История колледжа. Моршанский текстильный техникум

Роль краеведческой исследовательской работы в патриотическом воспитании студентов ГОУСПО «Моршанский текстильный техникум

Е.Н. Омельченко, преподаватель гуманитарных и социально-экономических дисциплин, председатель ПЦК, руководитель кружка «Краевед» ГОУ СПО «Моршанский текстильный техникум» Историческое краеведение сегодня – это сложное самостоятельное направление науки во всём мире. Изучение местной истории представляет не только сугубо региональный интерес. Процессы, разворачивающиеся в пределах отдельных территорий или поселений, раскрывают проблемы общегосударственного развития. Описывая этапы национального исторического пути в том или ином регионе, а также роль этих регионов в истории нации в целом, исследователь невольно возвращается к проблемам общенационального прошлого. Исходя из современных задач, возможностей учебного заведения и накопленного опыта, изучение края может проводиться с учебно-воспитательной (как основой), познавательной или научной целями, хотя ни одна из них не реализуется в чистом виде, а выступает чаще всего в взаимосвязи с другими. На эту особенность краеведения ещё в 20-х гг. ХХ в. обращал внимание В.А. Герд. Он писал, что школьное краеведение тесно переплетается с научным, так как то и другое ведёт изучение одних и тех же объектов, используя одни и те же источники. В свою очередь, познавательная цель тесно переплетается с учебно - воспитательной и научной. Непосредственно с понятием «краеведение» связано понятие «край», без чёткого представления о пространственных границах которого невозможна целенаправленная работа по его изучению. Понятие «край» совпадает с административным делением страны на области. Но так как территория области состоит из более мелких административных делений и населённых пунктов, то под понятие «край» (применительно к краеведению) можно подвести несколько ареалов:
    собственно область или её часть, район или часть района, населенный пункт или его часть (например, микрорайон города), отдельный производственный объект или отдельная общественная организация (например, завод, фабрика, организация какая-либо), МТТ.
Выбор территориального уровня для краеведческого изучения зависит: а) от познавательной, образовательно-воспитательной и научной значимости темы; б) от степени распространения события или явления в пределах того или иного ареала; в) от наличия источников, достаточных для полноты изучения выбранной темы. Например, при изучении событий Гражданской войны можно взять для изучения территорию всей Тамбовской области, а если же краеведы будут изучать тему, связанную с событиями 1917 года, то можно ограничиться территорией Моршанского района, г. Моршанска или отдельного села, так как исследование в пределах данного ареала будет отвечать трём названным критериям. Краеведам необходимо брать во внимание и изменения административно-территориальных границ края. Тамбовский край, развивший в истории своё особенное лицо и повадку, ломался в ХХ веке не только под ударами коммунистических идейных и социальных экспериментов. На некоторое время в 1920-е – 1930-е годы он даже терял самостоятельный административный статус: «уже урезанная» Тамбовская губерния была упразднена в 1928 г. Созданная в 1939 г. Тамбовская область по территории, населению, экономической базе оказалась вдвое меньше исторически сложившейся Тамбовской губернии. Какова же педагогическая значимость историко-краеведческой исследовательской работы в техникуме:
    В ходе изучения края в распоряжение учебного заведения предоставляется собранный студентами разнообразный краеведческий материал, который может находить широкое применение в учебной работе и во внеклассной деятельности.
На его основе изготавливаются различные наглядные пособия (карто-схемы, таблицы, диаграммы, рисунки, макеты, муляжи), раздаточный материал (отрывки из местных газет, воспоминаний, писем участников исторических событий), которые применяются на уроке наряду с устными сообщениями как преподавателя, так и студентов. Чётко обработанный и включаемый в урок краеведческий материал вызывает у студентов повышенный интерес к изучению предмета, содействует активизации их познавательной деятельности.
    Краеведческий материал с успехом используется в воспитательной внеурочной работе при проведении краеведческих конференций, вечеров, встреч со знатными людьми города, для подготовки олимпиад, викторин, выпуска стенных газет и т.д.
В этой работе находят решение такие важные принципы воспитания подрастающего поколения, как осуществление связи обучения с жизнью, воспитание гражданственности, любви к родному краю. 3. Принимая участие в изучении края во всех его формах (работа в библиотеках, местных архивах, музеях, оформление стендов и т.д.), студенты развивают имеющиеся и приобретают новые умения и навыки интеллектуальной и оформительской работы, учатся коллективизму, ответственности за порученное дело, развивают свой эстетический вкус. 4. В процессе краеведческой работы студенты приобщаются к посильному общественно полезному труду. Например, студенты собирали материал о преподавателях техникума, о выпускниках техникума, о знатных людях нашего края, об участниках Великой отечественной войны, воинах-афганцах и т.д. На основе собранного материала студенты подготавливали доклады, рефераты и выступали с ними на уроках.
    В результате краеведческих изысканий в отдельных случаях могут быть выявлены новые фактологические данные о тех или иных событиях.
Вместе с тем краеведение – одно из средств осуществления междисциплинарных связей в преподавании различных учебных дисциплин. Оно способствует преемственности в знаниях студентов, которая важна не только как возможность знакомить будущих специалистов с прошлым и настоящим родного края, происходящими событиями, но и как дидактическое правило обучения. Использование преподавателями в ходе занятия краеведческого материала значительно активизирует деятельность студентов, а это имеет большое значение для решения вопроса о выборе методов обучения и формах связи учебных занятий. Правильно организованная краеведческая исследовательская работа открывает большие возможности в воспитании подрастающего поколения. Студенты, прошедшие школу краеведения, всегда будут ощущать свою причастность к родному краю. Стержнем работы кабинета гуманитарных социально-экономических дисциплин является кружок краеведения, деятельность которого осуществляется по нескольким основным направлениям:
    «Люби и знай свой край» (исследуется история создания городов Тамбовщины, прежде всего история г. Моршанска и сёл Моршанского района). «Они защищали Родину» (о землях – участниках Великой Отечественной войны). «Наш техникум» (о выпускниках техникума разных лет, преподавателях разных лет). «Люди, прославившие наш край» (ветераны и передовики производства, научная и творческая интеллигенция, спортсмены и т.д.) «Духовные ценности нашего края» (архитектурные достопримечательности, храмы и т.п.)
В результате исследовательской и поисковой работы в техникуме имеется большой историко-документальный материал о создании нашего города, ряда сёл Моршанского района, многих крупных предприятий города, достопримечательностях города, людях, прославивших наш город, или известных людях разных периодов истории, связанных с Моршанском. Собранный материал систематизирован и красочно оформлен. Многие работы (альбомы, рефераты) сопровождаются цветными фотографиями, документами, воспоминаниями ветеранов труда, передовиков производства. Например, на основе собранного студентами материала в кабинете оформлен ряд стендов, посвящённых городу и техникуму. Оформлены альбомы:
    «Земля Тамбовская». «История нашего края» (Тамбовская область). «Движение Антонова на Тамбовщине». «Мой край – Тамбовщина». «Юность земли Моршанской». «Самый лучший город Моршанск». «Памятники архитектуры г. Моршанска». «Страницы прошлого листая» (о знаменитых людях, связанных с нашим краем: Чичерин, Баратынский, Герасимов, Рахманинов, Лермонтов, Гайдар, Толстой и т.д.) «Герои – моршанцы в годы Великой Отечественной войны». «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны (работа предприятий города, колхозов и совхозов района)». «Моршанцы на фронтах Великой Отечественной войны». «Страницы истории Моршанской железнодорожной станции». «История Моршанского текстильного техникума». «Преподаватели Моршанского текстильного техникума. «Студенты – Лауреаты премии им. А.Е. Зобнина».
Имеются воспоминания многих первых преподавателей техникума, фотографии. Многих этих людей сейчас уже нет в живых. В 90-х гг. ХХ в. мы ходили к ним, общались, собирали материал, они делились фотографиями, воспоминаниями. У нас сейчас большая подборка фотографий, есть видеозаписи встреч. Имеется большое количество рефератов, написанных студентами по истории улиц нашего города, например: Интернациональная бывшая Тамбовская, Ленина (Шацкая), Гражданская (Дворянская), Пролетарская (Театральная), Лотикова (Софийская), Сакко и Ванцетти (Садовая), Пушкина (Почтовая), Евдокимова (1-я Базарная), Советская (2-я Базарная), Свободная (Набережная), Красная (Соборная), Карла Маркса (Никольская), Октябрьская площадь (Торгово-Вознесенская) и т.д. Моршанск с 1990 года вошёл в список «Исторических городов России» и не зря, только в одной части города возвышалось 14 храмов, более 100 уникальных особняков, принадлежащих фабрикантам Асеевым, Белоусовым, купцам Платициным, Кавериным, Фоминым, Поповым, Фонталовым, Смесовым, Рымаревым, Михайловым и т.д. Много работ студентов о достопримечательностях города, например, Свято-Троицком Соборе – «жемчужине России», как сказал о нём бывший патриарх всея Руси Алексий II во время визита в наш город. Говоря о соборе, вспоминают и визит в Моршанск последнего императора России Николая II, который посетил и Свято-Троицкий собор, и Софийский собор (ныне утраченный). Среди памятников архитектуры и археологии, скульптуры и живописи, истории и искусства особое место занимают памятники ратной славы нашего Отечества. По всей нашей земле стоят такие памятники. В нашем городе более 30-ти памятников, обелисков, мемориальных досок, установленных в честь исторических событий Великой Отечественной войны. На городском кладбище установлен памятник Неизвестному солдату. На территориях большинства предприятий города установлены памятники или обелиски рабочим и служащим, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Интересен по монолитности памятник рабочим суконной фабрики, которые погибли в годы войны. На 24-х мемориальных досках высечены имена 234-х воинов. Авторы памятника - тамбовский архитектор Т.Б. Кемолтынова (бывшая выпускница Моршанской детской художественной школы) и инженер фабрики Б.П. Щербаков. На братских могилах установлены обелиски Героям Советского Союза – П.А. Синельникову, В.С. Стрельцову, И.В. Чещарину, Н.И. Борееву, кавалеру орденов Славы и степеней Ф.И. Мартынову, а на фасадах домов, предприятий, организаций, где они жили и работали, установлены мемориальные доски. С Моршанском связаны имена многих известных людей: здесь родились русский скульптор – реалист Е.А. Лансере, представитель революционных народников 70-х гг. XIX века Софья Бардина, учёные В.И. Вернадский, А.А. Михайлов, И.Л. Клеймёнов, И.С. Нарский, В.Д. Конобеев, писатели А.П. Эртель, Е.Д. Люфанов, В.С. Клёпов, поэт И.В. Шамов, полярный лётчик Титлов М.А., получивший за освоение Арктики звание Героя Советского Союза и многие другие. Мало кто знает, что писатель А.П. Чехов был связан с нашим городом своими корнями. Здесь жила его мать Морозова, которая считалась родственницей одного из Моршанских купцов. А.П. Чехов посвятил один из своих рассказов г. Моршанску. Студенты оформили материалы о деятельности в г. Моршанске Быстрова Михаила Васильевича – заслуженного врача РСФСР, в августе 2004 г. посмертно ему присвоено звание «Почётный гражданин г. Моршанска». В память о М.В. Быстрове центральной Больнице присвоено его имя. Краеведческая исследовательская работа даёт возможность студентам лучше познакомиться со своей «малой Родиной», с людьми, которые нас защищали в суровые годы войны, которые учились у нас в техникуме, с людьми, прославившими наш край. Имеющийся краеведческий материал – это хорошая база для нравственного, экологического, патриотического воспитания молодёжи. Это наша история, а её надо знать, какой бы она ни была. Наконец, можно говорить и о профессиональной ориентации студентов, когда прослеживается преемственность целых семейных династий, прошедших наш техникум более чем за 65 лет его существования. Краеведческая работа позволит студентам под руководством преподавателя внести свой, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие отечественной истории, увидеть специфику исторического, социологического и других видов исследования и, вероятно, главное – получить опыт подлинно исследовательской деятельности во всём спектре её специфики, трудностей, радостей, особенностей. Студенты обретут определённый набор знаний, умений и навыков, которые пригодятся им в будущей взрослой жизни.

" Н.С.Сурков.

- одно из самых популярных среди нашей молодежи городских средних специальных учебных заведений. В июне он отметил 70-летний юбилей. Позади - богатая история, в которой оставили след и преподаватели, и студенты; множество славных дел и замечательных событий. Настоящее здесь тоже вполне определенно: как всегда летом, сейчас ведется прием абитуриентов, недавно закончились выпускные экзамены - все как обычно, день ото дня в течение вот уже семидесяти лет.

Сегодня техникум - современное среднее профессиональное учебное заведение, располагающее сложным учебно-лабораторным оборудованием, счетно-вычислительной и компьютерной техникой, техническими средствами обучения, хорошей социальной базой. Началось все с постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР от 7 июня 1943 года. Оно объявило об открытии в Моршанске на базе школы ФЗУ суконной фабрики нового учебного заведения - текстильного техникума. Позднее увидел свет аналогичный приказ наркома текстильной промышленности, предусматривающий открытие в нем трех отделений: прядильного (готовило техников-технологов шерстопрядения); ткацкого (техников-технологов шерстоткачества); ремонтно-механического (техников по ремонту текстильного оборудования). В первом учебном году в техникуме обучалось 100 студентов.
Конечно, первые годы существования техникума - самые сложные и тяжелые. Достаточно сказать, что вначале в здании ФЗУ под студенческие аудитории было выделено всего несколько помещений. Более того, несколько лет будущие текстильщики вынуждены были заниматься во вторую смену в библиотечном техникуме. Но в 1948 году, когда здание по ул. Пролетарская за текстильным техникумом закрепили окончательно, здесь сразу же начались работы по его капитальному ремонту и перепланированию.

Много внимания, сил, времени развитию материально-технической базы техникума отдает инынешний его директор Н.С.Сурков. Он возглавил коллектив МТТ в 1974 году. И именно под руководством Николая Сергеевича техникум стал таким, каким мы все его знаем. Достаточно сказать, что в 1973-1976 годах были сделаны: надстройка второго этажа учебного корпуса, возведена пристройка второго этажа левого крыла, где разместились ткацкая и прядильная мастерские, химические лаборатории и библиотека с читальным залом. В 1979-1980 годах здесь построено общежитие для студентов на 360 мест, потом - совместно с ПМК-381 - 129-квартирный жилой дом на ул. Красноармейская. В разные годы по инициативе Н.С.Суркова здесь построили столовую, актовый зал, спортивный комплекс «Юность » (он возводился непросто - в течение очень сложных в экономическом плане десяти лет). В 2006 году введена в строй швейная мастерская, в 2008 - прекрасно оснащенная сварочная мастерская, где имеются компьютерные тренажеры сварщика, первоначальный опыт работы ребята приобретают именно на них.
Кроме того, под руководством Н.С.Суркова техникум внес немалый вклад в развитие социальной сферы Моршанска: был пристроен спортивный зал в СШ № 4, построены две квартальные котельные, две электроподстанции, проложены 3,5 км кабельных линий. Отмечу, что за немалый вклад в решение жилищно-бытовых проблем городского значения Н.С.Суркову заслуженно присвоено звание почетного гражданина г. Моршанска, а за успехи на ниве просвещения - звание заслуженного учителя школы РСФСР.

Так получилось, что техникум с недавнего времени находится в ведении Управления образования и науки Тамбовской области. Полное официальное его название сейчас звучит и пишется так: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Моршанский текстильный техникум ». Однако данное обстоятельство никоим образом не отразилось на качестве обучения. Кстати, в настоящее время ТОГБОУ СПО «Моршанский текстильный техникум » - единственное учебное заведение в стране, где готовят специалистов для легкой промышленности. Причем, отзывы работодателей, поступающие в техникум, только хорошие и отличные.
Всего за 70 лет работы техникум подготовил более 15000 отличных специалистов для многих предприятий, организаций и учреждений России. Среди них: ООО «МОРШАНСКАЯ МАНУФАКТУРА », ООО «МОРШАНСКХИММАШ », ОАО «Троицкая камвольная фабрика », ЗАО «Текстильная фирма «Купавна », ОАО «Пушкинский текстиль », ОАО «Фабрика им. Петра Алексеева », ОАО «Башкирский текстильный комбинат », Сбербанк России, Федеральное казначейство, Пенсионной фонд РФ, налоговая инспекция, торговые и швейные фирмы и др.
Среди выпускников техникума - генеральные директоры Моршанского текстильного предприятия А.Е.Зобнин, Б.Ф.Мошечков, Е.В.Соседов, Д.Г.Корчагин; Астраханского камвольного комбината - Н.И.Маркин, Троицкой камвольной фабрики - И.Т.Почечуев, Аржинского суконного комбината - Ю.И.Локтев, Люберецкого коврового комбината - В.А.Зорников, Семипалатинского камвольного комбината - В.С.Сурков, Моршанского булочно-кондитерского комбината - В.И.Зотников, руководитель налоговой службы Моршанска Т.А.Ломовцева.

Техникум оперативно реагирует на изменения, происходящие на рынке труда, и строит работу с учетом предложений работодателей. Например, в 2006 году в связи с обращением управления промышленности и предпринимательства Тамбовского региона здесь начали осуществлять подготовку кадров по специальности «Моделирование, конструирование и технология швейных изделий ». В 2008 году по просьбе городской администрации и руководства завода «МОРШАНСКХИММАШ » техникум стал вести подготовку специалистов по специальности «Сварочное производство ». В 2014 году по просьбе руководства ООО «МОРШАНСКАЯ МАНУФАКТУРА » здесь планируется ввести специальность: «Химическая технология отделочного производства и обработка изделий ». Также в планах администрации техникума для ООО «МОРШАНСКХИММАШ » и ООО «МОРШАНСКАЯ МАНУФАКТУРА » организовать прием по специальности «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования ».
В настоящее время, по словам Н.С.Суркова, техникум не является моно-текстильным учебным заведением, и это очевидно. На 2013-1014 учебный год здесь ведут прием абитуриентов по следующим специальностям: «Повар, кондитер », «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий », «Коммерция », «Экономика и бухгалтерский учет », «Сварочное производство », «Технология текстильных изделий ». Но, как видите, все специальности востребованные, актуальные, популярные у молодежи.

Именно поэтому выпускники техникума достаточно легко находят себе работу и не зарегистрированы на учете в Центре занятости населения. Это не удивительно, ведь администрация этого учебного заведения по всем специальностям подготовки заключила договоры на подготовку кадров на 2013-2018 годы с рядом предприятий Тамбовской области и других регионов России. Среди них: ООО «МОРШАНСКАЯ МАНУФАКТУРА », ООО «Троицкая камвольная фабрика », ООО «Пушкинский текстиль », ООО «МОРШАНСКХИММАШ », ОАО «ПЕРВОМАЙСКХИММАШ », ООО «Моршанский моторо-ремонтный завод », ООО «Моршанская швейная фабрика », ООО «Любава », ООО «Аленка », ООО «Стройсервис », отделение Сбербанка, Федерального казначейства, налоговой инспекции, Пенсионного фонда РФ и т.д.
Своей востребованностью выпускники техникума в первую очередь обязаны профессионализму и опыту преподавателей. Большим уважением администрации техникума, коллег и студентов пользуются: зам. директора по УР и ПО Т.Г.Парамзина, зам. директора по ВР С.П.Попов, зам. директора по научной и методической работе Н.Н.Бовина, преподаватели Н.Ф.Земцова, Т.Н.Дьячкова, И.В.Дорошенко, К.А.Лауман, С.И.Жулидов, Т.А.Жевлакова, Е.Е.Барабаш, Е.Н.Омельченко, В.В.Щеголев, А.А.Марина, А.К.Ананьев, М.Ю.Дуравина, Н.В.Матырская, С.А.Трякин.
Теплые слова хочется сказать и в адрес тех педагогов, кто сегодня находится на заслуженном отдыхе: Р.С.Балабанович, Т.В.Стрельцовой, Г.И.Ядовой, Т.А.Щеголевой, И.В.Гапонова, Л.Ф.Клюшневой, Т.А.Смирновой, А.В.Елсукова, Е.П.Лаврентьевой, В.М.Серокурова.
В эти юбилейные дни хочется также отдать должное памяти тех преподавателей, кого уже нет с нами, кто в свое время все свои знания и опыт отдавали делу подготовки молодых текстильщиков: С.М.Родиной, А.И.Ведренниковой, П.А.Гречкина, М.М.Власова, И.В.Алексеева, Е.Т.Стрельцовой, О.С.Панферова, Л.И.Апанасевич, Н.Н.Луниной, Л.Н.Чернышевой, Р.С.Байгузовой, Т.И.Уваровой, Л.С.Ястребовой,О.В.Потехиной, А.М.Подшивалова, В.В.Шаляпина, Е.А.Смирнова.

В Моршанском текстильном техникуме учатся хорошие, умные, стремящиеся получить знания, а потом реализовать их на деле ребята. Напряженную учебу они успешно сочетают с увлечениями спортом, художественной самодеятельностью. Техникум по праву гордится своими студентами Е.Василенко, Е.Бородавко, И.Кирюшатовой, Е.Михальчук, Е.Чичкановым, О.Кобзевой. Эти и другие ребята успешно отстаивают честь родного учебного заведения на различных Всероссийских и даже международных конкурсах, региональных фестивалях, спортивных состязаниях разного уровня. Именно для них, для юношей и девушек, администрация техникума и наращивает материальную базу, развивает учебный процесс, думает о будущем. Они - надежда техникума, его завтрашний день. Для них, для ребят, по большому счету, и пишется история этого солидного уважаемого учебного заведения.

В спортивном зале аппарата управления сотрудники отдела специального назначения «Вепрь» провели спортивный мастер-класс по борьбе самбо для несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции.
17.09.2019 УФСИН На ХIV Всероссийской выставке «День садовода-2019» мичуринские учёные представят перспективные сорта плодовых и ягодных культур, которые в скором времени можно будет встретить как на торговых прилавках,
17.09.2019 Мичуринская правда Более шести тысяч юных активистов объединяет городское детское движение. В состав городского детского движения входят 17 первичных школьных детских организаций.
17.09.2019 Мичуринская правда

17 сентября 2019 года в Центр-колледже прикладных квалификаций Мичуринского государственного аграрного университета (ректор Вадим Бабушкин) состоялась плановая тренировочная эвакуация.
17.09.2019 МичГАУ

В этом году исполняется 65 лет с тех пор, как в нашем городе было открыто новое учебное заведение - Моршанский текстильный техникум. Этот славный юбилей сегодня отмечается в весьма непростой ситуации: текстильная промышленность в целом в нашей стране находится в условиях длительного, затяжного кризиса.


Однако, несмотря ни на что, директор техникума Н.С.Сурков - заслуженный учитель РФ, почетный работник среднего профессионального образования РФ, Почетный гражданин г. Моршанска, депутат городской Думы - настроен по-деловому, оптимистично. По его словам, надежду на перемены к лучшему вселяет заявление Президента Российской Федерации Д. Медведева, сделанное минувшим летом, о необходимости принятия самых эффективных мер по выведению текстильной промышленности из сложившегося в отрасли кризиса. Более того, по предложению Президента в Концепцию развития России до 2020 года включен специальный раздел, посвященный перспективам развития текстильной промышленности.
Ожидая перемен, коллектив техникума решил не менять своего названия, продолжая работать как среднее специальное текстильное учебное заведение. Для тех, кто не знает, скажу, что в нашей стране сегодня имеются только два текстильных техникума - Клинцовский и наш, Моршанский. Из них только МТТ находится на федеральном финансировании, и только в этом учебном заведении готовят специалистов для шерстяной отрасли текстильной промышленности ЦФО.

Время быстротечно: вот уже 65 лет техникум-юбиляр готовит высокопрофессиональных, грамотных работников по следующим специальностям: "Технология текстильных изделий" (специализации: "Прядение" и "Технология ткачества"), "Химическая технология отделочного производства", "Экономика и бухгалтерский учет", "Коммерция", "Моделирование и конструирование швейных изделий" (с учетом обращения Управления промышленности Тамбовской области введена в 2005 году), "Сварочное производство".
В этом году по причине острой нехватки специалистов-сварщиков к Н.С.Суркову обратились администрация города и руководство ОАО "МоршанскХимМаш" с просьбой ввести в учебный план новую, необходимую на этом производстве специальность. Хорошенько оценив ситуацию, взвесив все "за" и "против", в техникуме решили пойти им навстречу: оперативно нашли помещение под сварочную мастерскую, добились финансирования со стороны Федерального агентства по образованию и, затратив более миллиона рублей, капитально его отремонтировали. Вскоре сюда завезли часть необходимого современного оборудования (остальное поступит в ближайшее время), приобрели необходимое количество учебной литературы, отвечающее всем требованиям времени, позаботились о высококвалифицированных преподавателях.
Летом по специальности "Сварочное производство" в техникуме впервые проводились вступительные экзамены, был даже небольшой конкурс - по словам Н.С.Суркова, явление по ряду объективных и субъективных причин в средних специальных учебных заведениях города достаточно редкое. Значит, интерес к этой специальности у молодежи имеется, тем более, что в текстильном техникуме готовят не "простых" сварщиков, а специалистов по сварке: руководителей производственных подразделений предприятий.
Юбилейный 2008 год отмечен победами коллектива в проводимых Федеральным агентством по образованию конкурсах: на поставку компьютерного программного аппаратного комплекса стоимостью 600 тысяч рублей и на поставку автоматизированного рабочего места зам. директора по учебной и методической работе (стоимость 300 тысяч рублей). Вот как получилось: юбилей учебного заведения удачно совпал с пополнением его кабинетов, лабораторий, спортивного комплекса "Юность" современной электронной техникой, мебелью, спортивным оборудованием. Например, не так давно приобрели специальную компьютерную программу, установленную на ПК в читальном зале библиотеки. Теперь ребята имеют возможность работать с электронными изданиями, с разнообразными программами по специальности и, не покидая библиотеку, "выходить" в Интернет. Так вот, со всем основанием теперь можно сказать, что в техникуме появился еще один компьютерный зал (плюс к четырем уже имеющимся, 36 компьютеров которых подключены к Интернету). Что и говорить, администрация техникума умеет заботиться о том, чтобы у учащихся имелись прекрасные перспективы, прекрасные возможности для всестороннего овладения выбранными профессиями, причем в комфортных условиях.
Имею в виду те большие ремонтные работы, которые проводились здесь минувшим летом. Была частично заменена кровля учебного корпуса, отремонтированы коридор, места общего пользования, ряд кабинетов и лабораторий, столовая, благоустроена прилегающая территория, а отделочные работы в библиотеке и читальном зале с полным основанием можно отнести к разряду евроремонта. Что касается общежития техникума, то кровля этого здания была полностью заменена, здесь же отремонтировали несколько студенческих комнат (в будущем году планируется ремонт оставшихся). Вот только несколько цифр, для наглядности: только в этом году на ремонт - капитальный и текущий - в техникуме потратили около 6 млн. рублей, на новое оборудование для учебных кабинетов, лабораторий и мастерских до конца 2008 года планируется израсходовать около 3,5 млн. рублей.
Самое главное, что в Моршанском текстильном техникуме умеют заботиться не только о настоящем своих учащихся, но и об их будущем. Администрация заключила договоры содружества с Московским Государственным текстильным университетом им. А.Н.Косыгина и Российским заочным Государственным институтом текстильной и легкой промышленности. Выпускники техникума, имеющие в дипломах хорошие и отличные оценки, получают в этих учебных заведениях высшее образование по сокращенной программе обучения.
Молодых текстильщиков ждут и на базовом предприятии техникума ООО "Моршанская мануфактура", на предприятиях Подмосковья: ОАО "Пушкинский текстиль", ЗАО "Текстильная фирма "Купавна", ОАО "Троицкая камвольная фабрика" и других. Выпускникам МТТ здесь предоставляются прекрасные общежития, а главное - возможность достойного заработка.
За минувшие 65 лет техникум подготовил 15 тысяч дипломированных специалистов. География их трудоустройства обширна. Это текстильные предприятия Астрахани, Москвы и Подмосковья, Омска, Санкт-Петербурга, Тюмени, Краснодара, Пензенской, Рязанской, Тамбовской и Ульяновской областей. Немало выпускников трудится на текстильных предприятиях в странах СНГ. Техникум по праву гордится своими выпускниками. В разные годы его закончили генеральные директора: ООО "Моршанская мануфактура" - Е.В.Соседов, ОАО "Троицкая камвольная фабрика" - И.Т.Почечуев, "Санкт-Петербургская фабрика нетканых материалов" - Ф.Н.Колдашов, а также возглавлявшие в разные годы Моршанский камвольно-суконный комбинат А.Е.Зобнин, Б.Ф.Мошечков, генеральный директор ОАО "Люберецкие ковры" В.В.Зорников, генеральный директор ОАО "Астротекс» Н.И.Маркин.
Успешная карьера, профессиональный рост, умение найти свое место в жизни, быть востребованными - эти качества присущи большинству из них и свидетельствуют о высоком уровне преподавания, свойственном этому уважаемому учебному заведению. В коллективе трудятся замечательные преподаватели, большинство которых имеют высшую квалификационную категорию. Многие из них удостоены звания "Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации", двое - "Заслуженный учитель Российской Федерации". Что касается преподавателей спецдисциплин, за их плечами - большой опыт работы на производстве, которым они с удовольствием делятся со студентами.
Большим уважением коллег и учащихся пользуются руководитель физического воспитания, заслуженный учитель РФ В.В.Щеголев; почетные работники среднего профессионального образования РФ Г.И.Ядова, В.М.Серокуров, О.С.Панферов, Н.Ф.Земцова, Е.Н.Омельченко, Т.Н.Дьячкова, А.К.Ананьев; преподаватели высшей квалификационной категории Т.А.Щеголева, М.Ю.Дуравина, С.И.Жулидов, Г.А.Дмитриева, Т.А.Жевлакова, Е.Е.Барабаш и многие другие.
Сегодня, накануне юбилея техникума, теплые слова благодарности необходимо сказать и в адрес тех преподавателей, кто находится на заслуженном отдыхе: заслуженного учителя РФ С.М.Родиной, Л.Ф.Клюшневой, А.М.Подшивалова, Т.В.Стрельцовой, Е.П.Лаврентьевой. Добрую память в сердцах выпускников оставили преподаватели Н.С.Байгузова, П.А.Гречкин, Т.И.Уварова, И.В.Алексеев, Л.И.Апанасевич, Н.Н.Лунина...
Заканчивая юбилейную публикацию, необходимо подчеркнуть, что огромное значение в техникуме уделяется и нравственно-патриотическому, физическому воспитанию студентов. Ребята имеют прекрасную возможность реализовать свои способности в кружках художественной самодеятельности, технического творчества и спортивных секциях. Традиционными стали здесь конкурсы мастерства по специальностям, олимпиады, КВН, смотры художественной самодеятельности и спартакиады между студентами разных групп. Юные текстильщики не раз становились победителями областных и городских соревнований по волейболу, баскетболу, легкой атлетике. Все вышеизложенное позволяет сказать, что у техникума-юбиляра имеются прекрасные перспективы на будущее, что это учебное заведение уверенно смотрит вперед!

Историческое краеведение сегодня - это сложное самостоятельное направление науки во всём мире. Изучение местной истории представляет не только сугубо региональный интерес. Процессы, разворачивающиеся в пределах отдельных территорий или поселений, раскрывают проблемы общегосударственного развития. Описывая этапы национального исторического пути в том или ином регионе, а также роль этих регионов в истории нации в целом, исследователь невольно возвращается к проблемам общенационального прошлого.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж»

Методическая разработка

На тему:

Роль краеведческой исследовательской работы в патриотическом воспитании студентов

Рассмотрена на заседании цикловой комиссии 21.11.2015 г.

Из опыта работы преподавателя общих гуманитарных

и социально-экономических дисциплин,

Омельченко Е.Н.

Моршанск 2015 г.

Историческое краеведение сегодня - это сложное самостоятельное направление науки во всём мире. Изучение местной истории представляет не только сугубо региональный интерес. Процессы, разворачивающиеся в пределах отдельных территорий или поселений, раскрывают проблемы общегосударственного развития. Описывая этапы национального исторического пути в том или ином регионе, а также роль этих регионов в истории нации в целом, исследователь невольно возвращается к проблемам общенационального прошлого.

Исходя из современных задач, возможностей учебного заведения и накопленного опыта, изучение края может проводиться с учебно-воспитательной (как основой), познавательной или научной целями, хотя ни одна из них не реализуется в чистом виде, а выступает чаще всего в взаимосвязи с другими.

На эту особенность краеведения ещё в 20-х гг. XX в. обращал внимание В.А. Герд. Он писал, что школьное краеведение тесно переплетается с научным, так как то и другое ведёт изучение одних и тех же объектов, используя одни и те же источники. В свою очередь, познавательная цель тесно переплетается с учебно - воспитательной и научной.

Непосредственно с понятием «краеведение» связано понятие «край», без чёткого представления о пространственных границах которого невозможна целенаправленная работа по его изучению. Понятие «край» совпадает с административным делением страны на области. Но так как территория области состоит из более мелких административных делений и населённых пунктов, то под понятие «край» (применительно к краеведению) можно подвести несколько ареалов:

  1. собственно область или её часть,
  2. район или часть района,
  3. населенный пункт или его часть (например, микрорайон города), отдельный производственный объект или отдельная общественная организация (например, завод, фабрика, организация какая-либо), МТТ.

Выбор территориального уровня для краеведческого изучения зависит:

а) от познавательной, образовательно-воспитательной и научной значимости темы;

б) от степени распространения события или явления в пределах того или иного ареала;

в) от наличия источников, достаточных для полноты изучения выбранной темы.

Например, при изучении событий Гражданской войны можно взять для изучения территорию всей Тамбовской области, а если же краеведы будут изучать тему, связанную с событиями 1917 года, то можно ограничиться территорией Моршанского района, г. Моршанска или отдельного села, так как исследование в пределах данного ареала будет отвечать трём названным критериям.

Краеведам необходимо брать во внимание и изменения административно-территориальных границ края. Тамбовский край, развивший в истории своё особенное лицо и повадку, ломался в XX веке не только под ударами коммунистических идейных и социальных экспериментов.

На некоторое время в 1920-е - 1930-е годы он даже терял самостоятельный административный статус: «уже урезанная» Тамбовская губерния была упразднена в 1928 г. Созданная в 1939 г. Тамбовская область по территории, населению, экономической базе оказалась вдвое меньше исторически сложившейся Тамбовской губернии.

Какова же педагогическая значимость историко-краеведческой исследовательской работы в техникуме:

1. В ходе изучения края в распоряжение учебного заведения предоставляется собранный студентами разнообразный краеведческий материал, который может находить широкое применение в учебной работе и во внеклассной деятельности.

На его основе изготавливаются различные наглядные пособия (карто-схемы, таблицы, диаграммы, рисунки, макеты, муляжи), раздаточный материал (отрывки из местных газет, воспоминаний, писем участников исторических событий), которые применяются на уроке наряду с устными сообщениями, как преподавателя, так и студентов.

Чётко обработанный и включаемый в урок краеведческий материал вызывает у студентов повышенный интерес к изучению предмета, содействует активизации их познавательной деятельности.

2. Краеведческий материал с успехом используется в воспитательной внеурочной работе при проведении краеведческих конференций, вечеров, встреч со знатными людьми города, для подготовки олимпиад, викторин, выпуска стенных газет и т.д.

В этой работе находят решение такие важные принципы воспитания подрастающего поколения, как осуществление связи обучения с жизнью, воспитание гражданственности, любви к родному краю.

3. Принимая участие в изучении края во всех его формах (работа в библиотеках, местных архивах, музеях, оформление стендов и т.д.), студенты развивают имеющиеся и приобретают новые умения и навыки интеллектуальной и оформительской работы, учатся коллективизму, ответственности за порученное дело, развивают свой эстетический вкус.

4. В процессе краеведческой работы студенты приобщаются к посильному общественно полезному труду. Например, студенты собирали материал о преподавателях техникума, о выпускниках техникума, о знатных людях нашего края, об участниках Великой Отечественной войны, воинах-афганцах и т.д.

На основе собранного материала студенты подготавливали доклады, рефераты и выступали с ними на уроках.

5. В результате краеведческих изысканий в отдельных случаях могут быть выявлены новые фактологические данные о тех или иных событиях.

Вместе с тем краеведение - одно из средств осуществления междисциплинарных связей в преподавании различных учебных дисциплин. Оно способствует преемственности в знаниях студентов, которая важна не только как возможность знакомить будущих специалистов с прошлым и настоящим родного края, происходящими событиями, но и как дидактическое правило обучения. Использование преподавателями в ходе занятия краеведческого материала значительно активизирует деятельность студентов, а это имеет большое значение для решения вопроса о выборе методов обучения и формах связи учебных занятий.

Правильно организованная краеведческая исследовательская работа открывает большие возможности в воспитании подрастающего поколения. Студенты, прошедшие школу краеведения, всегда будут ощущать свою причастность к родному краю.

Стержнем работы кабинета гуманитарных социально-экономических дисциплин является кружок краеведения, деятельность которого осуществляется по нескольким основным направлениям:

  1. «Люби и знай свой край» (исследуется история создания городов Тамбовщины, прежде всего история г. Моршанска и сёл Моршанского района).
  2. «Они защищали Родину» (о земляках - участниках Великой Отечественной войны).
  3. «Наш техникум» (о выпускниках техникума разных лет, преподавателях разных лет).
  4. «Люди, прославившие наш край» (ветераны и передовики производства, научная и творческая интеллигенция, спортсмены и т.д.)
  5. «Духовные ценности нашего края» (архитектурные достопримечательности, храмы и т.п.)

В результате исследовательской и поисковой работы в техникуме имеется большой историко-документальный материал о создании нашего города, ряда сёл Моршанского района, многих крупных предприятий города, достопримечательностях города, людях, прославивших наш город, или известных людях разных периодов истории, связанных с Моршанском.

Собранный материал систематизирован и красочно оформлен. Многие работы (альбомы, рефераты) сопровождаются цветными фотографиями, документами, воспоминаниями ветеранов труда, передовиков производства.

Например, на основе собранного студентами материала в кабинете оформлен ряд стендов, посвященных городу и техникуму. Оформлены альбомы:

1.«Земля Тамбовская».

2. «История нашего края» (Тамбовская область).

3.«Движение Антонова на Тамбовщине».

4.«Мой край - Тамбовщина».

5.«Юность земли Моршанской».

6.«Самый лучший город Моршанск».

7. «Памятники архитектуры г. Моршанска».

8.«Страницы прошлого листая» (о знаменитых людях, связанных с нашим краем: Чичерин, Баратынский, Герасимов, Рахманинов, Лермонтов, Гайдар, Толстой и т.д.)

9.«Герои - моршанцы в годы Великой Отечественной войны».

  1. «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны (работа предприятий города, колхозов и совхозов района)».
  2. «Моршанцы на фронтах Великой Отечественной войны».
  3. «Страницы истории Моршанской железнодорожной станции».
  4. «История Моршанского текстильного техникума».
  5. «Преподаватели Моршанского текстильного техникума.
  6. «Студенты - Лауреаты премии им. А.Е. Зобнина».

Имеются воспоминания многих первых преподавателей техникума, фотографии. Многих этих людей сейчас уже нет в живых. В 90-х гг. XX в. мы ходили к ним, общались, собирали материал, они делились фотографиями, воспоминаниями. У нас сейчас большая подборка фотографий, есть видеозаписи встреч.

Имеется большое количество рефератов, написанных студентами по истории улиц нашего города, например: Интернациональная бывшая Тамбовская, Ленина (Шацкая), Гражданская (Дворянская), Пролетарская (Театральная), Лотикова (Софийская), Сакко и Ванцетти (Садовая), Пушкина (Почтовая), Евдокимова (1-я Базарная), Советская (2-я Базарная), Свободная (Набережная), Красная (Соборная), Карла Маркса (Никольская), Октябрьская площадь (Торгово-Вознесенская) и т.д.

Моршанск с 1990 года вошёл в список «Исторических городов России» и не зря, только в одной части города возвышалось 14 храмов, более 100 уникальных особняков, принадлежащих фабрикантам Асеевым, Белоусовым, купцам Платициным, Кавериным, Фоминым, Поповым, Фонталовым, Смесовым, Рымаревым, Михайловым и т.д.

Много работ студентов о достопримечательностях города, например, Свято-Троицком Соборе - «жемчужине России», как сказал о нём бывший патриарх всея Руси Алексий II во время визита в наш город. Говоря о соборе, вспоминают и визит в Моршанск последнего императора России Николая II, который посетил и Свято-Троицкий собор, и Софийский собор (ныне утраченный).

Среди памятников архитектуры и археологии, скульптуры и живописи, истории и искусства особое место занимают памятники ратной славы нашего Отечества. По всей нашей земле стоят такие памятники. В нашем городе более 30-ти памятников, обелисков, мемориальных досок, установленных в честь исторических событий Великой Отечественной войны.

На городском кладбище установлен памятник Неизвестному солдату. На территориях большинства предприятий города установлены памятники или обелиски рабочим и служащим, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Интересен по монолитности памятник рабочим суконной фабрики, которые погибли в годы войны. На 24-х мемориальных досках высечены имена 234-х воинов. Авторы памятника - тамбовский архитектор Т.Б. Кемолтынова (бывшая выпускница Моршанской детской художественной школы) и инженер фабрики Б.П. Щербаков.

На братских могилах установлены обелиски Героям Советского Союза - П.А. Синельникову, B.C. Стрельцову, И.В. Чещарину, Н.И. Борееву, кавалеру орденов Славы и степеней Ф.И. Мартынову, а на фасадах домов, предприятий, организаций, где они жили и работали, установлены мемориальные доски.

С Моршанском связаны имена многих известных людей: здесь родились русский скульптор - реалист Е.А. Лансере, представитель революционных народников 70-х гг. XIX века Софья Бардина, учёные В.И. Вернадский, А.А. Михайлов, И.Л. Клеймёнов, И.С. Нарский, В.Д. Конобеев, писатели А.П. Эртель, Е.Д. Люфанов, B.C. Клёпов, поэт И.В. Шамов, полярный лётчик Титлов М.А., получивший за освоение Арктики звание Героя Советского Союза и многие другие.

Мало кто знает, что писатель А.П. Чехов был связан с нашим городом своими корнями. Здесь жила его мать Морозова, которая считалась родственницей одного из Моршанских купцов. А.П. Чехов посвятил один из своих рассказов г. Моршанску.

Студенты оформили материалы о деятельности в г. Моршанске Быстрова Михаила Васильевича - заслуженного врача РСФСР, в августе 2004 г. посмертно ему присвоено звание «Почётный гражданин г. Моршанска». В память о М.В. Быстрове центральной Больнице присвоено его имя.

Краеведческая исследовательская работа даёт возможность студентам лучше познакомиться со своей «малой Родиной», с людьми, которые нас защищали в суровые годы войны, которые учились у нас в техникуме, с людьми, прославившими наш край.

Имеющийся краеведческий материал - это хорошая база для нравственного, экологического, патриотического воспитания молодёжи. Это наша история, а её надо знать, какой бы она ни была.

Наконец, можно говорить и о профессиональной ориентации студентов, когда прослеживается преемственность целых семейных династий, прошедших наш техникум более чем за 70 лет его существования.

Краеведческая работа позволит студентам под руководством преподавателя внести свой, пусть и небольшой, но реальный вклад в развитие отечественной истории, увидеть специфику исторического, социологического и других видов исследования и, вероятно, главное - получить опыт подлинно исследовательской деятельности во всём спектре её специфики, трудностей, радостей, особенностей. Студенты обретут определённый набор знаний, умений и навыков, которые пригодятся им в будущей взрослой жизни.


Моршанский текстильный техникум

В суровые годы Великой Отечественной войны, когда все усилия советского народа были направлены на освобождение территории, захваченной немцами в 1941-1942 г. г. , разгром фашистской германии. В такое тяжелое для страны время правительство думало о будущем, о восстановлении народного хозяйства после окончания войны и подготовке специалистов (в том числе и для текстильной промышленности). 1943 год стал переломным в ходе войны. Закончилось кровопролитнейшее сражение у стен Сталинграда, положившее начало коренному перелому в ходе войны. Летом 1943 г. на Курской дуге советские войска готовились к другому крупнейшему сражению второй мировой войны.

7 июня 1943 вышло Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР об открытии техникума при Моршанской суконной фабрике имени 1-ой Конной Армии Наркомтекстильпрома РСФСР. На основании Постановления СНК РСФСР (от 7/VI - 43г. Зл №572)

ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Организовать с 1 сентября 1943 года на базе школы ФЗУ при Моршанской суконной фабрике им. 1-ой Конной Армии, Текстильный Техникум, присвоив ему наименование «Моршанский текстильный техникум НКПТ РСФСР» и зарегистрировать его под этим наименованием в Госплане при СНК РСФСР. 2. Открыть в составе Моршанского Текстильного техникума 3 отделения: а) прядильное, по подготовке техников - технологов шерстопрядения; б) ткацкое, по подготовке техников - технологов шерстоткачества; в) ремонтно-механическое отделение по подготовке техников по ремонту текстильного оборудования.

3. Установить на 1943-44 учебный год контингент учащихся 100 человек, в том числе на прядильное отделение 30 человек, на ткацкое - 30 человек и РМО - 40 человек. 4. Директору школы ФЗУ при Моршанской суконной фабрике им 1-ой Конной Армии товарищу Рощину В. В. обеспечить набор учащихся в Моршанский Текстильный техникум для чего: а) Провести разъяснительную работу среди детей рабочих фабрики и других подростков, окончивших неполную среднюю школу (семилетку), и с 1 июля начать прием заявлений от лиц, желающих поступить в техникум.

Б) Организовать подготовительные 2-х месячные курсы без отрыва от производства для лиц, желающих поступить в техникум, но не имеющих законченного образования в объеме неполной средней школы (закончившие 6 классов, выбывшие из 7 классов) на 60 человек. в) Обеспечить подготовительные курсы учебными платами, программами, наглядными пособиями, подобрать преподавателей курсов и организовать для окончивших курсы сдачу испытаний в порядке эксперимента в средней школе по договоренности с местным отделом народного образования. г) Занятия на подготовительных курсах начать с 15-го июля 1943 года.

5. Директору Моршанской суконной фабрики им. 1-ой Конной Армии товарищу Чаузову С. А. : - предоставить техникуму помещение для учебных занятий и для проведения военнофизической подготовки учащихся и политикомассовой работы; - выделить необходимое оборудование для организации лабораторий техникума и для проведения учебной практики учащихся, предоставить право пользоваться наглядными пособиями и библиотекой школы ФЗУ. - подготовить к 15-му июля 1943 года общежитие на 50 человек, оборудованное необходимым инвентарем, для размещения в нем учащихся техникума, нуждающихся в жилплощади.

Обеспечить в течение всего учебного года нормальное состояние отопления, освещения, водоснабжения, канализации в учебном помещении, лабораториях и общежитии техникума. - предоставить учащимся право пользования подсобными мастерскими по ремонту обуви и одежды. - обеспечить питание учащихся техникума в столовой фабрики, а руководящий состав и преподавателей техникума столовой ИТР. 6. Обучение в техникуме проводить по учебным планам и программам, утвержденным ГУУЗом НКТП СССР на 19431944 учебный год. 7. Учебный год в техникуме начать с 1 октября 1943 года. Зам. народного комиссара. текстильной промышленности РСФСР: В. С. Ключарев.

История создания

Моршанский текстильный техникум находится в здании казенного винного склада. Если судить по фотографиям того времени, сто лет назад одноэтажные жилые постройки еще не были возведены, а прямо до вала тянулась ухоженная, с цветочными клумбами площадь. Предположительно именно здесь останавливались приехавшие за водкой обозы. Дело в том, что винный склад не был только складом – алкогольную продукцию здесь еще и разливали по бутылкам, а потом упаковывали.

На чудесно сохранившихся музейных фотографиях можно увидеть, как опрятные, в свежих белых передниках женщины держат в руках бутылки непривычных для глаз форм; как чисто выбритые мужчины раскладывают их по большим картонным ящикам, перекладывая пучками соломы. Первым заведующим казенным винным складом был А. Ф. Аксенов, кандидат в депутаты Государственной Думы 1905 г. , сочувствующий большевикам, проживающий по соседству с местом своей работы, в большом доме среди зелени сада.

В годы первой мировой войны в винном складе разместился военный госпиталь, а в 1917 году здание было серьезно разрушено и разворовано революционно настроенными мародерами. На сохранившейся с той поры в музее фотографии видны разнообразная крыша, пустые проемы дверей и окон… В 20-х годах прошлого столетия городские власти передали здание винного склада под училище суконной фабрики, с 1943 года в старинных стенах разместился текстильный техникум.

Моршанский текстильный техникум организован на базе Моршанской суконной фабрики в октябре 1943 года в здании Ф. З. У. фабрики. В этом здании для техникума были выделены 4-е класса для теоретических занятий и один большой класс под общежитие. Библиотека - читальня, учебная слесарная мастерская, канцелярия и столовая были общие для Ф. З. У. и техникума. Руководил техникумом и школой 1 директор при двух заместителях по учебной части - один по техникуму, другой по школе Ф. З. У.

Первый план приема был 100 человек. На 1-е октября 1943 года в техникуме было учащихся - 50 человек, которые приступили к занятиям 6-го октября. 2-го ноября было организована 3-я группа и 1-го декабря - 4-я группа. К концу учебного года в техникуме обучалось 89 человек.

Согласно приказу Народного Комиссара текстильной промышленности, прием учащихся на 1944 - 1945 учебный год был установлен в количестве 150 человек. В связи с расширением техникума к концу 1944-1945 учебного года был назначен отдельно директор для техникума и для Ф. З. У.

В связи с дальнейшим расширением, техникум в начале 1945-46 учебного года был переведен в здание библиотечного техникума, где были ему предоставлены 14 классных комнат для занятий во вторую смену. Позднее в подвальном этаже была организована учебная слесарная мастерская. Условий для дальнейшего расширения и организаций учебных мастерских в здании библиотечного техникума не было.

Распоряжением Совета Министров СССР от 15 ноября 1948 года, (за №17153-р), здание ликвидированной Моршанской школы Ф. З. У. № 4, находившейся в ведении Министерства трудовых резервов СССР, было передано Министерству легкой промышленности РСФСР для размещения в нем Моршанского Текстильного техникума. Здание бывшей школы Ф. З. У. №4 было передано по акту Текстильному техникуму 17 февраля 1949 года. В истории техникума распоряжение Совета Министров СССР о передаче ему здания бывшей школы Ф. З. У. №4 имело исключительно важное значение и по существу явилось переломным. С этого времени техникум прочно становится на собственные ноги.

Летом 1949 года техникум провел большие работы по капитальному ремонту, в корне изменивший внутреннюю структуру здания, вполне приспособленную для удовлетворения потребностей техникума.

В 1948 году техникум не имел своих учебных помещений и лабораторий. Из кабинетов имелся один ткацкий, в котором было 2 станка, но не работающих из-за отсутствия моторов и материалов. Библиотека имела 2724 экземпляров книг, но постепенно она пополнялась новыми книгами. Слесарная мастерская в 1948 году получила 2 фрезерных станка и один токарный, который были пущены после ремонта в 1948-49 учебном году.

Директором техникума с января 1948 г. работал Лучинов Михаил Евсеевич, окончивший Военно-Политическую Академию. Заместителем директора с 1943 г. работает инженер Дебердеев. Преподавательскую работу вели 18 педагогов и 4 инструктора.

С 1947 года столовая ОРСа Суконной фабрики работала при техникуме без перебоев, но её ассортимент и меню отличались однообразностью. Своей прачечной техникум не имел. Общежитиями техникум был обеспечен на 30 %. В 1-ом полугодии учебного года общежития недостаточно отапливались, не имели освещения. При содействии городских организаций и Министерства Текстильной промышленности РСФСР, выделившего техникуму новую автомашину, в феврале и марте 1948 года топливо в общежитие было подвезено на весь отопительный сезон. Но общежития были недостаточно благоустроены: мало мебели, нерегулярно бывал электросвет, не хватало умывальников.

1949 - 50 учебный год техникум впервые в своей истории провел в своем здании, располагая достаточным количеством классов для занятий в одну смену (первую). Располагая необходимым количеством преподавателей-специалистов, техникум почти совершенно не имел технологического оборудования, что отрицательно сказывалось на качестве подготовки специалистов.

Летом 1950 года в техникуме проводятся работы по капитальному ремонту подвального помещения, в котором планируется размещение оборудования для учебных мастерских. Летом 1951 года были завершены работы по капитальному ремонту подвального помещения. В течение 1951 года техникумом были получены с Московского завода новые машины: трепальная машина, щипально-замасливающая машина. Все это оборудование смонтировано в подвальном помещении. Там же было установлено 5 ткацких станков, из которых 2 автомата.

В 1952 году Министерство Легкой промышленности РССФСР отпускает техникуму средства на строительство общежития. В 1953 году строительство общежития выполнено на 60 %. 16 декабря 1954 года оно было введено в эксплуатацию. Текстильный техникум обучал и выпускал техников для текстильного производства и химического машиностроения. Находился в ведении управления по промышленности Тамбовского Совнархоза до 1960 года.

С 1961 года директором техникума был Стерин Лазарь Ильич

С 1970 по 1974 года директором была Присягина А. А.

В 1975 году директором техникума стал Сурков Н. С.

Развитие и совершенствование материальнотехнической базы началось с 1973 года. С 1973 - 76 года осуществлена надстройка 2-го этажа, а в 1976-79 годах - строительство пристройки 2-х этажного левого крыла, где на первом этаже разместились мастерские, на втором - химические лаборатории и библиотека с читальным залом. В 1979 - 80 годах построено общежитие для студентов на 360 мест и 40 квартир для служащих и преподавателей. В 1984-86 годах осуществили строительство столовой на 100 мест и актового зала на 340 мест.

С момента образования техникума до 1953 г. из стен учебного заведения выпускались специалисты только прядильного, ткацкого производств и техникимеханики

Преподаватели Моршанского текстильного техникума

Лунина Нина Николаевна В октябре 1945 г. по распоряжению Наркома текстильной промышленности была направлена на работу в Моршанск, принята на должность дессинатора суконной фабрики и по совместительству работала инженером по изобретательству. 13. 08. 46 г. переведена на работу в текстильный техникум преподавателем по ткачеству. За годы работы преподавала дисциплины: общая технология текстильного производства, оборудование и технология ткачества, строение и проектирование тканей. Ею была создана лаборатория по испытанию волокнистых материалов. Вела курсовое и дипломное проектирование, в группах технологических специальностей вела черчение. Работала заместителем директора по учебной части, была членом Государственной квалификационной комиссии. 29. 03. 75 г. уволена в связи с уходом на пенсию.

Гречкин Петр Алексеевич Работал в должности преподавателя математики Моршанского текстильного техникума с 5 сентября 1945 г. За время своей работы неоднократно получал благодарности, почетные грамоты. В 1973 г. ушел из техникума в связи с уходом на пенсию.

Потехина Ольга Владимировна Проработала 27 лет в Моршанском текстильном техникуме на должности преподавателя общетехнических дисциплин с августа 1946 г. по декабрь 1973 г. Преподавала техническую механику, машиноведение, отопление и вентиляцию. Принимала участие в общественной жизни техникума. Была депутатом городского совета народных депутатов 4х созывов, трижды избиралась народным заседателем суда, была председателем месткома техникума. Награждена многими медалями, занесена в книгу почета г. Моршанска.

Подшивалов Александр Михайлович Проработал в Моршанском текстильном техникуме с июля 1951 г. по сентябрь 1995 г. (за исключением июль 1962-июль 1965 гг.) На отделении «Шерстопрядение» преподавал и вел дисциплину «Ремонт и монтаж оборудования» у механиков. За многолетний добросовестный труд награждался медалями.

Уварова Тамара Ивановна В 1953 г. поступила на работу в Моршанский текстильный техникум на должность преподавателя общественных дисциплин. В 1975 г. была назначена на должность зав. Вечерним отделением. В 1982 г. ушла на пенсию. Много лет была секретарем парторганизации, руководила обществом «Знание». Награждена многими медалями.

Лаврентьева Елена Павловна Работала в Моршанском текстильном техникуме с 1972 по 1987 гг. Была добросовестным, аккуратным классным руководителем, повышала свой идейнотеоретический уровень в вечернем Университете марксизма-ленинизма. За плодотворную воспитательную работу имеет ряд благодарностей от администрации техникума. Активно участвовала в общественной жизни техникума, являлась председателем ревизионной комиссии месткома техникума. В коллективе преподавателей пользовалась авторитетом. В 1987 году уволилась в связи с уходом на пенсию.

Чернышова Людмила Николаевна Работала в техникуме с 1956 г. За время работы зарекомендовала себя как знающий, добросовестный, дисциплинированный преподаватель и хороший инициативный классный руководитель. За большой педагогический опыт назначена председателем предметной комиссии по специальному циклу. Всегда оказывала помощь молодым преподавателям. Систематически работала над повышением своего идейнополитического уровня. За свой добросовестный труд неоднократно избиралась председателем месткома. Имела многочисленные награды и поощрения. Уволена с 22 марта 1989 г. в связи с уходом на пенсию.

Апанасевич Любовь Ивановна В 1978 году принята на работу в Моршанский текстильный техникум преподавателем по предмету «Отделка тканей». Одновременно продолжала работать колористом на Моршанской суконной фабрике. С 1980 г. преподавала технологию отделки шерстяных тканей, химию красителей и оборудование отделочных предприятий. Являлась членом областного методического объединения преподавателей химии. За время работы неоднократно получала благодарности, почетные грамоты. 10 апреля 2001 г. уволилась в связи с уходом на пенсию.

Клюшнева Лидия Федоровна Работала в Моршанском текстильном техникуме с 1968 г. преподавателем немецкого языка. В 1982 г. была назначена на должность зав. отделением по методической работе. Уволилась из техникума в октябре 1992 г. в связи с уходом на пенсию.

Родина Светлана Максимовна Принята на работу в Моршанский текстильный техникум в 1969 г. на должность преподавателя химии. В 1981 г. назначена на должность зам. директора по учебно-воспитательной работе. На всех участках ее работу отличали компетентность, чувство долга, добросовестность, трудолюбие, внимательное, чуткое отношение к студентам и педагогическим кадрам. За время работы в качестве зам. директора по учебно-воспитательной работе проявляла себя принципиальным руководителем, умело направляющим деятельность учебного заведения на обеспечение получения обучающимися глубоких знаний, развитие и совершенствование их творческого потенциала, внедрение в обучающий процесс передовых технических и научно – методических средств обучения. За свой добросовестный труд имела многочисленные награды и поощрения. В 2005 г. ушла на заслуженный отдых.

Ведренникова Анна Ивановна В марте 1969 г. Перешла на работу в Моршанский текстильный техникум на должность зам. Директора по производственному обучению, где и проработала до ухода на пенсию. За время работы в техникуме зарекомендовала себя как знающий, добросовестный, дисциплинированный работник. Как заместитель директора по производственному обучению она большое внимание уделяла научной организации практического обучения в техникуме. Анна Ивановна поддерживала тесную связь с базовым предприятием, где проходили практику студенты. Большое внимание она уделяла воспитанию мастеров производственного обучения, контролю за ходом прохождения учебной и преддипломной практик. За свой добросовестный труд имела многочисленные награды и поощрения. 31 мая 2000 г. ушла на пенсию.

Стрельцова Татьяна Васильевна В 1967 г. была пришла на работу в Моршанский текстильный техникум в качестве преподавателя спецдисциплин. С 1970 по 1975 гг. исполняла обязанности зав. Вечерним отделением техникума. За годы работы в техникуме Татьяна Васильевна подготовила около 1500 высококвалифицированных специалистов ткацкого производства. Многие ее выпускники сегодня занимают руководящие посты на текстильных предприятиях России, в других промышленных структурах. За свой добросовестный труд имела многочисленные награды и поощрения. 26 августа 2000 г. ушла на пенсию.

Стрельцова Евгения Тимофеевна В 1968 г. закончила Университет и пришла работать в техникум, в качестве учителя химии и биологии. Проработав в техникуме 39 лет, она обучила очень большое количество учащихся. Она преподавала такие предметы, как «Органическая и неорганическая химия», «Физическая и коллоидная химия», «Биология». За время работы выпустила 10 групп, в которых была классным руководителем. С ее помощью было подготовлено большое количество специалистов отделочного производства среднего звена. С ее помощью осуществлялась подготовка студентов в Московскую текстильную академию. За свой добросовестный труд имела многочисленные награды и поощрения. Всю свою жизнь Евгения Тимофеевна посвятила Моршанскому текстильному техникуму и его студентам.

Не без гордости можно говорить о том, что на ряде предприятий текстильной промышленности страны ключевые позиции занимают наши выпускники, а на ОАО «Моршанская мануфактура» практически весь состав руководителей, что называется, с верху до низу, наши выпускники. Немало выпускников техникума за добросовестный труд награждены правительственными наградамиорденами и медалями, носят почетное звание «Заслуженный работник текстильной и легкой промышленности Российской Федерации». Почти четверть преподавательского состава и все мастера производственного обучения техникума его выпускники.

Моршанский текстильный техникум подготовил специалистов по следующим специальностям:

«Технология текстильных изделий»: - Прядильное производство; - Ткацкое производство

«Оборудование текстильных предприятий»

С 1953 г. вводится специальность: «Химическая технология отделочного производства» Выпускники данной специальности должны быть готовы к профессиональной деятельности по организации и контролю технологических процессов отделочного производства в качестве техника в организациях текстильной промышленности различных организационноправовых форм.

В 1970 г. вводится специальность: «Экономика и бухгалтерский учет» Выпускники данной специальности должны быть готовы к профессиональной деятельности по бухгалтерскому учету и анализу имущества, обязательств и хозяйственных операций в качестве бухгалтера на предприятиях, организациях, учреждениях независимо от их организационно-правовых форм.

В 1994 г. вводится специальность: «Коммерция» Выпускники данной специальности должны быть готовы к профессиональной деятельности по организации процессов, связанных со сбытом, обменом и продвижением товаров (услуг) от производителей к потребителям с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли в качестве коммерсанта в организациях (предприятиях) различных организационно-правовых форм.

В 2006 г. вводится специальность: «Моделирование и конструирование швейных изделий» Выпускники данной специальности должны быть готовы к профессиональной деятельности по конструированию и изготовлению швейных изделий; по разработке конструкторской, технологической и другой документации в качестве конструктора-модельера в организациях легкой промышленности различных организационно-правовых форм.

В 2008 г. вводится специальность: «Сварочное производство» Выпускники данной специальности должны быть готовы к профессиональной деятельности в области производства сварочных конструкций в качестве техника на промышленных предприятиях, в научно – исследовательских и конструкторских организациях различных организационно-правовых форм собственности.

В настоящее время идет подготовка студентов по следующим специальностям:  «Технология текстильных изделий»;  «Экономика и бухгалтерский учет»;  Коммерция;  «Моделирование и конструирование швейных изделий»;  «Сварочное производство».

Российская Федерация Моршанский Городской Совет Народных Депутатов Тамбовской области /первый созыв-заседание/ Решение 12 сентября 197 г. г. Моршанск № 138 «О городских ежегодных именных премиях» Рассмотрев предложение администрации города, постоянных депутатских комиссий по вопросам бюджета, экономики и налогообложению, по вопросам социальной политики городского Совета народных депутатов, директоров учебных заведений города и учительской общественности, в целях обеспечения морального и материального поощрения наиболее одаренных учащихся общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений и профессионально-технического училища, для увековечивания памяти заслуженных людей г. Моршанска, городской Совет народных депутатов Решил: Утвердить с 1998 г. для наиболее одаренных учащихся средних – специальных учебных заведений ежегодную премию имени Зобнина А. Е. – текстильный техникум…

Зобнин Алексей Егорович /1918-1992/ Родился 16 февраля 1918 г. в с. Пичаево Тамбовской области. Начал свою трудовую деятельность с 1938 г. на торфболоте. С 1941 -1945 гг. защищал свою Родину на фронте, был трижды ранен. За мужество и отвагу, проявленные в боях, был награжден орденами Отечественной войны. Вернувшись с фронта, Алексей Егорович, вновь пришел трудиться на торфпредприятие теперь уже в качестве начальника корчевки. В 1953 г. Е. А. Зобнин был переведен на суконную фабрику на должность заместителя директора. С 1956 г. назначается директором предприятия. За время его деятельности произошли большие изменения в экономическом и социальном развитии не только фабрики, но и народа. В 1981 г. Зобнин А. Е. ушел на заслуженный отдых.

Лауреаты премии имени А. Е. Зобнина

Смольянинов Алексей Владимирович -первый лауреат премии имени А. Е. Зобнина 1998 года Окончив 9 классов Алексей поступил в Моршанский текстильный техникум на прядильное отделение. За время обучения в техникуме зарекомендовал себя только с положительной стороны. В течении 4х лет был старостой группы. В 1999 году закончил с отличием текстильный техникум и был направлен на продолжение учебы в Московскую Государственную текстильную Академию им. А. Н. Косыгина.

Пищальникова Наталья Владимировна лауреат премии имени А. Е. Зобнина 1999 года Окончив 9 классов Алексей поступила в Моршанский текстильный техникум на отделение «Экономика, бухгалтерский учет и контроль». За время обучения в техникуме Наталья зарекомендовала себя только с положительной стороны, была образцом и примером для всех в группе. В течение срока обучения училась только на «отлично». Староста группы, она всегда серьезно относилась ко всем поручениям. Умело работала с компьютером, активно участвовала в спортивной жизни техникума. В 1999 г. с отличием закончила текстильный техникум и продолжила учебу в академии.

Моргун Алексей Сергеевич лауреат премии имени А. Е. Зобнина 2000 года Окончив 9 классов Алексей поступил в Моршанский текстильный техникум на специальность «Коммерция». Все годы обучения занимался на «отлично» по всем дисциплинам. Был активным участником общественной жизни техникума. Серьезно занимался спортом. Был в составе сборной техникума, участвовал в городских и районных соревнованиях. Выполнял обязанности физорга группы. С увеличением занимался информатикой. В 2000 году с отличием окончил техникум и поступил в Тамбовский военноавиационный институт.

Марусева Екатерина Владимировна лауреат премии имени А. Е. Зобнина 2001 года Окончив 9 классов Алексей поступила в Моршанский текстильный техникум на отделение «Химическая технология отделочного производства». За все годы учебы занималась только на «отлично» по всем дисциплинам. Принимала активное участие в общественной жизни техникума и группы. Являлась активным участником художественной самодеятельности, конкурсов мастерства по специальности. В группе выполняла обязанности старосты. В 2001 г. окончила техникум с отличием.

Лебедева Юлия Сергеевна лауреат премии имени А. Е. Зобнина 2002 года В 1999 г. закончила гимназию г. Моршанска и поступила Моршанский текстильный техникум на специальность «Коммерция». Принимала активное участие в художественной самодеятельности. Составляла сценарии, пела, танцевала. Участвовала в спортивных соревнованиях по волейболу, баскетболу в техникуме. После окончания техникума в 2002 г. , Юлия поступила в заочный институт текстильной и легкой промышленности на факультет «Экономика».

Добин Михаил Михайлович лауреат премии имени А. Е. Зобнина 2003 года Окончив с отличием 9 классов Михаил поступил в Моршанский текстильный техникум на специальность «Прядильное производство». За время обучения в техникуме, принимал активное участие в художественной самодеятельности, занимался спортом, участвовал в соревнованиях по легкой атлетике. Все годы учился только на отлично, участвовал в олимпиадах, КВН, конкурсах мастерства. Закончил техникум в 2004 году с отличием и был направлен на продолжение учебы в Московскую Государственную текстильную академию им. А. Н. Косыгина.

Волкова Елена Александровна лауреат премии имени А. Е. Зобнина 2004 года Окончив с отличием 9 классов СОШ №4, Елена поступила в Моршанский текстильный техникум на специальность «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». В техникуме училась только на «отлично», принимала активное участие в общественной жизни». Активно участвовала в художественной самодеятельности и КВН. Участвовала в городских и областных спортивных соревнованиях по баскетболу. После окончания с отличием техникума, поступила в Московский заочный институт текстильной и легкой промышленности на факультет «Экономика и управление».

Зобнин Александр Витальевич лауреат премии имени А. Е. Зобнина 2005 года После окончания 9 классов поступил в Моршанский текстильный техникум на специальность «Коммерция». За период обучения в техникуме, зарекомендовал себя только с положительной стороны. Являлся образцом для студентов группы. Работоспособный, постоянно занимался повышением уровня своих знаний. Принимал активное участие в общественной жизни техникума. Являлся председателем студенческого Совета техникума. Активно занимался баскетболом, неоднократно защищал честь техникума в городских и областных соревнованиях. Принимал участие в художественной самодеятельности, в конкурсах мастерства по специальности. После окончания техникума, продолжил учебу в Тамбовском государственном Университете им. Г. Державина.

Зайцева Светлана Александровна лауреат премии имени А. Е. Зобнина 2006 года Окончив 9 классов Светлана поступила в Моршанский текстильный техникум на специальность «Химическая технология отделочного производства». За период обучения в техникуме, зарекомендовала себя только с положительной стороны. Всегда была примером для студентов в учебе и общественной жизни. Все годы обучения Светлана принимала активное участие в спортивной жизни техникума. Являлась чемпионкой области по легкой атлетике среди ССУЗ. Неоднократно защищала честь техникума в городских соревнованиях по легкой атлетике. После окончания с отличием техникума, продолжила учебу в Тамбовском государственном Университете им. Г. Державина.

Попов Андрей Сергеевич лауреат премии имени А. Е. Зобнина 2007 года После окончания 9 классов поступил в Моршанский текстильный техникум на специальность «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». За время учебы проявил себя только с положительной стороны. Занимался в спортивной секции, участвовал в соревнованиях по волейболу. В составе волейбольной команды техникума, неоднократно становился победителем городских и областных соревнований. Принимал активное участие в художественной самодеятельности, выступал за честь техникума в межрегиональном фестивале «Студенческая весна 2006» в г. Тамбове. После окончания с отличием техникума, продолжил обучение в Московском Государственном Университете инженерной экологи факультет «Экономика и управление».

Прозорова Юлия Геннадьевна лауреат премии имени А. Е. Зобнина 2008 года После окончания 9 классов поступила в Моршанский текстильный техникум на специальность «Технология текстильных изделий». За время обучения в техникуме зарекомендовала себя только с положительной стороны, является образцом и примером для всей группы. Юлия учится только на «отлично». Староста группы, она всегда серьезно относится ко всем поручениям. Добросовестно занимается кружковой работой, умело работает с компьютерной техникой, активно участвует в спортивной жизни техникума. Она занимается баскетболом, принимает активное участие в смотрах художественной самодеятельности.

Техникум сегодня…

В 2002 ГОДУ БЫЛ ОТКРЫТ СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС «Юность», играющий большое значение в спортивной жизни не только Моршанска, но и Тамбовской области

Общежитие техникума функционирует с 1980 г. Здесь созданы все условия для комфортного проживания студентов.

КАТЕГОРИИ

ПОПУЛЯРНЫЕ СТАТЬИ

© 2024 «school-mon.ru» — Школьный понедельник - Образовательный портал