, на финикийское государство Угарит. На западе воздействие вавилонской культуры этого периода сказывается в Палестине. Возможно, что Вавилония при Хаммурапи или при его ближайших преемниках вступила в отношения с ещё более далёкой страной - с Египтом.

Возвышение Вавилона

Одна из наибольших трудностей, с которыми сталкиваются при изучении истории древнего Среднего Востока, состоит в том, что эта территория была свидетелем периодических миграций целых народностей или союзов племен, имена и корни которых теряются в сумерках времен. Нам известно лишь, что эти варвары-кочевники пришли из Аравийской пустыни или из степей Азии и несколькими волнами хлынули в Месопотамию. Шумерам, которые создали не только процветающее сельское хозяйство, но и городскую цивилизацию, набеги этих воинственных орд должны были казаться таким же страшным бедствием, как и нашествие саранчи.

Одно из подобных нашествий приблизительно в 2500 г. до н. э. угрожало даже самому существованию шумерских городов-государств. Завоеватели, по всей видимости, пришли из Южной Аравии, хотя мы знаем только, что шумеры называли их «амурру» и что, по всей видимости, это тот же народ, который в Библии назван «аморитами» («амореями») или хананеями. Там они описаны как гиганты, населявшие Палестину в момент прихода туда евреев. Но кто бы ни были эти «амурру», ясно одно – этот семитский народ занял равнины Месопотамии, захватил города, убил местных царей и осел, постепенно перейдя к цивилизованной жизни. Именно этот народ создал Вавилонское государство, первый царь которого появляется на исторической арене около 2300 г. до н. э.

Его звали Саргон I, и правил он не в Вавилоне, который в то время был незначительным торговым поселением, а в Кише и затем в Аккаде. Его не следует путать с ассирийским правителем Саргоном II (721-705 гг. до н. э.). Саргон I, или Древний, называл себя царем Киша и иногда Аккада и правил на протяжении пятидесяти пяти лет с 2302-го по 2247 г. до н. э. Почти все, что нам известно о нем, – это то, что он предпринял 34 успешных военных похода, в основном против Шумера, и в конечном итоге объединил Центральную и Южную Месопотамию под своим владычеством. Позже этот регион стали называть Вавилонией, причем северная часть называлась Аккадом, по имени бывшей столицы Аккаду, а южная часть – Шумером.

Саргон основал династию, которая находилась у власти с 2303-го по 2108 г. до н. э. Правителями и чиновниками стали семиты, и семитский язык сменил шумерский в бытовом общении; искусство, наука и религия были заимствованы у покоренного народа и остались шумерскими. Именно благодаря такому сплаву военной доблести кочевников пустыни и интеллектуального превосходства покоренных шумеров Саргону и его последователям удалось заложить основы державы, дипломатическое и торговое влияние которой постепенно распространилось от Египта на западе до Индии на востоке. И все же это государство не было централизованной автократией, что характерно для Вавилонского, Ассирийского и Персидского царств, а скорее конфедерацией союзных городов-государств, которые сохраняли верность царю, обладавшему большой регулярной армией. Возможно, именно об этой военной силе и говорится в одной из надписей, где сообщается, что в присутствии Саргона ежедневно вкушали пищу 54 тысячи человек. Такого войска вполне хватало, чтобы держать в подчинении все окрестные государства, но было недостаточно для полного контроля над всем регионом. Поэтому царь был вынужден вести постоянные войны, ибо, как только на западе подавлялось одно восстание, тут же на востоке начиналось другое. Когда Саргон состарился и, вероятно, устал от тягот походной жизни, его враги объединились и снова напали на него в надежде, что старость или смерть правителя положат конец его владычеству. Но престарелый царь быстро собрал свою армию и еще раз одержал победу; как сообщается в одной надписи, «он погубил их великое войско».

После смерти Саргона царством правили его сыновья, Римуш и Маништушу, которым периодически приходилось усмирять правителей соседних городов-государств. Следует помнить, что тот исторический период был свидетелем непрекращающихся войн, характерных для племенного уклада; эти стычки были вызваны соперничеством во славу своего предводителя и за право обладать пастбищами и колодцами. Как самим кочевникам, так и жителям городов и деревень приходилось жить в обстановке непрекращающейся жестокой вражды, не оставлявшей надежды на милосердие. Именно в одном из таких сражений был убит Римуш, но его брату Маништушу удалось отомстить по очереди всем врагам. После этого, несмотря на то что мир был установлен лишь на время, все основные города-государства признали власть Аккадской династии. Кроме того, Маништушу, царь Аккада, который раньше считался всего лишь вождем одного из племен, стал называть себя «великим царем».

Этот статус перешел по наследству к следующему правителю, Нарам-Суэну (2224-2187 гг. до н. э.), внуку Саргона. Нарам-Суэн объединил территории, завоеванные его дедом и отцом, и назвал себя «царем четырех частей света». Одно время предполагали, что данный титул подразумевал, что его власть простиралась до Средиземного моря, но, скорее всего, войска Нарам-Суэна лишь иногда доходили до побережья или сопровождали караваны, проходя через земли, фактически царю не принадлежащие. Основные военные действия Нарам-Суэн вел на севере, где подчинил себе территорию, которая позже стала называться Ассирией. В подтверждение своей власти Нарам-Суэн, как и его отец Римуш, построил храм в Ниневии. Эти здания говорят не только о благочестии аккадских царей, но и об их стремлении объединить только что созданную империю «четырех частей света», ибо в древности монархи укрепляли свою власть в завоеванных землях с помощью религии. Теперь царь сам назначал чиновников, создав структуру государственной службы, которая с тех пор стала характерной чертой любого цивилизованного государства. Помимо чиновников, управляющих отдаленными городами, связующей силой государства стал аккадский язык – язык завоевателей, в то время как шумерский постепенно вымер, став мертвым языком, почти соответствующим статусу средневековой латыни.

Таким образом, на Среднем Востоке появился новый тип цивилизации. Она основывалась на принципе централизованной власти. Царь управлял подчиненными ему городами из столицы, опираясь на профессиональную армию и с помощью гражданских служб. Очевидно, что такая система правления по сравнению с древней шумерской системой городов-государств (чему также отдавали предпочтение греки в период их величайших политических и философских достижений) была более благоприятной средой для возникновения деспотов и тиранов. Можно сказать, что, когда Нарам-Суэн объявил себя богом при жизни и стал величаться «богом Нарам-Суэном, могущественным богом Аккада», были заложены основы самодержавных монархий, которые в той или иной форме возникали на протяжении последующих трех тысяч лет. Интересно, для чего весьма могущественному царю понадобилось пойти на такой опасный шаг, как объявить себя богом, – ведь это явное оскорбление старых богов, а кроме того, сомнительно, чтобы кто-либо из разумных подданных мог в это поверить. Все знают, что цари тоже смертны, а если царь смертен, то как он может быть богом? Сейчас, спустя тысячелетия, остается только гадать, не страдал ли Нарам-Суэн своего рода манией величия, всячески поощряемой придворными льстецами. Как бы то ни было, заявив о своем божественном статусе, он наделил себя и своих преемников неограниченной властью, которая продолжала считаться прерогативой царей и королей вплоть до Великой французской революции (в более мягком варианте «божественного права»).

Следует отметить появление еще одной революционной идеи, которая определила последующее могущество Вавилона, а именно развитие квазикапиталистической экономики, неизвестной шумерской культуре. В шумерской общественной системе вся земля принадлежала местному богу и ею управляли жрецы, а в частной собственности могли находиться лишь предметы быта, рабы и жилые дома. Это был в некотором смысле теократический коммунизм. Но к 1800 г. до н. э., как становится известно из многочисленных аккадских документов, посвященных торговым сделкам, покупке недвижимости, административным делам и продаже земли, доминирующим фактором в экономике стал частный капитал. Таким образом, на смену шумерской модели религиозного коммунизма пришли торговля и коммерция, ставшие столпами Вавилонской империи. На фундамент старой государственности семитские завоеватели возвели свои политические и экономические стены, перейдя от теоцентрического общества к коммерческому. Капитализм, впервые появившийся на исторической сцене, не слишком отличался от современной его формы. Важной деталью можно счесть и тот факт, что к концу Третьей династии Ура (ок. 1900 г. до н. э.) в торговых договорах и повседневных делах шумерский язык стал вытесняться аккадским. Старым языком пользовались в храмах и при сочинении разного рода литературных произведений. Аккадцы, оставив шумерский язык в сфере религии, словно провели черту между церковью и государством – а это важная, если не определяющая черта капиталистической экономики. Таким образом, один язык предназначался для религии, а другой для коммерческой деятельности, как сегодня в религиозной сфере распространен один свод этических правил, а в коммерческой другой.

В то же время следует с осторожностью относиться к попыткам принизить роль религии, которая якобы утратила власть над обществом со времен завоевания шумеров семитами. На самом деле в истории Вавилонии и Ассирии нет ни одного периода, когда бы не почитали богов и не возводили им храмы. Но нельзя удержаться от вопроса: в какой мере религия обслуживала государственную политику? Не подчинялась ли она всецело государству, как это было, по мнению некоторых критиков, в Римской республике или в викторианской Англии? Из истории религий ясно, что в мирное время богов умиротворяют различными ритуалами, службами и жертвоприношениями, но, когда государство в опасности, например из-за продолжительной войны, религия становится одной из ведущих сил общества. Такой подход к религии подразумевает, что почитание богов является скорее общественно-политическим институтом, чем духовным процессом, и, пожалуй, именно в этом смысле шумерское общество отличается от вавилонского – подобно тому как аскетические христианские общины Фиваиды отличались от официальной римской церкви.

Концом шумерского общества можно считать приблизительно 2000 г. до н. э., то есть падение Третьей династии Ура и возвышение других городов-государств по всей территории Месопотамии. В данном случае для нас не особенно важны войны и соперничество, упадок и гибель этих городов и мелких царств, тем более что сами историки еще не пришли к единому мнению относительно хронологии и общей картины этого периода. Главное – это радикальные перемены общественного и экономического уклада, которые происходили, несмотря на постоянные войны между царями шумеров, амореев, эламитов и т. д. Одной из таких перемен, несомненно, является переход от шумерской концепции религиозного коммунизма, при которой вся недвижимость принадлежит богу и потому не может покупаться или продаваться, к семитской системе ограниченного капитализма, при которой могут заключаться сделки по продаже земли.

Другой важной переменой стало постепенное развитие нового класса мелких собственников – крестьян, лавочников, низших чиновников и т. п., – которые образовывали отдельную группу не благодаря религии, а благодаря монархии, то есть государству. Это значит, что храм, как жилище бога, уже не являлся центром общественной жизни. Сохранение религиозных устоев стало обязанностью царя, его работой было приведение в порядок старых и сооружение новых храмов. Если бы в то время существовал государственный гимн, то в нем бы, несомненно, содержалась бы просьба «хранить царя», а не самого просителя, его семью и город. Другими словами, религия в Шумере превратилась из общественного института в монополию правящих классов. Вавилонские цари просят богов даровать им долгое царствование, нерушимый трон и покорный народ, подразумевая, что божество находится или должно находиться в услужении у правителя. Монархи обеспечивали преданность жрецов тем, что предоставляли им особые привилегии; храмы же теперь фактически считались продолжением дворца, и с их помощью цари осуществляли централизованную власть над жреческим сословием точно так же, как над армией и чиновниками. В Шумере наиболее выдающиеся жрецы всегда стремились играть ведущую роль в политике и даже перераспределить в свою пользу часть власти царя. В одном письме главного жреца Лагаша, адресованном его коллеге, автор утверждает, что возглавлял местное войско в походе против эламитов, опустошавших земли вокруг Лагаша, и что обратил врагов в бегство и взял в плен 540 человек. Если главный жрец при шумерах мог возглавлять силы «национальной обороны» и посылать доклад о своем успехе другому жрецу, то это указывает на ведущую роль духовенства в шумерском обществе. Вавилонский царь никогда бы не доверил войско, этот главный аппарат управления, своим подданным, какими бы благочестивыми и патриотично настроенными они ни были. Одной из перемен, привнесенных западными семитами, было огосударствление религии и сокращение власти жреческого сословия. Что же до самих жрецов, лишенных определенной власти и престижа, то им предоставили приемлемую компенсацию в виде земельных наделов, налоговых льгот, права выпаса и конечно же они получали пищу, одежду, женщин и драгоценности, которые дарили храмам якобы по воле богов. Нетрудно догадаться, что происходило с пищей, которую выставляли на храмовых алтарях на тот случай, если бог проголодается и решит сойти на землю: она попадала в желудки жрецов и членов их семей и по праву считалась частью платы, достойной государственных служащих высокого статуса.

Последней переменой, или реформой, проведенной семитами, была замена шумерского верховного бога своим. Амурру, или амореи, пришли из пустыни со своей древней верой в Верховное Существо, свойственной всем первобытным племенам. Этот Повелитель Повелителей, известный под разными именами – Хадад у хананеев, Яхве у евреев, Мардук у вавилонян – изначально почитался как бог плодородия, распределивший воды по земле и сделавший плодородными поля и сады. Мардука в качестве бога-громовника, чьим символом была молния, почитали и боялись почти так же, как евреи боялись Яхве, хотя он, как добрый Пастырь, был ближе простым людям. Со временем цари новой империи сделали Мардука общим богом для всех покоренных народов, так как это помогало им проводить свои религиозные и политические интересы по всему расширяющемуся государству. Другими словами, во всей империи должен быть один общий царь и один общий бог, хотя представителям старого шумерского пантеона отвели почетные посты в качестве своеобразных «государственных пенсионеров». Но их власть уже была несравнима с властью Мардука, которого ко времени Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) безоговорочно считали повелителем неба и земли.

Сплотив вокруг себя монолитное общество, вавилонские цари получили возможность раздвинуть границы своего государства сначала на юг, где покорили древние шумерские города Нижней Месопотамии, затем на север, покорив будущую Ассирию, и, наконец, на запад, завоевав мелкие семитские царства вдоль побережья Средиземного моря. Далеко продвинуться вавилонским войскам не удалось только на восток от Тигра. Там располагалось древнее государство Элам, загадочный край, упоминаемый в книге Бытия как имя сына Сима. Об истории, культуре и языке Элама известно мало, но в шумерских записях эламиты упоминаются достаточно часто, так как они постоянно совершали набеги на дельту Тигра и Евфрата, а иногда даже завоевывали города-государства. Именно эламиты разгромили Ур и пленили не только одного из прославленных царей этого города, но и унесли статую богини Иштар, кощунственно похитив ее прямо из храма.

Элам был страной полуварварских племен, которые совершали набеги на плодородные равнины и богатые города Нижней Месопотамии и никогда не оставались на завоеванной территории так долго, чтобы установить над ней какую-то власть. Они, вероятно, не были способны управлять высокоцивилизованным городским обществом и, захватив город наподобие Ларсы, передавали все гражданские дела какому-нибудь образованному шумеру, а сами отправлялись дальше, в поисках очередной добычи.

Известно, что к тому времени, когда в 1792 г. до н. э. Хаммурапи взошел на трон, эламиты частично контролировали Южную Месопотамию из Ларсы, их местного центра. На севере находились ассирийцы, превосходящие по силе вавилонян, так что новый царь оказался зажатым между двумя соперничающими государствами, которые граничили с его владениями. Дожидаясь подходящего момента, он провел первые годы царствования, укрепляя свою власть и армию. На тринадцатом году своего правления Хаммурапи начал завоевания и покорил одного за другим всех соперников, последней подчинив Ассирию. На тридцать седьмом году правления, в 1768 г. до н. э. Хаммурапи стал владыкой всей Месопотамии и нескольких десятков некогда известных городов-государств, названия которых он гордо перечисляет в предисловии к своему знаменитому своду законов. Возглавляет список Ниппур, своеобразный Рим языческой Месопотамии, где находился храм бога Энлиля, верховного бога шумеров. За ним благодаря своей древности и находившемуся в нем священному оракулу следует Эреду. Вавилон, столица империи, стоит на третьем месте как центр культа нового верховного бога Мардука. Другие великие священные города Шумера и Аккада следуют в порядке их религиозной значимости. Всего перечислено 24 города, вместе с их храмами и главными богами, так что перед нами увлекательный и уникальный справочник по географии империи Хаммурапи и ее истории. Другой источник сведений об этом царе – собственно сам знаменитый свод законов, который он приказал высечь на камнях в целях «упрочения справедливости в Шумере и Аккаде». К счастью для историков, один из этих каменных монументов сохранился до наших дней, благополучно пролежав в земле до тех пор, пока в 1901 г. его не обнаружил французский ассириолог Жан Винсент Шейль. Сузы, древняя столица Элама, упоминаемая в Ветхом Завете, вошли в историю прежде всего как резиденция Дария Великого, построившего там дворец, древесину для которого доставляли из Ливана, золото – из Сард, лазурит – из Согдианы, бирюзу – из Хорезма, серебро и черное дерево – из Египта и т. д. Сузы также стали ареной одного из самых необычных зрелищ древней истории – «бракосочетания» 80 полководцев и 10 тысяч воинов Александра Македонского с персидскими девушками.

Более чем за тысячу лет до этого события эламиты привезли и установили в центре своей столицы стелу с текстом законов царя Хаммурапи, чтобы все видели, что такое справедливость, и понимали, что можно и нужно жить по законам. Стоит отметить, что бракосочетание, устроенное Александром Македонским, согласно вавилонскому своду законов считалось противоправным, поскольку в нем не признавалась женитьба на похищенной невесте, считавшаяся браком по принуждению. Впрочем, греческие воины вряд ли стали бы вчитываться в непонятный им текст, да еще в тот момент, когда после долгих лишений и тягот походной жизни они оказались в только что «освобожденном» роскошном городе.

Из книги Еврейская Атлантида: тайна потерянных колен автора Котлярский Марк

Черный пророк «белого Вавилона» В израильском городе Димона на юге страны проживает небольшая группа чернокожих американцев. Они представляются потомками евреев, покинувших Эрец-Исраэль после разрушения Второго Храма. Себя они называют Иври, хотя израильский раввинат

Из книги Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура автора Саггс Генри

Из книги Асы шпионажа автора Даллес Аллен

Геродот Падение Вавилона Следует отметить, что введение противника в заблуждение практиковалось еще в античные времена, если верить мифам и древним историческим хроникам. Как правило, дезинформатором выступал мнимый дезертир, который якобы бежал в результате грубого к

Из книги Монголы [Основатели империи Великих ханов (litres)] автора Филлипс Э Д

ВОЗВЫШЕНИЕ ЧИНГИСХАНА Ранние годы жизни Чингисхана, или Темучина, как его звали изначально, изложены с красочными и легендарными подробностями в «Тайной истории монголов». Он вырос в обедневшей семье погибшего Есугэя и со временем поступил на службу к Тогрул-хану,

Из книги Татары [История возникновения великого народа] автора Паркер Эдуард

Глава 1 Незаметное возвышение и стремительный крах Из документальных источников мы знаем, что клановым именем у народа жуаньжуань было Укуру Тоба. Первоначально этот народ был известен как жоужань. Гиббон, следуя примеру французских авторов, писавших о Китае, использует

Из книги Оружие великих держав [От копья до атомной бомбы (litres)] автора Коггинс Джек

Глава 1 Возвышение и крах первого северного доминиона Хунну покорили северный народ, называемый китайцами динлин, о котором они знали лишь то, что во времена сяньбийцев динлин иногда сражались на стороне Китая. Китайцы были озадачены, узнав, что и на западе есть народ

Из книги Вавилон [Расцвет и гибель города Чудес] автора Веллард Джеймс

Возвышение державы В 1900 году разразилось Боксерское восстание, и Япония, будучи ближайшей заинтересованной державой, поспешила оказаться в первых рядах сражающихся. Поведение ее войск во время короткой кампании союзных войск по освобождению Тяньцзиня и Пекина

Из книги Лондон: биография автора Акройд Питер

Глава 13 Величие Вавилона Ниневия пала, и Вавилон, в течение шестисот лет находившийся в подчинении у Ассирии, снова поднялся навстречу мировому могуществу.Ниневия, крупнейший город долины Евфрата, располагавшийся на берегах Тигра, никогда не теряла своего культурного

Из книги Лондон: биография [с иллюстрациями] автора Акройд Питер

Глава 15 Падение Вавилона Вавилон, раскопанный Кольдевеем, был столицей империи, созданной почти исключительно волей одного из последних его царей, Навуходоносора П. Период так называемого Нововавилонского царства длился с 605-го по 538 г. до н. э., и в конце его Вавилон из

Из книги Большевики приходят к власти автора Рабинович Александр

Из книги 100 великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

Глава 61 Сколько миль до Вавилона? К середине 1840-х годов Лондон приобрел славу величайшего города на земле - имперской столицы, международного торгово-финансового центра, огромного интернационального рынка, куда стекался весь мир. Однако в начале XX века Генри Джефсон,

Из книги Лондон. Биография автора Акройд Питер

6 Возвышение Корнилова Для русских либералов и консерваторов, которые после июльского восстания преждевременно праздновали тризну по большевизму и радовались возврату к сильному правительству и твердому порядку, развитие событий во второй половине июля и в первые

Из книги Смертельная схватка нацистских вождей. За кулисами Третьего рейха автора Емельянов Юрий Васильевич

Роберт Кольдевей на развалинах Вавилона После распада государства шумеров политическим центром стал город, впервые упоминаемый во времена III династии Ура. Его называли Баб-или – «Врата божьи». Древние греки переделали это аккадское название в Вавилон. Возвышение

Из книги «Острые козырьки»: как это было. Билли Кимбер, «Бирмингемская банда» и ипподромные войны 1920-х автора Чинн Карл

Глава 61 Сколько миль до Вавилона? К середине 1840?х годов Лондон приобрел славу величайшего города на земле – имперской столицы, международного торгово-финансового центра, огромного интернационального рынка, куда стекался весь мир. Однако в начале XX века Генри

Из книги автора

Возвышение и падение Гудериана По обвинениям в участии в заговоре было казнено 5 тысяч человек. В качестве орудия казни использовались струны от фортепиано, закрепленные на крючках для разделки мясных туш. Агония повешенных нередко продолжалась несколько минут. Эти

Из книги автора

Глава 4 Возвышение Билли Кимбера С Билли Кимбером шутки были плохи. Высокий, крепкий, сильный и харизматичный, он не боялся никого, а его боялись очень многие. Прекрасный боец, он был ключевой фигурой в группе жестоких и опасных хулиганов, которую называли «Бирмингемской

Новое возвышение Вавилона. После гибели Ассирии Вавилонское царство возродилось и расцвело. В VII-VI веках до н. э. его цари сумели подчинить себе большую часть Междуречья, Сирию, Финикию. В VI веке до н. э. Вавилон захватил последнее из еврейских государств в Палестине - Иудейское царство. Его столица Иерусалим была разрушена, а население уведено в плен. Вавилон расцветал, собирая дань с покорённых народов. Он снова превратился в самый богатый город Передней Азии. Здесь можно было найти товары со всего света.

  • Вспомните, когда и при каком правителе достигло вершины своего могущества Вавилонское государство.

Город был окружён мощными стенами со множеством башен, его опоясывал глубокий ров. Попасть в город можно было через одни из восьми его ворот. Самыми красивыми и величественными были северные - ворота богини Иштар. Пройдя под их высокими сводами, путник попадал на прямую, как стрела, Дорогу процессий. Она была вымощена каменными плитами - розовыми по бокам дороги и белыми в середине. Вдоль главной улицы стояли многоэтажные дома, облицованные керамической плиткой. Между домами были разбиты сады и устроены фонтаны. Путник наслаждался видом великолепных храмов и роскошных дворцов царя и вельмож. Здесь находилось одно из семи чудес света - «висячие сады Семирамиды». Они представляли собой искусственные горы с террасами, на которых были высажены деревья и цветы. Эти сады построил один из царей для своей молодой жены, родившейся в горах и тосковавшей по ним среди вавилонской равнины. Проходя по главной улице, можно было видеть и знаменитую Вавилонскую башню, главную святыню города.

Рис. Ворота богини Иштар в Вавилоне. Современный рисунок

Возникновение Персидского царства. К востоку от границ Вавилонского царства, среди гор и широких плодородных долин, лежала страна Персида. Её населяли племена скотоводов-персов. Они разводили главным образом лошадей и верблюдов. Персы были подданными мидийских царей, войско которых в союзе с Вавилоном сокрушило Ассирийскую державу.

В середине VI века до н. э. вождь одного из персидских племён, Кир Великий, объединил все персидские племена и объявил себя их царём. Он сумел разгромить войска мидийцев. Со временем Мидия вошла в состав его государства. Кир создал сильное войско, основу которого составляли пешие и конные лучники, славившиеся своей меткостью. Были в войске царя и боевые колесницы. Кир усовершенствовал их, приказав прикрепить к колёсам серповидные мечи. Кир создал одну из лучших армий своего времени.

Завоевания персов. Кир Великий начал завоевательные походы. В 538 году до н. э. персы подошли к Вавилону. Кир приказал выкопать вокруг него каналы и отвести в них воды Евфрата, протекавшие через город. По обмелевшему руслу реки войска Кира ворвались в город. Персам покорилась Вавилонская держава и другие страны Передней Азии. После смерти Кира его преемники продолжили завоевательные походы. В 525 году до н. э. они захватили Египет.

Рис. Гробница Кира Великого

Наивысшего могущества Персидская держава достигла в конце VI - начале V века до н. э., в годы правления Дария I. Его власть распространялась на некоторые области Средней Азии и Индии. Покорились ему и жители Северной Греции. С завоёванных народов персы взимали дань и требовали поставлять воинов для своей армии.

  • Kaк вы думаете, почему персам удалось подчинить себе Нововавилонское царство и многие другие державы?

Устройство Персидского государства. Ассирийские, а затем и вавилонские цари, покоряя другие народы, уничтожали их вождей. Они отрывали людей от родных мест и переселяли в другие земли. Завоеватели даже лишали покорённые народы их веры, увозя в свою столицу изображения богов. Персы, завоевав новые земли, стремились привлечь на свою сторону населявшие их народы и в особенности знать. Ей поручалось собирать налоги, осуществлять суд, наказывать непокорных, расправляться с восставшими. Кир, завоевав Вавилонское царство, разрешил всем народам вернуться к себе на родину. Он также возвратил в их храмы статуи богов, хранившиеся в Вавилоне в качестве военных трофеев. Однако стремившиеся к свободе жители покорённых персами стран не раз поднимали восстания против захватчиков.

Персидская держава со временем оказалась столь велика, что Дарию I пришлось разделить её на 20 провинций - сатрапий. Каждой провинцией управлял назначаемый царём наместник - сатрап. За ним, в свою очередь, наблюдали царские слуги. Их называли «ушами царя». Они смотрели, чтобы сатрапы правильно собирали налоги, не замышляли чего-либо против правителя государства. О всех злоупотреблениях посланники сообщали царю. Чтобы легче было держать покорённые персами народы в повиновении, Дарий I приказал выстроить широкую дорогу, которую называли «царской». Она соединила различные части огромного государства. Вдоль этой дороги, на небольших расстояниях друг от друга, были расставлены заставы, где дежурили конные гонцы. Сменяя друг друга, они живо могли доставить в столицу любое сообщение: о начавшемся восстании или о вторжении врагов. По этой же дороге могли быстро пройти войска.

Рис. Персидская держава

  • Пользуясь картой, расскажите, какие страны и народы вошли в состав Персидской державы.

Подведём итоги

В VII-VI веках до н. э. крупнейшим государством Древнего мира было Нововавилонское царство. Оно пало под ударами кочевников-персов, создавших свою державу.

Керамика - материал, полученный из обожжённой глины, смешанной с различными добавками.

VII-VI века до н. э. Время существования Нововавилонского царства.

Середина VI века до н. э. Возникновение Персидского государства.

Вопросы и задания

  1. Когда начался новый расцвет Вавилонского царства? Какие страны и народы вошли в его состав?
  2. Что стало причиной гибели Нововавилонского царства?
  3. Как вы думаете, почему, управляя покорёнными народами, персы старались опираться на местную власть? Какие это могло иметь последствия?
  4. Какова роль Кира в образовании Персидского государства? Как вы думаете, почему современники прозвали его Великим?
  5. Расскажите об устройстве и особенностях управления Персидской державой.
КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал